Воспитание студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения
статья

Майоров Николай Иванович

В статье говорится о воспитании студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_studentov_iz_spetsialnyh.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Майоров Н.И., мастер производственного обучения

Дети — это наша радость и счастье. Но процесс воспитания ребенка очень трудоемкий и тяжелый. Все мы рано или поздно сталкиваемся с непослушанием ребенка и чрезмерной активностью, а нам хочется, чтобы на уроках производственного обучения и в общении обучающиеся нас слушались и выполняли различную работу. А с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья этого добиться сложнее. А далеко не каждый такой обучающийся может просидеть на месте хоть полчаса, ведь для него урок — целая вечность.

Пока ребенок маленький неусидчивость не доставляет нам, взрослым, никаких тревог и неудобств. Мы всегда себе говорим - «Мой ребенок просто активный, ему все интересно — так он познает мир». Со временем ребенок должен становиться последовательным и уметь дольше концертировать свое внимание на одном из понравившихся занятий, но с обучающимися с ОВЗ необходим индивидуальный подход и нужно время и помощь мастера п/о.

Все педагоги хотят, чтоб их обучающиеся были самостоятельными, дисциплинированными и внимательными. Но, к сожалению, сам ребенок не сможет это усвоить и осилить. Тут никак не обойтись без помощи взрослого. Работать над этим нужно с раннего детства — завлекать ребенка, заинтересовывать и развивать. Рекомендации:

  • Дети любят все яркое и привлекающее внимание. Их нужно завлечь интересным делом.
  • Атмосфера должна быть спокойной, сосредоточенной и приятной.
  • Обязательно показывайте свои эмоции — радость и заинтересованность процессом работы. Обучающийся смотрит на Вас и старается повторять Ваши же действия.
  • Хвалите и поощряйте успехи Вашего студента. Это будет стимулировать его положительные действия.
  • Не стоит одергивать его, если ему совершенно неинтересно занятие. А вместо того, чтобы ругать его и постоянно одергивать, лучше подыскать другое занятие.

Развивая внимательность и усидчивость, мы учим обучающегося терпению, добиваться своей цели и умению доводить дело до конца. Своим примером мы показываем как себя надо вести, контролировать свои эмоции. А в мастерской обучающийся работает не один, участвуют несколько человек, то обучающийся вынужден подстраиваться под всех участников, тем самым проявляя терпение и целеустремленность.

Труд — это лучший способ воспитания терпимости и желания добиться цели. Почти все обучающиеся любят помогать мастеру в мастерской, так как им не хватает внимания со стороны взрослых. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, помощь обучающихся нужно одобрять и по возможности позволять им помочь вам в работе, даже если урок уже завершился. Ваша терпимость и снисходительность в неудачах обучающихся только усилит его желание помогать и быть Вам полезным. А агрессия и гнев наоборот, отобьют все желание что-либо делать и в будущем. Вы сами будете потом сердиться на своего подопечного.

Не стоит забывать, что во время болезни дети не могут продолжительное время концентрировать внимание. Они быстро устают и хотят переключится на другое занятие. В здоровом же состоянии обучающийся выдерживает урок.

Одним из приоритетных направлений обучения студентов  из специальных  (коррекционных) школ  с отклонениями в развитии  является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Отличия трудовой подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки студентов  с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим учебное заведение работать на производстве.

После окончания учебного заведения в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, студенты имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Квалифицированному специалисту необходимо уметь использовать разнообразные источники информации, повышать свой профессиональный уровень, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, заниматься самообразованием, быть открытым к использованию современных технологий, готовым освоить новые профессиональные знания, умения, технологии, уметь решать проблемы, смежные с основной специальностью или выходящие за её рамки. Кроме этого специалист должен быть коммуникабельным, контактным, должен уметь предотвращать конфликтные ситуации или умело выходить из них и самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.         Современное общество требует от специалиста не только профессиональные знания, умения и навыки, но в первую очередь личностные, нравственные качества профессионала, его способность к адаптации в меняющихся условиях рынка труда.

Получение профессии, трудовая деятельность – основа социальной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной подготовки и интеграцию студента с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни и труду. Профессиональная подготовка дает молодым людям с особыми образовательными потребностями социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи.

Студент, с ограниченными возможностями здоровья, оказавшись  в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем, которые самостоятельно  решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:

1. Между пассивным характером приспособления к новой социальной ситуации, стремлением избегать конфликтов и стремлением развивающейся личности студента с ограниченными возможностями здоровья к самореализации.

2. Между сложившимися «студентами формами учебной деятельности», проведение досуга и новыми требованиями, предъявляемыми системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность и ответственность.

3. Между желанием быть взрослым и неспособностью самостоятельно решать возникающие проблемы, отвечать за поступки.

4. Между неадекватным представлением о будущей профессиональной деятельности, студенческой жизнью и реальной действительностью.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить студенту освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого студента, позволяя ему после окончания учебного заведения выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Образовательный процесс по трудовому обучению в группах студентов из учащихся специальных (коррекционных) школах 8 вида позволяет решать ряд проблем:

формирование интеллектуальных умений в труде;

коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;

осознанная регуляцию трудовых действий технологических операций;

обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;

становление личности студента в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;

Современная учебные заведения ориентированны на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности.

На протяжении длительного времени в нашем учебном заведении обучаются студенты с ограниченной возможностью здоровья. По окончании учебы многие из них достаточно успешно работают на различных производствах столярами мебельщиками, швеями, плотниками, плиточниками, штукатурами-малярами и т.п. Часть заняты обслуживающим трудом.

Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых студентов. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых студентов, с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Таким образом, в системе обучения студентов, поступивших из коррекционных школ с умственно отсталым развитием четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам выпускникам общеобразовательных школ.                          

Студенты группы № 42 обучающиеся по профессии «Столяр строительный» со сроком обучения 1 год 10 месяцев (группа из коррекционных) школ. Трое студентов группы участвовали в г. Чебоксары на 7 Региональном чемпионате Wordskills Russiа. Студенты с ОВЗ показали себя достойно при участии на конкурсе студентов, окончивших общеобразовательные школы:

1.Филиппов Валерий Денисович - 3 место,

2. Михайлов Александр Дмитриевич - 4 место,

3.Васильев Александр Дмитриевич - 5 место.

Хочется отметить, что и студенты выпускники из коррекционных школ могут быть достойны на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...