Программа дополнительного образования "Мастерилка"
рабочая программа (6, 7 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Программа дополнительного образования "Мастерилка" для учащихся с ОВЗ от 12 до 14 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа № 10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г.Белореченска)

Программа дополнительного образования для

учащихся специальных (коррекционных) школ с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС О у/о

«Мастерилка»

              Автор - составитель  программы:

              Куликова Светлана Владимировна,

                                     учитель профильного труда (швейное дело)

                                     ГКОУ школы № 10 г. Белореченска

Пояснительная записка

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»,  с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",  возникает необходимость привлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  в социум с целью дальнейшей адаптации и интеграции их в  современных условиях.

Образовательная программа “Мастерилка” по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации – кружковой и предназначена для детей 10-13 лет обучающихся в специальной (коррекционной) школе.  Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 37 часов в год.

Одной из главных задач коррекционно-развивающего и учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как это способствует формированию, развитию и коррекции речи и мышления ребёнка. Поэтому основной акцент в работе педагога дополнительного образования должен быть направлен на практические

упражнения, способствующие формированию и совершенствованию мелкой моторики.

Учащиеся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)    имеют стойкие нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке «Мастерилка» способствуют сглаживанию и коррегированию вышеуказанных нарушений.

В ходе занятий  учащиеся овладевают навыками и  способами работы с пластилином,  с природными материалами, бумагой и картоном, с текстильными материалами (нитками).

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа с различными материалами способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.

Цели:

Образовательные: познакомить с различными материалами и их свойствами;

формировать: умения планировать свою деятельность; начальные технологические знания, умения и навыки по обработке различных материалов; умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;

Коррекционно-развивающие

развивать: творческие способности учащихся, способность самостоятельного планирования  своих действий и выполнения  изделия;

коррегировать: психические процессы; зрительное восприятие и пространственную ориентировку.

Воспитательные:

формировать  уважительное отношение к результатам труда; способность сотрудничества в коллективной деятельности; познавательный интерес к творческой и досуговой деятельности, к разным видам труда;

способствовать развитию:  активности, инициативы,  трудолюбия, психологической готовности к труду, дисциплинированности, настойчивости.

Задачи:

Образовательная: знакомство с различными материалами и их свойствами;

формирование: умения планировать свою деятельность; начальных технологических знаний, умений и навыков по обработке различных материалов; умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств.

Коррекционно-развивающие

развитие: творческих способностей учащихся, способности самостоятельно планировать  свои действия и изготавливать  изделия;

коррекция: психических процессов; зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Воспитательные:

формирование  уважительного отношения к результатам труда; способности сотрудничества в коллективной деятельности; познавательного интереса к творческой и досуговой деятельности, к разным видам труда;

 воспитание:  активности, инициативы,  трудолюбия, психологической готовности к труду, дисциплинированности, настойчивости.

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что она решает широкий спектр разноплановых задач, позволяющих  привлекать  не только учащихся с легкой умственной отсталостью, но и учащихся, обучающихся по АООП (вариант 2).

На занятиях учащиеся занимаются различными видами деятельности: лепкой, аппликацией,  конструированием, шитьем, плетением. В процессе изготовления изделий дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные трудовые умения и навыки. В программу кружка включены разные виды предметно-практической деятельности, интересные для детей данного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью, продолжать работу по формированию связной устной речи, так как оречевление своих действий  организует их труд и одновременно совершенствует речевые навыки.

 Предложенная программа позволяет  в процессе занятий осуществлять коррекцию стойких нарушений  познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Учебный материал  подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей.

На занятиях предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной (пластилином);
  • работа с природными материалами;
  • комбинированные работы с разными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с подручными материалами;
  • работа с текстильными материалами (нитки).

Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с  интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования для каждой  категории обучающихся.

АООП (вариант 1)

АООП (вариант 2)

Личностные

- положительное отношение к окружающей действительности, взаимодействие с ней и эстетическое восприятие;

- познавательный интерес к различным видам декоративно-прикладной деятельности;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;

- стремление к собственной творческой деятельности;

- осознанное построение речевого высказывания;

- ориентировка в задании;

- умение сравнивать, делать обобщения;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к  взаимодействию  с ней, эстетическое восприятие;

 - познавательный интерес  к доступным видам декоративно-прикладной деятельности;

- адекватное понимание успешности (неуспешности) творческой деятельности;

- демонстрация результатов своей работы;

- построение речевого высказывания с помощью учителя или самостоятельно;

- ориентировка в задании (частично с помощью учителя);

- умение наблюдать, делать простейшие сравнения;

Предметные

Знать:

- правила т\б;

- название и назначение ручных инструментов, приспособлений;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- виды материалов;

- последовательность трудовых действий: разметка, резание, сборка, отделка, окрашивание;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения: клей, нитка, тонкие веревочки;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, декорирование объемными материалами;

Уметь:

- анализировать образец изделия;

- организовывать свое рабочее место в соответствии с видом работы, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции изделий;

- читать простейший чертеж (эскиз), самостоятельно ориентироваться в пооперационной карте;

- выполнять доступные практические задания с опорой на схему, образец и др.;

- самостоятельно соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, тонких веревочек;

- безопасно использовать и хранить колющие и режущие инструменты;

Знать:

- правила т\б;

- название и назначение ручных инструментов (показывать и называть частично с помощью учителя);

- правила обращения с колющими и режущими инструментами (соблюдать в процессе работы);

- виды материалов (узнавать, называть с помощью учителя);

- последовательность несложных трудовых действий: разметка (с помощью складывания), резание (бумаги и картона), сборка (клеем), окрашивание;

- разметка сгибанием;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация;

Уметь:

- анализировать с помощью учителя образец изделия;

- организовывать рабочее место, следить за порядком на столе, убирать по окончании работы материалы и инструменты;

- подбирать материалы в соответствии с образцом изделия;

- частично с помощью учителя различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- ориентироваться в пооперационной карте с помощью учителя;

- с помощью учителя выполнять доступные практические задания с опорой на образец;

- с помощью учителя соединять детали с клеем, нитками, тонкими веревочками;

- безопасно использовать и хранить колющие и режущие инструменты;

Базовые учебные действия

- умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу (на период 2-3 занятий);

- умение анализировать предложенное учебное задание;

- планирование последовательности действий в изготовлении изделий;

- осуществление итогового и пошагового контроля своей творческой деятельности;

- краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков;

- внесение необходимых корректив в изделии после его завершения на основе оценки сделанных ошибок.

- умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу (на период 1 занятия);

- умение с помощью учителя называть трудовые действия и материалы изделия;

- планирование с помощью учителя последовательности действий отдельного этапа в изготовлении изделия;

- осуществление контроля своих действий с помощью учителя;

- оценка и анализ своего изделия с помощью учителя;

- внесение необходимых корректив в действие после совместного с учителем анализа работы.

Условия реализации программы

Занятия  предназначены для  учащихся  10-13 лет.

Виды и формы организации учебного процесса:

фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Формы и режим занятий

Срок реализации программы 1 год (37 часов). Количество часов в неделю - 1 час.

Группы  комплектуются в количестве не менее 12  человек.

Продолжительность занятия – 40 мин.

Формы контроля в процессе обучения:

Личностные достижения, творческие работы, выставка работ.

Содержание обучения

Работа с глиной (пластилином)

Беседа о труде и профессиях. Соблюдение  ТБ  и  санитарно-гигиенических требований. Знакомство с материалами для лепки «Глина», «Пластилин». Организация рабочего места. Инструменты. Виды глины. Цветораспознавание  глины. Лепка из глины и пластилина. Разминание, отщипывание кусочков пластилина. Лепка по образцу предметов посуды: чайник, чашка, ложка, вилка, нож. Составление композиции. Лепка по образцу предметов овальной формы. Лепка по образцу сказочных персонажей: медведь, белка, Смешивание цветов. Лепка по образцу: фиалка, дерево.

Работа с природными материалами

Заготовка природных материалов. Техника безопасности при работе. Свойства природных материалов. Способы крепления. Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных цветков и веточек, составление композиции. Составление сюжетной картины из засушенных листьев, цветов и веточек  «Птица». Изучение основных признаков и  свойств камней и песка. Составление композиции «Берег моря». Использование зерна в художественном творчестве. Композиция «Цветок» из различных видов зерна. Композиция из природных материалов (высушенные колоски и цветы): разноцветное поле.

Комбинированные работы с разными материалами

Организация рабочего места. Виды материалов для комбинированных работ. Техника безопасности. Фактура материалов. Сочетаемость. Использование инструмента пинцет. Использование горячего клея или силикатного клея. Выполнение поделки из нескольких деталей. Оформление  панно из тополиного пуха по образцу: цыпленок. Изготовление панно по образцу из семян ясеня: жар-птица, силуэты деревьев. Изготовление панно из ниток, семян и ваты: утка с утятами, колосок в поле.

Работа с бумагой и картоном

Виды бумаги и картона. Цветораспознавание  бумаги. Инструменты. Техника безопасности. Шаблон и линии разметки.Сгибание и разгибание, разрывание  по прямым линиям.Изготовление фигурных флажков: елочки. Изготовление книжки по  образцу.Аппликация. Орнамент в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету (круг, квадрат, прямоугольник).

Картон. Назначение.  Вырезание треугольника, круга, квадрата.

Поделки из картона и бумаги по образцу: пригласительный билет, поздравительные открыткик празднику на выбор.

Работа с подручными материалами

Виды подручных материалов, их свойства, инструменты для работы. Сочетаемость материалов в композиции. Способы крепления. Техника безопасности при работе с силикатным клеем. Изготовление фигурок животных  пластиковой посуды  по образцу. Изготовление кухонной посуды из макарон: чайник, чашка.

Работа с текстильными материалами (нитки)

Виды текстильных материалов. Нитки: их изготовление, свойства, применение. Техника безопасности.

Связывание, наматывание ниток. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки): солнышко, цветок. Связывание ниток в пучок. Витьё шнура из толстых цветных ниток. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, закрашивание контура.

Тематическое планирование  1 год обучения (37 часов)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Беседа о труде и профессиях. Соблюдение  ТБ  и  санитарно-гигиенических требований.Знакомство с образцами практических работ на учебный год.

Закрепляют названия профессий. Знакомятся с образцами практических работ. Закрепляют правила т\б при работе в мастерской, при работе с ручными инструментами.

Работа с глиной (пластилином) (6 часов)

Знакомство с материалами для лепки «Глина», «Пластилин». Организация рабочего места. Инструменты. Виды глины. Цветораспознавание  глины. Лепка из глины и пластилина. Разминание, отщипывание кусочков пластилина. Лепка предметов округлой формы. Лепка по образцу предметов посуды: чайник, чашка, ложка, вилка, нож. Составление композиции. Лепка по образцу предметов овальной формы. Лепка по образцу сказочных персонажей: медведь, белка, Смешивание цветов. Лепка по образцу: фиалка, дерево.

Учатся готовить и убирать рабочее место, соблюдать порядок на нем. Знакомятся с инструментами, видами глины и пластилина.

Учатся разминать, отщипывать кусочки пластилина. Учатся лепить предметы округлой формы. Учатся работать по образцу.

Работа с природными материалами (7 часов)

Работа с природными материалами

Заготовка природных материалов. Техника безопасности при работе. Свойства природных материалов. Способы крепления. Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных цветков и веточек, составление композиции. Составление сюжетной картины из засушенных листьев, цветов и веточек  «Птица». Изучение основных признаков и  свойств камней и песка. Составление композиции «Берег моря». Использование зерна в художественном творчестве. Композиция «Цветок» из различных видов зерна. Композиция из природных материалов (высушенные колоски и цветы): разноцветное поле.

Заготавливают природные материалы: моют, чистят, высушивают. Сравнивают различные природные материалы по их свойствам. Изучают способы крепления материалов. Учатся составлять сюжет и композицию из отдельных деталей. Учатся работать по схеме и по образцу.

Комбинированные работы с разными материалами (6 часов)

Организация рабочего места. Виды материалов для комбинированных работ. Техника безопасности. Фактура материалов. Сочетаемость. Использование инструмента пинцет. Использование горячего клея или силикатного клея. Выполнение поделки из нескольких деталей. Оформление  панно из тополиного пуха по образцу: цыпленок. Изготовление панно по образцу из семян ясеня: жар-птица, силуэты деревьев. Изготовление панно из ниток, семян и ваты: утка с утятами, колосок в поле.

Закрепляют правила организации рабочего места. Знакомятся в видами материалов для комбинированных работ. Сравнивают материалы по их фактуре. Учатся пользоваться пинцетом. Учатся пользоваться силикатным или горячим клеем. Знакомятся с различными способами оформления панно.  Учатся приклеивать объемные материалы на плоскую поверхность.

Работа с бумагой и картоном (6 часов)

Виды бумаги и картона. Цветораспознавание  бумаги. Инструменты. Техника безопасности. Шаблон и линии разметки.Сгибание и разгибание, разрывание  по прямым линиям.Изготовлений флажков и гирлянд путем сгибания и украшение их аппликацией: елочки.

Вырезание квадратов из полосы. Вырезание прямоугольников, размеченных по шаблону.Округление прямоугольников и квадратов на глаз. Изготовление книжки по  образцу. Аппликация. Вырезание из бумаги, сложенной пополам.Орнамент в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету (круг, квадрат, прямоугольник).

Картон. Назначение.  Вырезание треугольника, круга, квадрата. Составление композиций по образцу.

Поделки из картона и бумаги по образцу: пригласительный билет, поздравительные открытки к празднику на выбор.

Знакомятся с видами бумаги и картона. Сравнивают бумагу и картон по их свойствам. Определяют цвет (с оттенками). Закрепляю правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Знакомятся с понятием шаблон. Учатся разметке по шаблону. Учатся размечать линии отреза без шаблона. Учатся изготовлению гирлянд способом сгибания «гармошкой». Учатся вырезанию квадратов из полосы. Учатся округлять прямоугольники и квадраты на глаз. Учатся составлять композицию по образцу и дополнять ее деталями по собственному замыслу.

Работа с подручными материалами (3 часа)

Виды подручных материалов, их свойства, инструменты для работы. Сочетаемость материалов в композиции. Способы крепления. Техника безопасности при работе с силикатным клеем. Изготовление фигурок животных  пластиковой посуды  по образцу. Изготовление кухонной посуды из макарон: чайник, чашка.

Знакомятся с видами и общими свойствами подручных материалов. Знакомятся с инструментами для их обработки. Определяют сочетаемость различных материалов и использование их в композиции. Знакомятся с различными способами крепления. Учатся изготавливать фигурки животных из пластиковой посуды и пластилина. Учатся изготавливать модель посуды из макарон и пластилина.

Работа с текстильными материалами (нитки) (7 часов)

Виды текстильных материалов. Нитки: их изготовление, свойства, применение. Техника безопасности.

Связывание, наматывание ниток. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки): солнышко, цветок. Связывание ниток в пучок. Витьё шнура из толстых цветных ниток. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, Закрашивание контура.

Знакомятся с видами текстильных материалов. Знакомятся с видами ниток, из изготовлением, свойствами, применением. Учатся наматывать нитки на картонную заготовку, изготавливать плоскую игрушку. Учатся связывать нитки в пучок. Учатся вить шнур из толстых цветных ниток. Учатся плести пояс (или закладку) из 4 прядей. Учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки. Учатся шить по проколам. Учатся вышиванию геометрических фигур.

Итоговое повторение (1час)

Материалы и инструменты, используемые при изготовлении поделок. Техника безопасности. Организация выставки работ учащихся.

Закрепляют знания о материалах, используемых для поделок, в течение учебного года. Вместе с учителем готовя поделки к выставке работ.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел

Тема занятия

Колич. часов

Дата

Основные виды деятельности

Материально-техническое обеспечение, оборудование

1

1. Введение

(1 час)

Цели и задачи курса. Знакомство с образцами практических работ на учебный год. Техника безопасности.

1

Подготовить свое рабочее место самостоятельно. Выявление знаний  о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Употреблять в речи техническую терминологию.

Рассмотреть и обобщить материалы, назвать одним словом.

Презентация, образцы изделий, материалы для работ (природные, бросовые, текстильные), клей, ножницы, пинцет.

2

2. Работа с глиной (пластилином).

(6 часов)

Организация рабочего места. Инструменты. Виды глины. Цветораспознавание  глины. Техника безопасности при работе с глиной.

1

 Подготовка и содержание в порядке рабочего места. Закрепление знаний об инструментах, используемых при работе с глиной и пластилином. Знакомятся с видами глины и пластилина. Учатся распознавать цвет глины.

Презентация, стеки, глина, пластилин, досточки, образцы изделий

3

П.Р.  Лепка по образцу: чайник, чашка.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся разминать, отщипывать кусочки пластилина.

Учатся лепить предметы округлой формы.

Образец изделия, чайник, чашка, пластилин, стеки, досточки, салфетки

4

П.Р.  Лепка по образцу: ложка, вилка, нож.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся работать по образцу.

Образец изделия, ложки, вилки, пластилин, стеки, досточки, салфетки

5

П.Р. Лепка по образцу сказочных персонажей: 6медведь, белка.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, игрушки (медведь и белка), пластилин, стеки, досточки, салфетки

6

П.Р.  Смешивание цветов.  Лепка по образцу: фиалка.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Презентация, образец изделия, цветок в горшке, пластилин, стеки, досточки, салфетки

7

П.Р. Лепка по образцу: дерево.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Иллюстрации,  образец изделия, пластилин, стеки, досточки, салфетки

8

Работа с природными материалами

(7 часов)

Организация рабочего места. Заготовка, свойства природных материалов. Техника безопасности при работе.

1

Заготавливают природные материалы: моют, чистят, высушивают. Сравнивают различные природные материалы по их свойствам.

Презентация, веточки, засушенные цветы, листья, ракушки, камни, песок, шишки, желуди, клей ПВА, кисточки, клеенки, цветной картон.

9

П.Р. Композиция по образцу из листьев, шишек и веточек.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Изучают способы крепления материалов.

Образец изделия, картон, рамка, клей, шишки, листья, веточки, мох, клеенки,  салфетки.

10

П.Р. Композиция из природных материалов: птица.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, картон, рамка, клей, шишки, листья, веточки, желуди, клеенки,  салфетки.

11

П.Р. Композиция из природных материалов: берег моря из камней и песка.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся составлять сюжет и композицию из отдельных деталей.

Образец изделия, картон, рамка, клей, мелкие камни, песок, краски, кисти, клеенки,  салфетки.

12

П.Р. Композиция  из различных видов зерна: цветок.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся работать по схеме и по образцу.

Образец изделия, картон, крупы, силикатный клей, веточки, ножницы, пинцет,  салфетки.

13

П.р. Композиция из природных материалов: дары осени.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, картон, салфетки, клей, ножницы, краски, кисти, клей, ножницы, овощи, желуди, осенние листья.

14

П.Р. Композиция из природных материалов (высушенные колоски и цветы): разноцветное поле.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, картон, рамка, клей, высушенные колоски, листья и цветы, клеенки.

15

Комбинированные работы с разными  материалами

 (6 часов)

Организация рабочего места. Виды материалов для комбинированных работ. Техника безопасности.

1

Закрепляют правила организации рабочего места. Знакомятся в видами материалов для комбинированных работ. Сравнивают материалы по их фактуре.

Знакомятся с различными способами оформления панно.  

Презентация, образцы изделий, ракушки, пух, макароны разных размеров и форм, фасоль, семена ясеня, ножницы, пинцет, клей.

16

П.Р.Оформление  панно из тополиного пуха по образцу: цыпленок.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся приклеивать объемные материалы на плоскую поверхность.

Презентация, образец изделия, картон, пух, семена льна, пинцеты, клей, клеенки.

17

П.Р. Изготовление   панно  по образцу из семян ясеня: жар-птица.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся пользоваться силикатным или горячим клеем.

Образец изделия, ткань, веточки, шпагат, песок, клей, клеенки, картон,  салфетки.

18

П.Р. Изготовление панно по образцу: силуэты деревьев.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся пользоваться пинцетом.

Образец изделия, веточки, песок, клей, клеенки, картон, салфетки.

19

П.Р. Изготовление панно по образцу: утка с утятами.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, ватные диски, макароны, краски, кисти, картон, салфетки.

20

П.Р. Изготовление панно по образцу: колосок в поле.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, зерна пшеницы, веточки, пинцет, клей, клеенки, картон, салфетки.

21

Работа с бумагой и картоном (6 часов)

Организация рабочего места. Виды бумаги. Цветораспознавание  бумаги.

1

Знакомятся с видами бумаги и картона. Сравнивают бумагу и картон по их свойствам. Определяют цвет (с оттенками).

Презентация, образцы изделий, разные виды бумаги и картона, ножницы, клей.

22

Инструменты. Техника безопасности. Шаблон и линии разметки.

1

Закрепляют правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Знакомятся с понятием шаблон.

Презентация, образцы изделий, разные виды бумаги и картона, ножницы, клей, инструкции по т\б.

23

П.Р. Изготовление фигурных флажков: елочки.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся разметке по шаблону.

Учатся изготовлению гирлянд способом сгибания «гармошкой».

Образец изделия, ножницы, цветная бумага.

24

П.Р. Сгибание и разгибание бумаги. Изготовление книжки по  образцу.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся размечать линии отреза без шаблона.

Учатся округлять прямоугольники и квадраты на глаз.

Образец изделия, ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, раскраски, цветные карандаши, вырезанные картинки.

25

Картон. Назначение. Инструменты. Техника безопасности. Вырезание треугольника, круга, квадрата.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Знакомятся с видами картона, его назначением, инструментами для работы с картоном.

Учатся вырезанию квадратов из полосы, треугольников и кругов по разметке.

Разные виды картона, ножницы, инструкции по т\б, линейки, шило, канцелярский нож.

26

П.Р. Поделки из бумаги и картона по образцу.  Поздравительные открытки или пригласительный билет к празднику (на выбор).

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся составлять композицию по образцу и дополнять ее деталями по собственному замыслу.

Образец изделия, картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, салфетки, клей, нитки, атласные ленты.

27

Работа с подручными материалами

(3 часа)

Организация  рабочего места. Виды подручных материалов. Инструменты. Техника безопасности.

1

Знакомятся с видами и общими свойствами подручных материалов. Знакомятся с инструментами для их обработки. Определяют сочетаемость различных материалов и использование их в композиции. Знакомятся с различными способами крепления.

Презентация, образцы изделий, силикатный клей, ножницы, пинцет, пластиковая посуда, макароны.

28

П.Р. Изготовление фигурок животных  из пластиковой посуды  по образцу.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся изготавливать фигурки животных из пластиковой посуды и пластилина.

Образец изделия, силикатный клей, проволока, пластилин, ткань, ножницы, клеенки, салфетки.

29

П.Р. Изготовление кухонной посуды из макарон: чайник, чашка.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся изготавливать модель посуды из макарон и пластилина.

Образец изделия, горячий клей, пинцет, пластилин, макароны, чайник, чашка, атласные ленты, ножницы, клеенки, салфетки.

30

Работа с текстильными материалами (нитки) (7 часов)

Виды текстильных материалов. Нитки: их изготовление, свойства, применение. Техника безопасности.

1

Знакомятся с видами текстильных материалов. Знакомятся с видами ниток, из изготовлением, свойствами, применением.

Презентация, образцы изделий, ткань, ножницы, разные виды ниток, инструкции по т\б.

31

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки): солнышко, цветок.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся наматывать нитки на картонную заготовку, изготавливать плоскую игрушку.

Образец изделия, картонные заготовки, вязальные нитки разных цветов, ножницы, швейные нитки.

32

Изготовление кисточки из цветных ниток.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся связывать нитки в пучок.

Образец изделия, вязальные нитки разных цветов, ножницы, швейные нитки.

33

Изготовление цветка  из цветных ниток.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Образец изделия, вязальные нитки разных цветов, ножницы, швейные нитки.

34

Плетение пояса, закладки из 4 прядей.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся вить шнур из толстых цветных ниток. Учатся плести пояс (или закладку) из 4 прядей.

Образец изделия, атласные ленты, нитки, ножницы.

35

Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки. Учатся шить по проколам.

Образец изделия, ткань, картонные заготовки, цветные швейные нитки, иглы, булавки, карандаши, линейки.

36

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг.

1

Демонстрация, беседа, практическая работа.

Учатся вышиванию геометрических фигур.

Образец изделия, ткань, цветные швейные нитки, иглы, булавки, карандаши, линейки.

37

Итоговое повторение (1час)

Материалы и инструменты, используемые при изготовлении поделок. Техника безопасности. Организация выставки работ учащихся.

1

Закрепляют знания о материалах и инструментах, используемых при изготовлении поделок, технике безопасности при работе с ними. Подготовка работ к выставке.

Изделия, клей, материалы: песок, макароны, крупы, шишки, желуди, нитки, ткань, пластилин.

Материально-техническое оснащение занятий:

1. Компьютер, медиапроектор.

2. Клеенки, досточки, салфетки.

3. Материалы для работы: пластилин (или глина); цветная бумага, картон, нитки, ткань, атласные ленты, природные материалы (крупа, ракушки, желуди, высушенные листья и цветы, веточки, песок, камни), бросовые материалы (пластиковая посуда), проволока;

4. Инструменты:  иглы, булавки, ножницы, пинцеты, клей.

Используемая литература:

1. Л. А. Кузнецова. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2011

2. Л. А. Кузнецова. Технология: Ручной труд: 4 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение»,2015

3. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2016 (электронное пособие).

4. Адаптированная основная общеобразовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

5. Адаптированная основная общеобразовательная  программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития (вариант 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...