Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности «Мы будущее» (статья)
статья

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Статья овнеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotnikovaia_-_vneurochnaya_deyatelnost.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности «Мы будущее»

Коротникова Ирина Анатольевна, ira02@list.ru

бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

«Лицей № 29», учитель русского языка и литературы

В последнее время на передний план по телевидению и в Интернете выдвигаются такие ценности, как материальное благополучие, престиж и социальный статус. Некоторые считают, что успех зависит от богатства и никак не связан с нравственными качествами человека. Часто ученики рассказывают истории о людях, которые добились власти и успеха не совсем честным путем, тем не менее они влиятельны, богаты и знамениты. Также в средствах массовой информации пропагандируется насилие, а в молодёжной среде наблюдаются такие явления, как курение и наркомания, криминализация, утрата семейных ценностей, низкий уровень культуры и морали [3]. Значит духовная составляющая человека не так уж важна? Конечно же, важна. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Первая определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания, вторая представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. [2, с. 6]

В настоящее время школа, как никогда раньше, выполняет важную воспитательную функцию, поэтому необходимо обновление содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. [1, с. 6]

Внеурочная деятельность даёт возможность в полной мере реализовать требования ФГОС, так как характеризуется отсутствием возрастного ограничения и поэтому позволяет использовать различные приёмы духовно-нравственного воспитания школьника, вовлекая учеников в активную деятельность. При этом учитываются интересы каждого ребёнка и предполагается добровольное посещение занятий.

В нашем лицее есть внеурочная деятельность «Мы будущее», которая предполагает работу с классным коллективом по различным направлениям, одним из которых является духовно-нравственное. Проводит эти занятия классный руководитель, используя такие формы деятельности, как дискуссии, круглые столы, беседы, викторины. Темы направлены на работу по духовно-нравственному воспитанию, например, «Каким должен быть настоящий друг?», «Возможность человека выбирать между добром и злом», «Какой я ребёнок?», «Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы». Они помогают обучающимся понять свою роль в мире и семье, привить уважение к родителям и окружающим, научиться выстраивать отношения с ребятами.

Работая в рамках данного направления, можно уделять внимание не только собственным чувствам и чертам характера, но и воспитывать любовь к своей стране. Дискуссия на тему: «Готов ли я служить своей Родине?» помогает ребятам разобраться в себе и ответить на вопрос, являются ли они патриотами. Отталкиваясь от собственных эмоций, можно подобрать материал прошлых лет, исторические наброски или сведения, в которых речь идет о защитниках нашей Родины в её самые страшные времена. По результатам работы можно написать интервью с какой-нибудь исторической личностью, например, с героем Великой Отечественной войны. Такие задания способствуют пробуждению интереса к прошлому своей страны, воспитывают патриотические чувства.

Беседы и круглые столы по темам: «Как вести себя на уроке», «Век живи – век учись», «Милосердие и взаимовыручка» - направлены на воспитание положительного отношения к учёбе и труду, развивают потребность в общении, воспитывают неравнодушное отношение к окружающим, вовлекают учеников в коллективную деятельность.

Проводимая работа должна опираться не только на коммуникативные задания, но и быть направлена на конкретный результат: создание различных проектов, рисунков, плакатов, видеороликов и др. Такая деятельность может быть приурочена к ежегодным мероприятиям и праздникам и помогает развить интерес к русским традициям, особенностям национальной культуры и быта. Для поддержания этого интереса необходимо посещение различных музеев, например, Краеведческого.

Невозможно говорить о духовно-нравственном воспитании без посещения спектаклей, выставок, концертов и других культурных мероприятий. Современные интерактивные выставки, экскурсии в формате квестов привлекают обучающихся, но в то же время оставляют след в их душе. Особенно интересны мастер-классы, где ребята не просто слушают кого-то, а сами могут прикоснуться к истории.

Наши лицей активно сотрудничает и с представителями духовно-религиозной сферы. Ребятам нравятся беседы со священнослужителями о добре и зле, плохих поступках, нравственных основах семьи и дружбы. Мы с детьми ходим на экскурсии по омским святыням, посещаем храмы и церкви. Конечно, мы живем в светском государстве, но для духовно-нравственного воспитания такие встречи необходимы школьникам. Информация, которую ученик получает от духовного наставника, усваивается лучше, чем та, которая исходит от учителя, потому что воспринимается иначе.

Создавая проекты на различную тематику, ребята начинают активно интересоваться искусством, литературой, музыкой, становясь культурно развитыми и воспитывая в себе эстетический вкус. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, и внеурочная деятельность помогает сформировать основы морали, самосознания личности и укрепить нравственные качества.

Список литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

2. Дегтярёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление в образовании // «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в условиях новой модели образования» - URL: http://shkola5nel.ru/DswMedia/duxovnonravstvennoe.pdf (Дата обращения: 29.10.2019)

3. Колесниченко С.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности - URL: http://festival.1september.ru/articles/607957/ (Дата обращения: 31.10.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Духовно - нравственное развитие личности в школе во внеурочной деятельности.

В презентации содержится материал о целях и задачах духовно - нравственного  воспитания школьников в рамках реализации ФГОСТ новвого поколения....

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."...