Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.
рабочая программа (9 класс)

Приставкина Ирина Васильевна

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов.

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_kl.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты

Ученик научится:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к.

Ученик получит возможность:

  • создавать собственные тексты;
  • изучать языка; осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово

Метапредметные результаты        

Ученик научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятий
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ученик получит возможность:

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Предметные результаты

Ученик научится

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Ученик получит возможность научиться:

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

II.Содержание элективного курса

1. Чтение текста вслух (4 часа)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание ( 5 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

4. Диалог ( 2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.

5. Контроль знаний (2 часа)

Знать

Уметь

Владеть

Выразительное чтение текста

Правила пунктуационного оформления текста;

Орфоэпические нормы русского языка

Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста

Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово)

Монологическое высказывание

Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи

Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста.

Диалог

Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей

Владеть культурой общения

III. Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности        

Планируемые результаты освоения материала

план

факт

1.

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий.

1

Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки.

Предметные:

научиться пользоваться разными источниками

Метапредметные:

  • осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • организация своего рабочего места под руководством учителя

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учению.

2.

Основные правила выразительного чтения текста.

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

Предметные:

  • Повторение произношения гласных и согласных звуков;
  • Изучение особенностей чёткого произношения слов/предложений;
  • Умение управлять своим голосом.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;

Стремление к речевому самосовершенствованию.

3.

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однород. чл. предл., обособл чл. пред., обращение, вводные слова,  и проч.)

Предметные:

  • Повторение произношения и интонации слов в тексте;
  • Изучение правильного распределения времени на экзамене;
  • Умение укладываться в назначенное экзаменатором время.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;

Стремление к речевому самосовершенствованию.

4.

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

1

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

Предметные:

  • Умение читать текст, соблюдая интонацию и нормы речи;

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

5.

Способы запоминания текста.

1

Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем

Предметные:

  • Повторение особенностей текста и темы текста;
  • Изучение особенностей привлечения дополнительной информации в текст;
  • Умение видеть главную мысль текста.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

6.

Способы цитирования текста

1

Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов.

Предметные:

  • Повторение особенностей привлечения дополнительной информации в текст;
  • Изучение особенности пересказа публицистического текста;
  • Умение самостоятельно вычленять из текста главное.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;

Стремление к речевому самосовершенствованию.

7.

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

1

Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст.

Предметные:

  • Повторение произношения и интонации слов в тексте;
  • Изучение правильного распределения времени на экзамене;
  • Умение укладываться в назначенное экзаменатором время.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

8.

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

1

Пересказ фрагментов текста с включением цитаты.

Предметные:

  • Умение читать текст, соблюдая интонацию и нормы речи;
  • Умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

9.

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

1

Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта.

Предметные:

  • Повторение отличий спонтанной речи от подготовленной;
  • Умение отвечать без заготовленного текста;
  • Умение отличать один тип речи от другого.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

10.

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

1

Создание монологического текста-описания по фотографии.

11.

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

1

Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей.

12.

Грамматические нормы.

1

Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. 

Предметные:

  • Умение видеть речевые и грамматические ошибки и исправлять их;
  • Умение грамотно строить ответ.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

13.

Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

1

Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями.

14.

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

1

Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач.

Предметные:

  • Повторение грамотного построения ответа;
  • Изучение особенностей невербального общения (мимика, жесты);
  • Умение строить диалог.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

15.

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

1

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами)

16-17.

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

2

Участие в итоговом собеседовании

Предметные:

  • Умение грамотно строить ответ на вопрос;
  • Умение взаимодействовать с другим человеком.

Метапредметные:

  • Осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
  • Способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:

  • Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
  • Уважительное отношение к родному языку;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности;
  • Стремление к речевому самосовершенствованию.