Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Брейн-ринг юных филологов"
методическая разработка (6 класс)

Галактионова Ольга Стефановна

Мероприятие проведено в рамках школьной недели русского языка и литературы среди учащихся 6-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brejn-ring.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа

БРЕЙН-РИНГ

ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

(конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе)

Галактионова О.С.

учитель русского языка и литературы

                                   

                                       

Велиж

2018г.

Ученики читают стихотворения о русском языке.

Ведущий:

             Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на брейн-ринге юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются команды учащихся 6-ых классов. Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.

            Само название «брейн-ринг» говорит о том, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой, будет получать дополнительный балл. Задания, общие для команд, будут высвечиваться на экране. Выполняются они письменно. Капитан поднятием руки сообщает о завершении работы и сдаёт лист с выполненным заданием членам жюри. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы и оглашаться результаты раунда. В каждом раунде несколько заданий, за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Представление жюри, болельщиков

Приветствие команд

Это домашнее задание. Команды должны были подготовить эмблемы и приветствия.

Раунд первый «Блицопрос»

Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Командам будет задан один вопрос. Чья команда знает ответ, поднимает руку. Каждый правильный ответ  - 1 балл. Если команда, ответившая первой, даёт неправильный ответ, право ответить предоставляется другой команде. Членов жюри попросим следить, какая команда первой подняла руку.

  1. Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)
  2. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
  3. Что стоит посреди земли? (звук [м])
  4. В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п …)
  5. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
  6. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)
  7.  Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
  8. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  9. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
  10.  Название какого города состоит из птицы и животного?

(Ворон – еж)

Дополнительные:

  1. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)
  2. Как называется часть слова без окончания? (основа)
  3. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)

Раунд второй «Собери пословицы»

Пословицы разделились на две части и смешались. Соберите пословицы. (пословицы на разрезанных карточках) Время: 3 мин. Если команда отвечает раньше, капитан поднимает руку.

1.Не спеши языком, торопись делом.

2. Делу время – потехе час.

3. Труд человека кормит, а лень – портит.

4. Что посеешь, то пожнёшь.

5. Ученье – свет, а неученье – тьма.

6. По одёжке встречают, по уму провожают.

7. Терпение и труд всё перетрут.

8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Раунд третий «Орфоэпическая дуэль»

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.

Время: 3 мин. Если команда отвечает раньше, капитан поднимает руку.

Свекла        Торты
Досуг          Квартал  
Балуясь       Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее     Начатый
Вы правы    Она начала

Раунд четвёртый «Орфографическая дуэль»

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.                                      - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы. За каждую правильно вставленную букву вы получаете 1 балл, за неправильно вставленную минус 1 балл.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

Время: 3мин.

Пауза. Сценка «На уроке русского языка»

Раунд пятый «Фразеология»

Вам нужно заменить фразеологизм синонимом. Допишите синонимы на листах. Время – 5 мин. За каждый синоним – 1 балл.

1. Диву даваться…
2. На ночь глядя…
3. Выходить из себя…
4. Водить за нос…
5. Капля в море…
6. Куры не клюют…
7. Ни свет ни заря…
8. Надуть губы…
9. Повесить нос…
10. Яблоку негде упасть….

Раунд шестой «Анаграмма»

Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Может быть, не все знают, что анаграмма – это слово, в котором при перестановке букв слово приобретает новое значение. Неисчерпаемы возможности русского языка. Например (записывает на доске), возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирка» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие. За каждое слово 1 балл.

1. Тапир          5. Тёрка
2. Роман          6. Барон
3. Ропот         7. Товар
4. Атлас         8. Среда

Раунд седьмой  «Корректор»

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

                     Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.

Пауза. Сценка.

Раунд восьмой  «Подбери антонимы»

  Что такое антонимы. Слова, противоположные по смыслу. За каждый подобранный антоним команда получает 1 балл.

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность – неряшливость

Подведение итогов. Пока жюри подводит итоги, споем все вместе песню.

Награждение победителей.

Задания для болельщиков

«Угадай слово»

  1. Создатель какого-нибудь произведения? (автор)
  2. Краткий рассказ с остроумной концовкой (анекдот)
  3. Литература о будущем. (фантастика)
  4. Документ об окончании учебного заведения. (аттестат)
  5. Коровы мычат, собаки лают, овцы - … (блеют)

Не спеши языком, торопись делом.

 Делу время – потехе час.

Труд человека кормит, а лень – портит.

 Что посеешь, то пожнёшь.

 Ученье – свет, а неученье – тьма.

 По одёжке встречают, по уму провожают.

Терпение и труд всё перетрут.

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

Не спеши языком, торопись делом.

 Делу время – потехе час.

Труд человека кормит, а лень – портит.

 Что посеешь, то пожнёшь.

 Ученье – свет, а неученье – тьма.

 По одёжке встречают, по уму провожают.

Терпение и труд всё перетрут.

 Любишь кататься – люби и саночки возить.


Свекла        Торты
Досуг          Квартал  
Балуясь       Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее     Начатый
Вы правы    Она начала

Свекла        Торты
Досуг          Квартал  
Балуясь       Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее     Начатый
Вы правы    Она начала


1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное

1. Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное


  1. Диву даваться…
    2. На ночь глядя…
    3. Выходить из себя…
    4. Водить за нос…
    5. Капля в море…
    6. Куры не клюют…
    7. Ни свет ни заря…
    8. Надуть губы…
    9. Повесить нос…
    10. Яблоку негде упасть….

1. Диву даваться…
2. На ночь глядя…
3. Выходить из себя…
4. Водить за нос…
5. Капля в море…
6. Куры не клюют…
7. Ни свет ни заря…
8. Надуть губы…
9. Повесить нос…
10. Яблоку негде упасть….


1. Тапир          
2. Роман          
3. Ропот  

       4. Атлас
      5. Тёрка  

6. Барон

7.Товар

8. Среда


1. Тапир          
2. Роман          
3. Ропот  

       4. Атлас
      5. Тёрка  

6. Барон

7.Товар

8. Среда


                     Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

                     Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.


Конец…
Холод…
Злость…
Сила…
Счастье…
Наказание…
Молодость…
Аккуратность…

Конец…
Холод…
Злость…
Сила…
Счастье…
Наказание…
Молодость…
Аккуратность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в старших классах

Игра по русскому языку в рамках интеллектуально-познавательного направления воспитательной работы и ли предметной недели...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Экология в филологии».

Цели: - расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку; - пополнить словарный запас учащихся; - посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения. Оборудование:...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку. Проблемы русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Проблемы русского языка" для учащихся 8-11 классов....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»

Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                   Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Презентация. Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН ЮНЫХ ФИЛОЛОГОВ

                             Внеклассное мероприятие по русскому языку...