Инновационное занятие по внеурочной деятельности «Вулкан в банке» (опытно – экспериментальная деятельность)
план-конспект

Вырьева Виктория Николаевна

Инновационное занятие по внеурочной деятельности

«Вулкан в банке»

(опытно – экспериментальная деятельность),  в рамках внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Инновационное занятие по внеурочной деятельности

«Вулкан в банке»

(опытно – экспериментальная деятельность)


Разработала:

педагог дополнительного образования

 Вырьева Виктория Николаевна

г.Ярцево

2018 г

Тема: «Вулкан в банке»

Цель занятия:  Продолжать формировать представления детей о свойствах воды, в результате экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствия.

Задачи: образовательные: -- продолжить знакомить детей с основными свойствами воды; - познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана; - учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. развивающие: - развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности; - развивать логическое мышление; - способствовать развитию диалогической речи ; воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе.

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми: - педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии: - игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности: - создание проблемной ситуации; - детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии: - физкультминутка;

5. Мультимедийные технологии: - показ презентации.

6. Технологии критического мышления: - отгадывание загадок.


Характеристика группы. В ДОУ разновозрастная группа, в которой 16 человек в возрасте от 2-х до 6 лет. К старшей и подготовительной группе относятся 5 человек. Дети со средним уровнем обучаемости. Обучение проходит по «Рабочей программе опытно – экспериментальной деятельности», составленной на основе примерной программы по воспитанию и обучению в детском саду», составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения дшколы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 год»).

Оборудование: - презентация; - ноутбук или мультимедиа проектор; - изготовленный макет «вулкан»; - глубокий поднос; - материалы для опыта: 3 ложки соды, моющее средство для посуды, немного разведённой гуаши, уксус.

Предварительная работа: - исследования воды; - изготовление с детьми макета вулкана (колбу обмазать густым обойным клеем с комочками и обсыпать манкой, высушить, затем покрасить под «вулкан» и покрыть тонким слоем ПВА) - чтение стихотворений и рассказов о воде; вулканах, гейзерах.





Цель: мотивация детей к восприятию материала на занятии.

Задачи: Организовать внимание детей на восприятие материала. Создать благоприятную обстановку на восприятие материала.

Методы: словесный, игровой.

УУД: личностные,

регулятивные, коммуникативные

Организационный момент.

Солнцу красному – привет! Небу ясному – привет! Взрослые и малыши вам привет от всей души!

Педагог приглашает детей на занятие, в руке у него «цветик – семицветик»: Семицветик нас встречает, на занятие приглашает! -1-2-3-4-5! Нужно всем в кружочек встать! Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы. – Давайте и мы так сделаем!

Улыбнулись мы друг другу улыбнулись мы гостям и садимся по местам.

Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей и эмоционального настроя.

Результат организационного момента:

у детей сформировался стойкий интерес к происходящему.

Дети включились в занятие.

Цель: Обогащение представления детей о свойствах воды.

Задачи: Сформулировать и донести до сознания детей цель занятия.

Методы: словесный, игровой.

Целеполагание.

Дети отгадывают загадку:

- вода!

Нацеливает воспитанников на ответы. - Отгадайте мою загадку:

«Меня пьют, Меня льют. Всем нужна я, Кто я такая?

- Верно!

Ребята, сегодня мы с вами вспомним о свойствах воды и познакомимся с её новыми необычными свойствами и как всегда, проведем эксперимент.

У детей формируется цель занятия.

Цель: актуализация знаний воспитанников, создание проблемной ситуации

Задачи: Продолжить работу по формированию у детей представления о свойствах воды на основе полученных знаний в ходе предварительной работы. Развивать диалогическую речь и умение выразительно читать стихотворения.

Методы: словесный, игровой.

УУД: коммуникативные, познавательные, личностные

Актуализация знаний. 1.Беседа «Свойства воды»

2. Выразительное рассказывание стихотворений детьми.

Дети активно вступают в беседу, проявляют интерес к дальнейшей деятельности.

- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…

- Раз, два – всем нужна вода,
Три, четыре, пять – будем воду охранять.

- Воду нужно уважать - Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет!

- Ни умыться, ни напиться, И не сможем насладиться Ни природой, ни пейзажем. Без воды угаснет каждый!

-  Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода? (чтобы пить, варить, поливать и т.д.)

- А как вы думаете, какая бывает вода?

(твердая и жидкая)

- Правильно!
– Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего? (льда, сосулек и пр.)

- Правильно! А ещё, какая бывает вода?

( холодная, горячая)

- Правильно! Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится? (теплая вода)

- Правильно, молодцы!

- Расскажите, зачем нам нужна вода.

Показ слайда 2

Данный методический прием направлен на активизацию внимания и наблюдательности.

Цель: расширить знания детей об окружающем мире и новыми свойствами воды.

Задачи: Познакомить детей с новыми природными явлениями: гейзер, вулкан.

Способствовать развитию диалогической речи.

Развивать логическое мышление, внимательность.

Методы: словесный.

УУД: коммуникативные, познавательные

Презентация.

Дети внимательно слушают, размышляют и отвечают на вопросы.

- о вулкане!

- из неё хлынет фонтан пены и брызг.

-Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер. Гейзеры – редкое явление природы. Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер» означает фонтанирующий, бьющий фонтаном. Самый крупный гейзер – Великан. Столб его воды взлетает на высоту 30 метров, а клубы пара поднимаются до 300 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом.

Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма. (Слайд 3)

- Помимо гейзера в природе существуют похожие явления. Только вместо воды в воздух выбрасывается дым, пепел. Вы можете сказать, что это? О чём я говорю?

Вулкан – это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная порода, называется лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших и умных извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение (Слайды 4,5,6).

Раскалённая магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимая крышку кастрюли и вытекает, через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. (Слайд 7)

Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которая долго потрясти, то что произойдет?

Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное. (Слайд 8)

По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие.

Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.

Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет.

И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. (Слайды 9,10,11)

Вулканологи считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана. Причем каждый третий из них — не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано более 1300 действующих вулканов, из которых почти четверть — подводные. Знаменитых вулканов на планете множество, такие как – Везувий, Фудзияма, Кракатау, Мон-Пеле, Этна и другие. Известность их порождена различными причинами… (Слайд 12)

Человечество не в силах предотвратить природные процессы извержения вулканов, сопровождающиеся сообщениями о стихийных бедствиях, но будем надеяться, что учёные-вулканологи будут постоянно углублять свои знания в этой области, и мы сможем избегать человеческих жертв и ущерба (Слайд 13)

Создание мотива для деятельности детей.

Данный методический прием используется для усиления интереса и активности детей

Цель: предупреждение усталости и активизация мыслительной деятельности

Задачи: способствовать развитию умения одновременно произносить слова и выполнять соответствующие движения.

Методы: словесный, игровой.

УУД: коммуникативные

Физкультминутка.

Здоровьесберегающее упражнение «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети активно выполняют задания, вступают в беседу, проявляют интерес к дальнейшей деятельности.

Вулканы начали «вулканить» –
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нём начал угасать.

-Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А что это перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

Данный методический прием используется с целью предупреждения усталости.

Данный методический прием используется для активизации детей в результате смены деятельности.

Цель: стимулировать желание детей экспериментировать

Задачи: Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию. Формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

Методы: словесный, игровой.

УУД: коммуникативные, познавательные, личностные

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Дети встают вокруг стола.

Дети отходят от стола не менее, чем на 1м. Для проведения опыта подходят, выполняют свое действие и сразу же возвращаются на свое место.

Дети выполняют задания:

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Ребята, давайте с вами проведем опыт и сами сделаем извержение вулкана!

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками.

Воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента.

Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен.

Проведение опыта под строгим контролем воспитателя.













Воспитатель добавляет в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Ожидаемый результат: в результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

- Если горка запыхтит,

Если пепел полетит, Спорить я тогда не стану: Извержение вулкана!

Практическая работа .

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

Строгое соблюдение техники безопасности.

Действия с уксусом выполняет только воспитатель.

Цель: Подведение итогов. Оценка деятельности детей и самооценка.

Задачи: способствовать формированию умения оценивать свою деятельность.

Методы: словесный, игровой.

УУД: коммуникативные, личностные

Заключительная часть

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопросы, подводят итог занятия.

- Друзья, вот и окончился наш эксперимент.

- Я плююсь огнем и лавой, Я – опасный великан. Славен я недоброй славой. Как зовут меня? (вулкан)

- Что вы расскажете своим родителям о сегодняшнем опыте?

- Каким он был? (интересным и опасным)

- Почему?

- Давайте сфотографируемся на память около нашего вулкана.

Оценка деятельности на занятии способствует возникновению у детей чувства удовлетворенности

Сюрпризный момент.

Список литературы и интернет источников

1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726 2. Гилпин Р., Пратт Л. Большая книга занимательных опытов-М: Росмэн-Пресс, 2008г 3. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

4. Книга опытов для дошкольников http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html 6. Ковинько Л. В.Секреты природы – это так интересно.- М.: Линка – пресс, 2004г. 7. Султанова М. Простые опыты с водой для дошкольников.- М.: ООО Хатбер – пресс. 2015г.






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ Для обучающихся 3 класса (опытно-экспериментальная деятельность с детьми )

знакомство  с  понятием  "Воздух"  через опыт, изготовление детьми поделки "Ветерок"...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Организация и сопровождение инновационной деятельности на примере темы опытно – экспериментальной работы в организации.

Современный мир находится на информационной стадии развития, цивилизованное общество уже невозможно представить без компьютеров, телефонов, гаждетов, интернета. Тенденции информационного развити...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"  с использованием учебного модуля "Температура". Ребенку с детских лет хорошо зн...

Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...