Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
рабочая программа

Садыкова Зульфира Равильевна

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования, на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_yunogo_chitatelya_2_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                               «Согласовано»                                    «Рассмотрено»

директор МАОУ «Ярковская СОШ»           зам. директора по ВР                           на заседании ШМО протокол № ___

_________________ Л.А. Ершова              ____________ В.А. Леханова              руководитель ________ Л.А. Дёмина

«____»_____________2017 г.                    «____»_____________2017 г.               «____»________________2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

кружок «Клуб юного читателя»

духовно-нравственной  направленности

на 2017 – 2018 учебный год

Класс: 2 «г»,

Учитель: Садыкова З.Р.

Количество часов всего – 34; в неделю – 1

Рабочая программа составлена на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА «КЛУБ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ»

2 КЛАСС

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования, на основе программы по внеклассному чтению «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., Назаровской Я.Г., Жука С.Г.

Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.

Актуальность

Занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования  потребности в систематическом чтении  как  средстве  познания  мира  и  самого  себя;  эмоционально отзываться  на  прочитанное, высказывать  свою  точку  зрения  и  уважать  мнение  собеседника.

Программа  внеурочной  деятельности  «Клуб  юного читателя»  –  это создание условий для использования приобретенных  знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику  больше общаться с детскими книгами: рассматривать,  читать,  получать  необходимую  информацию  о  книге  из  других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание  программы  даёт  возможность  для  воспитания  грамотного  и заинтересованного  читателя,  знающего  литературу  своей  страны.  Ученик-читатель овладевает  основами  самостоятельной  читательской  деятельности.  В  процессе общения  с  книгой  развивается  интерес  к  творчеству  писателей,  формируется познавательный  интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей,  обогащается нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка  это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи:

  • формировать у детей интерес к книге;
  • уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
  • учить отвечать на вопросы по содержанию;
  • учить пересказу;
  • развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
  • учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

Курс способствует расширению читательского пространства, реализации   индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Предусмотрены  как теоретические – рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание,  так и практические   виды занятий – рисование,  ролевые игры, инсценировки, презентации,  праздники.

Форма  организации  деятельности  учащихся:  групповая,  парная, индивидуальная, коллективная.

Кружок  необходим по ряду причин:

     1. Количество базисных часов уменьшилось.

     2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.

Возраст учащихся: 8 – 9 лет.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.

Во втором классе учащиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей:

Е. Пермяк «Надежный человек», «Чужая калитка»;

Б. Житков «Рассказы о животных»;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В. Бианки «Сказки»;

К. Паустовский «Барсучий нос»;

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

Н. Носов «Огурцы»;

М. Горький «Воробьишко»;

М. Пришвин «Ребята и утята»;

С. Михалков и его творчество;

В. Осеева «На катке», «Синие листья»;

Л. Воронкова «Что сказала бы мама»;

А. Барто «Стихи»;

П. Цвирке «Соловушка»;

Рассказы и стихи о Родине;

С. Маршак и его творчество.

В  программу  включены  занятия  библиографического  характера,  которые познакомят  начинающего  читателя  с  авторами  детских  книг,  обогатят  его читательский опыт и эрудицию.

Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику  общаться  с  детскими  книгами:  рассматривать,  читать,  получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Система работы,  представленная в программе, позволяет осуществить внедрение  новых  технологий,  нестандартных  форм  работы  во  внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое  главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных  технологий  значительно  повысит  эффективность  работы  по воспитанию интереса к книге, к чтению.

 

4. МЕСТО КРУЖКА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с образовательной программой  во 2 классе на изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам;

- развивать  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному плану.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной  работы педагога и группы учащихся;

- подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.

 Коммуникативные УУД:

- участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

- соблюдать правила общения.

 Предметными  результатами   изучения  курса  являются  формирование  следующих умений:

1) воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;

2) отвечать на вопросы по содержанию  прочитанного;

3) пересказывать текст полностью, кратко;

4) составлять устный рассказ по иллюстрации;

5) формировать понятия о добре и зле, нравственности;  

6) формировать потребность в систематическом чтении;

7) владеть  техникой  чтения  вслух  и  про  себя,  элементарными  приемами интерпретации, анализа;

8) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

9) соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6. ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).
  3. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
  4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.
  5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
  6. Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
  7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:Флинта - наука, 2001.
  8. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы.
  9. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  •  Оборудование для мультимедийных демонстраций:

 - мультимедийный проектор;

            - экспозиционный экран;

            - компьютер;

 - телевизор;

 - сканер;

 - принтер.

  • Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:school-collection.edu/ru)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КЛУБ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ»

2 КЛАСС

п/п

Тема  занятия

Программное содержание

Метапредметные результаты

Дата

Раздел 1. «Русский народный фольклор» (4 часа)

1

Русская народная сказка  

 «Баба-Яга  и заморышек»»

Прослушивание  сказки. Рассматривание книги. Вопросы по содержанию.

Личностные УУД: развивать способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки;

- уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством педагога;

- высказывать  своё отношение к прочитанному.

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- делать вывод в результате совместной работы группы  и педагога.

Регулятивные  УУД:

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

- определять и формулировать цель деятельности совместно  с педагогом;

- самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2

Русская народная сказка «Золотой конь»

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование выбранного эпизода.

3

Докучные сказки: «Сказка  про белого бычка», «Сказка  про сороку и рака»

Прослушивание сказок. Рассматривание  книги, выделение

понятий: обложка, страница,

иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя.

4

«Ни  окошек, ни  дверей».

Загадки

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Раздел 2. «О наших сверстниках» (7 часов)

5

Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка («Надежный человек», «Чужая калитка»)

Работа  с иллюстрациями,

составление характеристики  главных героев, комментирование прочитанного.

Регулятивные  УУД:

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;  

- учиться работать по плану, предложенному педагогом;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями книги.

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;  

- учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- выполнять различные роли.

6

Е. Пермяк «Пичугин мост»

Выделение ключевых эпизодов  по вопросам учителя.  Составление рассказа  о своём  добром поступке.

7

Н. Носов «Огурцы»

Дискуссия «Моё отношение  к тому,  что «плохо лежит».

8

Рассказы В. Осеевой «На катке», «Синие листья»

Рассуждать  с опорой  на прочитанное произведение. Прогнозировать содержание по иллюстрациям, слушать, отвечать на вопросы.

9

Рассказы В. Осеевой «Разделите так, как делили работу»

10

Л. Воронкова «Что сказала бы мама»

Участие в диалоге: умение слушать, высказывать свое мнение, доказывать его.

11

М.Пришвин «Ребята и утята»

Прогнозировать содержание по иллюстрациям, слушать, отвечать на вопросы.

Раздел 3. «Люби живое» (8 часов)

12

Рассказы Б. Житкова о животных («Как слон спас хозяина от тигра»)

Умение разграничивать книгу  –

произведение  и книгу – сборник. Выделение основных характеристик

«настоящего друга». Составление

рассказа о своём лучшем друге.

Личностные УУД: 

 - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другие,  пересказывать тексты кратко и подробно.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- учиться работать в группе, паре;

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

- выполнять различные роли.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному плану.

13

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Слушание, беседа по содержанию, иллюстрирование.

14

К. Паустовский «Барсучий нос»

Слушание, иллюстрирование. Участие в диалоге: умение слушать, высказывать свое мнение, доказывать его.

15

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Слушание, анализ сказки. Рисование иллюстрации.

16

М. Горький «Воробьишко»

Слушание, анализ сказки. Рисование иллюстрации.

17

Е. Чарушин «Кошка Маруська»

Выразительное чтение  с интонацией сочувствия, грусти, радости.  Составление рассказа  о

случае с вашей кошкой.

18

Н.Сладков «Как медвежонок

сам себя напугал»

Чтение  и рассматривание  книги,

воспроизведение содержания по иллюстрациям. Рисование медвежонка.

19

Е. Чарушин  «Волчишко»

Слушание, чтение  и рассматривание книги. Выставка

рисунков «Мой четвероногий друг»

Раздел 4. «Творчество современных писателей» (4 часа)

20

С. Михалков  и его творчество

Слушание, чтение и заучивание

стихов. Викторина.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;  

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя.

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные УУД: 

 - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

21

С. Маршак и его творчество

Слушание,  чтение и заучивание

стихов. Викторина.

 

22

Стихи А. Барто

Литературная викторина

23

Любимый дедушка Корней

Слушание стихов, сказки «Краденое солнце» в грамзаписи в исполнении автора. Викторина.

Раздел 5. «Зарубежная литература» (4 часа)

24

Эстонская сказка «Каждый свое получил»

Чтение сказки, беседа по вопросам.

Личностные УУД: развивать способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки;

- формировать  умение высказывать  своё отношение  к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- делать вывод в результате совместной работы группы кружковцев и педагога;

- учиться различать народную и литературную сказки.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;  

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - учиться договариваться.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя.

25

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Чтение сказки, беседа по вопросам.

Рисование героев по выбору.

26

Андерсен Г.Х.  «Пастушка и

трубочист»

Чтение, рассматривание и пересказ сказки по иллюстрациям. Рисование героев по выбору.

27

Сказки Братьев Гримм

Слушание, беседа по вопросам, иллюстрирование.

Раздел 6. «Произведения о Родине» (7 часов)

28

Стихи о Родине

Конкурс чтецов.

Регулятивные  УУД:

- определять и формулировать цель деятельности совместно с педагогом;

- учиться работать по плану, предложенному педагогом.

Личностные УУД: 

 - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- учиться находить ответы на вопросы  в иллюстрациях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другие,  пересказывать тексты кратко и подробно.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- учиться работать в группе, паре;

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- учиться договариваться с одноклассниками и педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

- выполнять различные роли.

29

П. Цвирке «Соловушка»

Умение отбирать, рассматривать

и  приносить  в класс  книги  о

храбрости.  

30

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Чтение, анализ прочитанного. Рассказ о своем родственнике-участнике ВОВ.

31

С.Могилевская «Рассказ  о

смелом  барабанщике»

Чтение, работа по содержанию. Подбор пословиц  и  поговорок    о

Родине.

32

С. Алексеев «Знаменитый дом»

Слушание.

33

Ю. Яковлев «Белые журавлики»

Слушание, беседа по вопросам.

Оригами «Журавлик».

34

Литературная викторина «По страницам любимых книг»

Литературная викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для учащихся 1-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Веселый английский» для  учащихся 1- 4 классовсоставлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» Общекультурное направление В 1 классе

. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш»  разработана для занятий с обуч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....