Своя игра. Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов
учебно-методический материал (7, 8 класс)

Борисова Светлана Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия. Положение и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_7-8_klass.pptx2.64 МБ
Файл polozhenie_svoya_igra_2019.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

История Языкознания 10 20 30 40 50 Средства художественной выразительности 10 20 30 40 50 Интересные факты о писателях 10 20 30 40 50 Фразеологизмы 10 20 30 40 50 1 раунд.

Слайд 3

Удивительная грамматика 10 20 30 40 50 Слово и его значение 10 20 30 40 50 Речевые ошибки 10 20 30 40 50 Пословицы и поговорки 10 20 30 40 50 2 раунд.

Слайд 4

Из истории языкознания 10 Каково полное название знаменитого толкового словаря В.И. Даля? «Толковый словарь живого великорусского языка»

Слайд 5

Из истории языкознания 2 0 В каком году вступила в силу реформа русского правописания, исключившая некоторые буквы русского алфавита ? В 1918 году.

Слайд 6

Из истории языкознания 3 0 Как раньше назывался Ъ «твердый знак»? Е р .

Слайд 7

Кот в мешке 10 или 50?

Слайд 8

Из истории языкознания 50 Считалось, что эта гласная буква не нужна в русском алфавите, так как использовалась она только в иностранных словах. Б уква Э. В XVIII веке её считали ненужной Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков Последний пишет по этому поводу: «Вошла было в нашу азбуку странная литера (буква) для изъяснения слов чужих; однако сей пришелец выгнан ».

Слайд 9

Средства художественной выразительности 10 О каком выразительном средстве здесь говорится? МЕТАФОРА Главное в этом средстве то , что не назван сам предмет – о нем надо догадаться, это напоминает нам загадку . Аристотель говорил, что автору такого средства невозможно обойтись без умения подмечать сходство.

Слайд 10

Средства художественной выразительности 20 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ Назовите , какие выразительные средства использованы автором в данном отрывке. Задремали звёзды золотые. С.А. Есенин

Слайд 11

Средства художественной выразительности 30 Назовите, какие выразительные средства использованы автором в данных отрывках: 1) Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи , — остановится, раскинет шатёр — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. ( 15 баллов ) Былина «СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ » 2) Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым , железным тоном, Точно крыша под ногой . ( 15 баллов ) Александр Твардовский. Поэма «Василий Теркин» ГИПЕРБОЛА СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТ

Слайд 12

Кот в мешке 10 или 50?

Слайд 13

Средства художественной выразительности 50 Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве» : «сабли калёные», «мечи булатные» ? (10 баллов) 2) Назовите приём, к которому прибегает В.А. Жуковский, создавая образ моря: Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, ( 20 баллов) Тревожною думой наполнено ты . 3)Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует Есенин в стихотворении. Укажите эту строку. К старому возврата больше нет. ( 20 баллов) Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет О лицетворение Постоянный эпитет Метафора (Последняя строка)

Слайд 14

Интересные факты 1 0 Что было написано на портрете , который подарил В.А. Жуковский А.С. Пушкину? «Победителю–ученику от побежденного учителя».

Слайд 15

Интересные факты 2 0 Конан Дойл Именно этот писатель, автор детективов, описал многие методы криминалистики, которые были еще неизвестны полиции.

Слайд 16

Интересные факты 3 0 Именно этого в своей внешности Н.В. Гоголь очень стеснялся, поэтому на разных портретах писатель выглядит по-разному. Своего носа

Слайд 17

Интересные факты 40 У какого писателя был поразительно неразборчивый почерк с путаницей условных знаков и добавлений? у Л.Н. Толстого

Слайд 18

Кот в мешке 10 или 50?

Слайд 19

Фразеологизмы 10 В Интернете порой встречается выражение « на волоске от смерти» , например: «Я вообще предлагаю завести отдельную тему: «на волоске от смерти». Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить? Не соответствует. Правильный вариант: он был на волосок от смерти .

Слайд 20

Фразеологизмы 20 Объясните значение фразеологизмов: 1) Иерихонская труба 2) Волк в овечьей шкуре Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается об осаде евреями города Иерихона. Они осаждали его шесть дней, и неизвестно, сколько бы еще продлилась осада, если бы не чудо. На седьмой день священники евреев стали обходить стены города, трубя в трубы. И от их звука стены неожиданно рухнули. Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» « лицемер » « громкий голос »

Слайд 21

Фразеологизмы 30 Подберите русский вариант английским фразеологизмам : Не стоит пороха и дроби Называть лопату лопатой Возить уголь в Ньюкасл - Овчинка выделки не стоит - Называть вещи своими именами - Ездить в Тулу со своим самоваром

Слайд 22

Фразеологизмы 40 Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: 10 баллов Не казать -------------- 10 баллов Отбиться от ---------- 10 баллов До мозга ------------ 10 баллов ------------- не дорос носа рук костей нос

Слайд 23

Фразеологизмы 50 Назовите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова « зга » (тропа, дорога), рожон (заостренный кол), кол (небольшой участок земли), просак (станок для кручения веревок), око (глаз) и зеница (зрачок) 10 баллов Не видно не зги 10 баллов Лезть на рожон 10 баллов Ни кола ни двора 10 баллов Попасть впросак 10 баллов Око за око и Беречь как зеницу ока

Слайд 24

Кот в мешке 10 или 50? Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? Земляника

Слайд 25

Переведите на русский (одним словом) со словенского словосочетание « mlado leto »? Весна Кот в мешке 10 или 50?

Слайд 26

Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк». Копилка Кот в мешке 10 или 50?

Слайд 27

Удивительная грамматика 10 Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс . О ком идёт речь: о мужчине или о женщине? О женщине. Мужские фамилии иноязычного происхождения на согласный склоняются: с Зегерсом .

Слайд 28

Удивительная грамматика 2 0 Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов . Два часа – обозначение времени, двое часов – два предмета, измеряющих время. Грамматически разница обеспечивается разрядами числительных.

Слайд 29

Удивительная грамматика 30 Какова неопределённая форма (инфинитив) глагола вылечу ? Возможны 2 слова: вылечить и вылететь , так как в форме 1 лица ед. числа данные глаголы совпадают.

Слайд 30

Удивительная грамматика 4 0 Как правильно сказать: бегите или бежите ? Обе формы правильные. Бегите — глаг. в форме повелит. наклонения, бежите — изъявительного.

Слайд 31

Удивительная грамматика 50 Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Петренко, Чуб и Седых. Все трое в составе сборной». Мужская это сборная или женская? Мужская; собирательное числительное трое не сочетается с существительными женского рода

Слайд 32

Слово и его значение 10 Кисть . Это омонимы. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

Слайд 33

Слово и его значение 2 0 Смерть . Устаревшее слово «живот» означает «жизнь». Подберите антоним к слову живот , встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить . Объясните свой ответ.

Слайд 34

Слово и его значение 30 14 слов . Каждое из них можно прочитать с разным ударением. Такие слова называют омографами . Сколько слов здесь записано? (20 баллов) Атлас , орган, кругом, жаркое, обмер , парить, хлопок . Как называются такие слова? (10 баллов)

Слайд 35

Слово и его значение 4 0 В Древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей. Почему « столицу » так называют? Каково происхождение слова?

Слайд 36

Слово и его значение 50 Устами младенца глаголет истина. В известном выражении все старославянские слова заменили исконно русскими . Получилась фраза: Ртом ребенка говорит правда. Назовите исходное выражение .

Слайд 37

Речевые ошибки 10 У дороги стоял старый дуб. Исправьте ошибку в предложении. У дороги стоял пожилой дуб.

Слайд 38

Речевые ошибки 2 0 … лед посыпают песком . Исправьте ошибку в предложении. Человек на льду скользит, а чтобы он не скользил, его посыпают песком.

Слайд 39

Речевые ошибки 30 Наша команда проиграла из-за отсутствия ведущих спортсменов . Предлог БЛАГОДАРЯ используют при описании «положительных» событий. Исправьте ошибку в предложении. Наша команда проиграла благодаря отсутствию ведущих спортсменов.

Слайд 40

Речевые ошибки 4 0 Неправильно. Говядина – это мясо коровы или быка как пища, а свинина – свиное мясо как пища. Поэтому слово «мясо» лишнее. На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины . Правильно ли оформлены такие ценники?

Слайд 41

Речевые ошибки 50 Ученик не понял лексического значения слова необходимы , поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны". Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле? Предложите свой вариант предложения.

Слайд 42

Пословицы и поговорки 10 Восстановите пословицу по двум словам: Родина – постоять. Родина – мать, умей за нее постоять.

Слайд 43

Пословицы и поговорки 2 0 Чем , согласно поговорке, вышибают клин ? Клином. Клин клином вышибают.

Слайд 44

Пословицы и поговорки 30 Закончите пословицу: Никогда не ошибается тот, кто… Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Слайд 45

Пословицы и поговорки 4 0 Французы говорят: «Хорошему коту — хорошую крысу». А как говорят русские в подобном случае? Б ольшому кораблю — большое плавание.

Слайд 46

Пословицы и поговорки 50 В известной пословице каждое слово заменили словом с противоположным значением. И получилось: С бездельем утопишь слона в поле. Назовите настоящую пословицу. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Слайд 48

Финальный раунд. В поэме А. Твардовского "За далью - даль” есть строки: И всё, от корки и до корки, Что в книгу вписано вчера, Всё с нами – в силу поговорки Насчет пера и топора . Какую поговорку имеет в виду автор ? Что написано пером, не вырубишь топором.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном конкурсе-викторине по русскому языку «Своя игра»

1. Общие положения

1.1. Школьный конкурс-викторина по русскому языку «Своя игра» (в дальнейшем — Конкурс) — соревновательное мероприятие между командами учащихся МБОУ школа № 39. В рамках Конкурса команды отвечают на вопросы без предварительной подготовки. Конкурс проходит в формате известной телевизионной викторины.

1.2. Организаторы Конкурса – школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

1.3. Настоящее Положение определяет порядок проведения Конкурса, требования к участникам, порядок оценивания и награждения победителей. 

2. Участие в конкурсе

2.1. Участниками Конкурса являются команды учащихся 7-8 классов МБОУ школа № 39.

2.2. Участие в Конкурсе является добровольным.

3. Цели, задачи конкурса

3.1 Пробуждение интереса к изучению русского языка и литературы.

3.2 Расширение кругозора детей.

3.3 Повышение уровня грамотности учащихся.

3.4 Выявление одаренных и талантливых детей.

3.5. Создание условий для самореализации учащихся.

4. Организация и проведение конкурса.

4.1. Конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап – с 12 по 15 декабря 2019 года – формирование команд-участниц из числа учащихся 7-8 классов МБОУ школа № 39, каждый класс может быть представлен на Конкурсе только 1 командой, в команде может быть от 2 до 5 человек. Участники заранее дают название своей команде, выбирают капитана;

2 этап – 17 декабря 2019 года – проведение соревнования в формате «Своей игры».

4.2. Руководство проведением 1 этапа осуществляют учителя русского языка и литературы, работающие в 7-8 классах. Руководство проведением 2 этапа осуществляет ведущий игры – учитель русского языка и литературы Борисова С.В.

4.3. Во время проведения 2 этапа команды-участницы поочередно выбирают вопросы из предложенных категорий и получают баллы за правильные ответы. Ответы оцениваются как ведущим игры (знающим заранее правильный ответ), так и жюри, формируемым из числа учителей русского языка и литературы. В задачу жюри входит подсчет баллов в течение игры и дальнейшее определение победителей.

Состав жюри: Земятченская М.Л. (председатель), Куртинина Ю.И.

5. Правила игры.

5.1. Конкурс проходит в формате телевикторины «Своя игра», но содержит вопросы и задания по русскому языку и литературе.

5.2. Игра содержит 2 основных раунда и 1 финальный, в котором могут участвовать только команды, имеющие положительное количество баллов на счету.

5.3. В 1 и 2 раунде содержится по 4 категории вопросов. В каждой категории представлены вопросы 5 степеней сложности. За правильные ответы участники могут получать различное количество баллов (от 10 до 50).

Капитаны команд поочередно выбирают категорию и «стоимость» вопроса. Вопросы озвучиваются ведущим, команды дают устные ответы (допускается обсуждение вопроса командой, но не более 30 секунд).

За правильные ответы присуждаются баллы (по стоимости вопроса), за неправильные – снимаются баллы. Возможна ситуация, когда команда имеет отрицательный счет. Если команда не дает ответа, то счет остается неизменным (баллы не снимаются).

Среди основных категорий могут попадаться вопросы рубрики «Кот в мешке». Такие вопросы могут относиться к любой области языкознания и литературоведения. На эти вопросы команда не отвечает, а передает их любой другой команде по своему усмотрению. Команда, получившая «Кота в мешке», может выбрать «стоимость» вопроса (10 или 50) и должна ответить на него.

5.4. В финальном раунде принимают участие команды с положительным счетом. Ведущий озвучивает категорию (тему) вопроса. Участники делают ставку (называют сумму из числа имеющихся баллов). Ведущий задает вопрос и дает время на размышление (3 минуты). Команды должны написать ответ на листах бумаги. По истечении времени листы с ответами передаются жюри. Жюри озвучивает и оценивает ответы.

6. Оценка ответов жюри.

6.1. Жюри оценивает ответы в соответствии с количеством баллов, предусмотренных в каждом вопросе.

6.2. Жюри вправе снизить оценку, если считает, что ответ неполный. В этом случае член жюри должен обосновать свою оценку сразу после ответа команды до перехода хода к следующим участникам.

7.  Подведение итогов Конкурса.

7.1. Победителями Конкурса признаются 3 команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам оценивания жюри.

7.2. Команды-победители награждаются дипломами.


Оценочный лист

Этап

Команда 7А

Команда 7Б

Команда 8А

Команда 8Б

название

название

название

название

1 тур

2 тур

Финал

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса

С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...

Своя игра "Семь чудес русского языка"

Презентация включает 7 категорий вопросов (фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография) по три варианта разной "стоимости". Презентация можно использовать на...

Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.

Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфогр...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Игра-конкурс по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов

Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы» рассчитана на обучающихся 5-6 классов.Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения прог...

Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе

Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе Интеллектуальная на тему « Знатоки русского языка»....