Сценарий "Летопись блокадного Ленинграда"
методическая разработка (11 класс)

Людмила Васильевна Финаева

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день 75-годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, надо помнить о героизме людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. В сценарии показан путь от начала блокады до её снятия, раскрыта величайшая трагедия России. Материал будет интересен классным руководителям, учителям истории, организаторам по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_letopis_blokadnogo_leningrada.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

АНО СОШ «Академическая гимназия»

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Летопись блокадного Ленинграда»

к 75-летию Победы

     

                                                                      Разработала учитель литературы

                                                      Финаева Людмила Васильевна                                                      

                                          Проведено 27.01.2019г.

Москва

2019г

Сценарий

«Летопись блокадного Ленинграда»

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание подрастающего поколения к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через материал, который они изучили в рамках сценария.

4. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Методы:

метод накопления материала: подборка стихотворений, песен авторов по теме общешкольного мероприятия,

нахождение и изучение разных источников по истории Великой Отечественной войны (конкретно о Блокаде Ленинграда),

анализ собранного материала,

подготовка наглядного материала и оформление выставки рисунков.

Метапредметные связи:

«История»

«Литература»

Оборудование: компьютер, презентация, видеофильм о Блокадном Ленинграде, выставка с работами учащихся среднего звена,  свечи во время мероприятия учащиеся держат в руках, метроном.

Во время мероприятия учащиеся выстроились на сцене «углом», держат в руках свечи, по ходу мероприятия на интерактивной доске  показывается презентация с фотографиями из Блокадного Ленинграда. По центру стоит стол, на котором кусочки «блокадного хлеба», алюминиевая кружка, свеча. За стол выходят и садятся исполнители песен: учащиеся 11 класса исполняют песню «В землянке»; учителя исполняют песню «Ленинградки».

Ход мероприятия:

Музыка (учащиеся выходят на сцену, выстраиваются)

Ведущий 1:

Это имя — как гром и как град:

Петербург, 
Петроград,
Ленинград.
 

Ведущий 2:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученица читает стихотворение:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.

Ведущий 1:

        Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

Ведущий 2:

        Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи  самолетов.

Ведущий 1:

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ведущий 2:

Ленинград! Для всех людей на планете  стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Ведущий 1:

         Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

        Началась БЛОКАДА.

Ведущий 2:  Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В  ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, гОрода не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всЁ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Читает стихотворение ученик 6 класса:

8 сентября, обычный день недели

(8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда)

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

Ведущий 2:

 Из воспоминаний  Людмилы Ивановны Седачевой:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дОма — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Читает стихотворение ученик 6 класса:

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!

Ведущий 1: В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было  около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Стихотворение читает ученица 5 класса

«По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

                                                                Варвара  Вольтман-Спасская

Ведущий 1:

Из воспоминаний Владимира Сорокина:

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Стихотворение читает ученик 5 класса

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел. 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет. (
С. Алексиевич)

Ведущий 1: Солдаты обороняли город, не могли позволить фашистам его захватить, помнили о семьях, в минуты затишья писали письма.

Мальчики 11 класса  исполняют песню «Тёмная ночь»

Ведущий 2:

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Стихотворение читает ученица 8 класса

Юрий Воронов « Сотый день или о героическом труде»  

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Ведущий 1:

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Читает стихотворение ученица 5 класса

Утро

В комнате – двенадцать человек,

Спим, к печурке сдвинулись поближе.

Если рядом – стужа, холод, снег,

Поселившись вместе – легче выжить.

И с утра, когда метель опять

Штору через щель в окне колышет,

Я, проснувшись перед тем, как встать,

Вслушиваюсь – все ли дышат.

Ю. Воронов

Ведущий 2:

 В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Ведущий 1:

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

 Читает 10-тиклассник

 «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза, 
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.                 (
О. Берггольц)

Ведущий 2:

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Она сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей и когда читаешь это, цепенеешь…

Стихотворение читает ученица 7 класса

Девять страничек. Страшные строчки

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!

 (Автор: Илья Малышев)

Ведущий 1:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Слайд с памятником

Читает ученица 9 класса

«Вы памятник «детям блокады» видали?»

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло семь десятилетий, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Песня «Ленинградки» (исполняют учителя)

Читает ученик 8 класса  (в пилотке, форме)

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

(Свечи, метроном включить)

Ведущий 2:

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 

Читает ученик 5 класса

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –+

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ведущий 1:

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание  Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Читает ученик 11 класса

 «Залпы Победы»

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз.

Счастье... Радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.

(Вера Инбер, 1944 г.)

По центру сцены 11-классник с девочкой из 9 класса  танцуют вальс Победы

Литература:

1. «Сохрани мою печальную историю...». Блокадный дневник Лены Мухиной

2. «Блокадная книга»  Адамович Алесь, Гранин Даниил Александрович

3. «Вот как это было» Юрий Герман.

Ссылки:

https://urok.1sept.ru/статьи/603178/ 

https://infourok.ru/scenariy-vneurochnogo-meropriyatiya-letopis-blokadnogo-leningrada-3808202.html 

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/100.html 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блокадный Ленинград

Классный час, посвящённый героическим защитникам города Ленинграда....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...