РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
учебно-методический материал

Валуева Елена Ростиславовна

В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса,            

 который организован по принципу школа-семья-социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya._yanvar_2019.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.42

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ

 И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

                                                                                                Валуева Е.Р., учитель   

ОКОУ «Курская школа для  детей

              с ограниченными возможностями здоровья»,

                                                                                                         г. Курск, Россия

                                            Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса,            

 который организован по принципу школа-семья-социум.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями

                                  здоровья, школа, семья, патриотизм, духовно-      нравственное  развитие ребенка.

В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Сейчас материальные ценности, к сожалению, явно доминируют над духовными. И у детей искажены представления о патриотизме и гражданственности, о доброте и милосердии. В реальной жизни школьников  часто окружает непривлекательная действительность: безработица, пьянство, наркомания, СМИ и интернет, переполненные сценами насилия. В таких условиях очень трудно воспитать патриота – человека любящего свою Родину. В наши дни среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических и культурных ценностей, патриотическое воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Патриотизм порой перерождается в национализм, теряется его истинное значение и понимание. Именно поэтому в патриотическом воспитании современного поколения в первую очередь должно участвовать то поколение, которое осознает всю важность участия в жизни Родины, любит, знает и уважает ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должна и семья, и школа. Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания остается весьма актуальной. Она является одной из важнейших сторон развития личности, и основы должны быть заложены еще в детстве общими усилиями семьи и школы.

Являясь классным руководителем, я стараюсь строить взаимодействие с родителями на позициях  диалога и партнерства, взаимопомощи, доверия друг к другу и открытости. Постоянное и тесное сотрудничество привело к тому, что родители перестали быть просто наблюдателями – они стали активными участниками многих мероприятий, большинство начали целенаправленно заниматься проблемами духовно-нравственного воспитания своих детей. В воспитательной программе классного сообщества особое внимание уделяем духовно-нравственному и национально-патриотическому направлениям. Совместно с родителями мы поставили перед собой следующие задачи: познакомить детей с народными традициями, военно-историческим и культурным наследием Курского края; вовлекать в систему коллективных творческих дел патриотической направленности; формировать инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе. 

В нашем классе оборудован  уголок патриотического воспитания, в котором содержится познавательный материал об истории и знаменательных событиях Курского края, кроме того, ведется календарь памятных дат российской истории и культуры. Родители совместно с детьми  помогают подготовить информационный материал  и активно участвуют в оформлении. Так, был разработан и изготовлен стенд «Город Курск – частица России»,  также была собрана информация и разработаны альбомы с иллюстрациями на следующие темы: «Ремесла Курского края», «Народные обряды и традиции Курской губернии», «Курск - город Воинской славы», «Достопримечательности Курской области», «Наши знаменитые земляки».

Воспитательно-образовательный процесс организован по принципу школа-семья-социум. Важное значение имеет взаимодействие школы с социальными структурами города: областным краеведческим музеем, археологическим музеем, музеем моряков-подводников, музеем «Юные защитники Родины», детскими библиотеками, центром досуга «Спутник», центром народного творчества «Русь». Экскурсии проводим совместно с родителями. У детей и их родителей появляется прекрасная возможность получить интересную информацию об историческом прошлом родного края. Это помогает педагогам и родителям воспитывать интерес к истории своей страны, своего края и имеет огромное духовно-нравственное значение, как для детей, так и для взрослых.

Традиционно каждый год проводим тематические внеклассные мероприятия, посвященные государственным и национальным  праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории.  Тематика их разнообразна: «День народного единства», «День матери в России», «День Неизвестного солдата», «День Героев Отечества», «Международный день памяти жертв Холокоста», «День Конституции Российской Федерации», «День освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «День памяти о россиянах, исполнявшими служебный долг за пределами Отечества», «День защитника Отечества», «День воссоединения Крыма с Россией», «День космонавтики. Космос-это мы»», «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «День славянской письменности и культуры. День Крещения Руси».

Ежегодно, перед празднованием Дня Победы, мы проводим большую работу с ветеранами и родителями. Этот праздник собирает вместе сразу несколько поколений. Общение такого уровня важно для формирования у детей гражданственности и патриотизма. Связь поколений – это основа успешности наших детей и внуков. Мы, рожденные в 70-х, прошли закалку сложным временем. Нынешнее поколение разобщено, ему не на что опереться, и единственное, что молодежь может – это унести с собой во взрослую, непростую жизнь наставления ветеранов, их воспоминания, искренние советы, бесценный опыт. Ни в коем случае нельзя прерывать эту цепочку. Участие ветеранов в патриотическом и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения считаю очень важным. Именно живое общение с ветеранами дает возможность детям знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни.

Ежегодно наш класс участвует в акции «Бессмертный полк». Мы вместе изучаем биографии ветеранов Великой Отечественной войны, близких и родных людей, прошедших через эти события. Дети вместе со своей семьей принимают участие в шествии «Бессмертный полк», неся портреты своих родных по улицам города, почтив их память и еще раз поблагодарив за подвиг, который они совершили ради Победы. Совместно с родителями ребята с интересом проводят исследовательскую работу: опрашивают своих родственников, пересматривают фотографии военных лет, узнают много нового и интересного, подготавливают материал с информацией о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Ведь главная цель акции «Бессмертный полк» - сохранить  в каждой российской  семье память о людях, прошедших через пламя войны. К сожалению,  дети очень мало знают о своих предках. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война, уходит и поколение, которое помнит войну. Но не уходит память о подвиге народа, она останется в книгах, фотографиях, фильмах, рассказах. Она останется в памяти ребят.

Совместная работа семьи и школы в рамках патриотического воспитания школьников должна стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое и духовно-нравственное воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательно-образовательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов есть уникальная возможность повлиять на развитие и становление будущих граждан, патриотов России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
  2. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.- М.:Айрис-пресс, 2006.-192с.- (Методика)
  3. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Растим патриотов России)

                                                       

                                                                                               

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества.Проблема...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

Инклюзивное образование в изучении иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру школьника, развивает его логическое мышление, а также оказывает большое влияние на память, расширяет кругоз...

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа Духовно - нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья...