Методическая разработка внеклассных мероприятий "Государственно-православные праздники России"
методическая разработка (10 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Данный проект содержит комплекс внеклассных мероприятий для учащихся 10-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnye_prazdniki.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Государственно-православные праздники России»

Автор: Ягофарова Л.М.

Данный проект включает в себя разработку внеклассных мероприятий для учащихся 10 класса.

День народного единства. День Казанской иконы Божией Матери

Организационная форма: классный час

Класс: 10

Цель: способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к таким понятиям, как: Родина, патриотизм, гражданственность через знакомство с государственным праздником -  День народного единства. День Казанской иконы Божией Матери.

Задачи:

  1. Пояснить смысл и значение государственного праздника и показать современную идею Дня народного единства;
  2. Воспитывать уважение к русским национальным героям;
  3. Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны.
  4. содействовать приобщению учащихся к принятому на Руси почитанию икон и празднованию православных праздников;
  5. раскрыть духовное значение праздника с целью формирования у ребят патриотизма, гражданственности, любви к историческому и культурному наследию своей Родины.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, музыкальный фрагмент, раздаточный материал (отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин», стихотворение Н.Майданик, история обретения Казанской иконы Божией Матери).

Ход занятия:

  1. Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть слайды презентации (2,3,4), на которых изображены картины А.Васнецова «Гонцы. Ранним утром в Кремле», «В Смутное время» (С.Иванов), «Смутное время» (П.Рыженко).

Вглядитесь в эти картины: что вы видите на этих картинах, какие выводы вы можете сделать после просмотра? Ребята предлагают ответы. Комментарий: зимнее утро, Москва спит. В эту мирную, спокойную картину врываются 2 всадника: воин и монах, в тишине как будто даже слышен топот копыт. Оглядываются назад, возможно, опасаются погони. От картины веет необъяснимой тревогой.  

От картин «Смутное время» веет горечью, болью, беспомощностью, но не безысходностью, а верой, что хватит сил справиться со всеми трудностями. Учитель должен обобщить эти ответы. Картины этих художников переносят нас в драматическую атмосферу Смуты. Россия обессилена враждой, самозванцами, отсутствием сильной власти, произволом бояр и интервентами.

Учитель, обращаясь к классу, просит послушать стихотворение и выполнить задание.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой! (Н. Майданик)

Задание: чему посвящено это стихотворение? Как вы понимаете слова Родина и единство, жертвует? 

2. Беседа о праздниках.

В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, только в единении народа – сила России).

Учитель напоминает учащимся, что праздник 4 ноября многие воспринимают как новый, т.к. отмечается он с 2005 года, когда Государственная Дума  РФ  внесла изменения  в  Федеральный  закон  «О  днях  воинской  славы».  В  пояснительной  записке  было сказано: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».  Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.  В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

3. Раскрытие содержания праздника.

Давайте перенесемся на 400 лет назад, в начало XVII века. (Виды Москвы XVII в.)

– Кого вы здесь видите?

– Как вы понимаете, что такое Смута?

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок?

Учитель просит двух подготовленных учеников рассказать о Смутном времени, сопровождая рассказ показом презентации.

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на столетие. Смутное время (1598  - 1613) – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия XVII века.

После смерти в 1598 г. последнего представителя  династии Рюриковичей,  царя  Федора  Иоанновича,  и до  восхождения  на  престол  первого  представителя  новой  династии Романовых, Россия погрузилась в трагическое состояние противоборства, распрей, войны, времени, когда один правитель сменял другого, договариваясь с врагами (Семибоярщина). Это время когда реальностью стала потеря независимости страны и ее территориальной целостности: на севере шведы начали интервенцию, а Москву захватили поляки. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. Патриарх Гермоген призвал русских людей к освобождению  столицы от поляков и избранию православного русского  царя.

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.Не только сопротивлялись, но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его  - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

Учитель: давайте прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин» (раздаточный материал на парте).

Народ.

— Эко рыдание во всем соборе!

— Да и было отчего!

— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

— Мы за веру православную должны до смерти стоять!

— А кто же прочь?

— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин.

 Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин.

И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы!

Минин.

Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ.

 Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин.

Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!

Народ (кладут деньги кто сколько может).

— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

— Что деньги? Деньга — дело наживное!

— Все отдадим! Теперь не до нарядов!

— Вот наши деньги из квасного ряду!

— Из рукавичного!

— От ярославцев!

— Костромичи собрали — принимайте!

— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!

— Вот праздник, так уж праздник!

Минин.

И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

Учитель: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Учитель предлагает посмотреть на картину и прокомментировать ее. (К. Маковский «Минин на Нижегородской площади»).

Первое впечатление – калейдоскоп людей, вещей, ярких одежд. Всмотревшись, чувствуешь, что картина оживает: толпа людей приходит в движение, слышен даже гул. Все пришли на площадь: знать, нищие, бояре, торговцы, и стар, и млад. Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду, каждый отдает самое ценное, дорогое, подчас все, что у него есть ради освобождения Москвы. Здесь решается судьба страны – и эти люди творят сейчас историю.

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы ребят)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.  Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился. Ополчение осадило Москву, но не хотелось князю Пожарскому разрушать дорогой сердцу город, завоевывая ее  боем. И все войско долго и горячо стало молиться Казанской иконе Божией Матери. 22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) 1612 года случилось чудо - поляки объявили, что сдаются сами! Нижегородское ополчение торжественно под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями  вошло в Московский Кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

Обобщение учителя: 4 ноября – это не только светский праздник, но и торжество православия и национального единства. Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от врагов.

Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено. День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери.

Учитель: давайте вспомним, а что же такое икона?      Икона – это образ.

Скажите, кого иконописцы изображают на православных иконах? Икона – это священное изображение Бога, Богоматери, святых.

Какое значение имеет православная икона для русского человека?  Икона утешала, воспитывала, учила, проповедовала, укрепляла в беде, давала надежду, помогла в достижении спасения.

Сегодня мы познакомимся с одним из шедевров русской православной иконописи,  с одной особо почитаемой православной иконой – иконой Божией Матери, которая получила название Казанская.

Мы узнаем историю обретения этой иконы, узнаем о  легендах,  связанных с этой иконой.

Более чем из 470 икон Царицы Небесной, икона Казанской Божией Матери одна из наиболее чтимых. До 1917 года икону Казанской Божией Матери можно было увидеть в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат.

Учитель: давайте рассмотрим изображение этой иконы. Что вы можете рассказать об этой иконе?

        Идёт демонстрация слайда с изображением иконы Казанской Божией Матери

Рассматривая икону, учащиеся говорят, что на ней изображена Пресвятая Богородица, которая держит на левой руке Иисуса. Правой рукой Иисус благословляет молящихся. Голова Богородицы наклонена влево, к Иисусу, будто Божия Матерь хочет что-то поведать своему Сыну.

Ребята, а как вы думаете, почему эта икона носит название Казанская? Учащиеся высказывают свои предположения.

Действительно, икона получила такое название потому, что обретена была в городе Казани.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в те далёкие времена в город Казань и своими глазами увидеть, как была  найдена   икона Казанской Божией Матери.

Кстати, давайте вспомним, что обозначает слово «святыня».

Далее учащиеся обращаются к распечатанному тексту, которые имеются на каждой парте.

Текст  для чтения детьми

История обретения иконы

В царствование Ивана Грозного, в 1579 году, сильный пожар дотла уничтожил большую часть города Казани, и тысячи людей остались без крова и хлеба. Огонь в несколько часов обратил в пепел достояния многолетних трудов человеческих. Пожар истребил в основном христианскую часть города, и татары всякое бедствие обращали в укор русским. Тяжело было христианам переносить незаслуженные обвинения, а еще тяжелее было видеть поругание над святыми иконами.

И тогда для утешения одних и вразумления других свой пречистый образ явила людям Пресвятая Богородица. И явила не начальнику города, вельможе, а десятилетней девочке Матрене. Однажды увидела она сон. Во сне Божья Матерь велела объявить всем, что Ее чудотворная икона находится в земле под остатками сгоревшего дома. Два раза девочка говорила об этом сне своей маме, но та не обращала должного внимания на слова маленькой девочки. На третий раз девочка увидела саму икону, от которой исходило пламя и голос говорил ей: «Если ты не объявишь всем Моих слов, то Я явлюсь в другом месте, а вас постигнет большая беда». Матрена бросилась в слезах к матери, рассказала о сне. Тогда мать повела девочку к священнику. Но и он не поверил чудесным снам девочки и не обратил на нее внимания. Тогда мать с несколькими соседями пошли на указанное место и стали раскапывать пепел и землю. Копали долго, но ничего не находили. Тогда Матрена сама начала копать и очень скоро выкопала из земли икону: завернутую в старое сукно  (грубую ткань). Ткань была очень старая, а икона сияла, как будто изнутри, светом и новыми красками.

Со всей Казани собирался народ к месту явления иконы. Архиепископ  с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь, где священником служил Гермоген, будущий патриарх Московский, великий святитель.

Сразу же стали совершаться чудеса: исцелились двое слепых Никита и Иосиф - приложились к иконе (поцеловали)  и оба сразу прозрели.

Позднее на месте, где была найдена икона, был выстроен монастырь; первой монахиней в нем стала Матрена под именем Марфа. Потом она стала и начальницей этого Богородицкого монастыря в городе Казани. 

Учащиеся  читают текст, далее идёт беседа

  • Итак, кто же является первым человеком, увидевшим святую икону?
  • Каким образом произошло это?
  • Ребята, а как вы думаете, каким словом можно назвать такое появление иконы?
  • А с какими другими словами ассоциируется это слово?
  • Что вам известно о чудесах православных святынь?
  • О каком чуде Казанской иконы Божией Матери говорится в прочитанном тексте?

Здесь говорится об исцелении от слепоты не только физической, но и слепоты духовной, то есть от неверия в доброту, справедливость.

        Выводы: Икона Казанской Божией Матери играла огромную роль в защите Руси. Она была символом патриотического духа народа. Казанская икона Божией Матери, по мнению некоторых людей, со времён её обретения и поныне является чудесной заступницей и  покровительницей нашей страны и всех нас.

Главное, в этом событии, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

Подведение итогов занятия

Рефлексия. Я думаю, что сегодняшний классный час для всех нас не прошёл бесследно. Я предлагаю вам взять листочки, которые лежат на партах и дополнить любое предложение, которое там напечатано:

- Самым интересным на уроке для меня было …

- Я научился …

- Теперь бы я хотел еще узнать …

- Мне понравилось …

- Я хотел бы вам сказать …

Учащиеся выбирают предложение и дополняют его.

Список использованной литературы

1. Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб: «Искусство-СПб», 2001

2. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах / Т.В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

 3. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

4. Ионина Н.А. Православные святыни М.:РООССА, 2005

5. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия о политических репрессиях в России

Ежегодно 30 октября по постановлению Верховного Совета РСФСР с 1991 года на территории России отмечают День памяти жертв политических репрессий.Сегодня количество жертв политических репрес...

М. И. Кутузов. Методическая разработка внеклассного мероприятия на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Победами славится Россия" для учащихся 8-10 классов

Данная методическая разработка призвана познакомить юных граждан с военной историей России, ее духовным наследием, приобщить их к боевым традициям российской и советской армий, рассказать о героях, му...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Россия и Крым. Мы вместе!" для 7-11 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7-11 классов. Рассматриваются следующие вопросы:1. История Крыма в составе России.2. Город-герой Севастополь.3. Судьба Крыма в составе Украины.4. Р...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Тема:«Припадаю, Россия, к твоей красоте."

Цель:воспитывать любовь к родному краю через  музыку и слово; познакомить с авторами  песен "С чего начинается родина","Край березовый", "Кони",  " Гляжу в озера синие",  "Как упои...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РОССИИ XX ВЕКА"

Внеклассное мероприятие "Патриотические песни России XX века" направлено на формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории через уважение к военной ист...