Мастер-класс: Проектно - исследовательская работа по теме: «Куклы - обереги».
методическая разработка

Пилипенко Светлана Васильевна

Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры – в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит – и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosh_no5_kukly_-_oberegi.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

Проектно - исследовательская работа по теме:

«Куклы - обереги».

Тип работы:

Информационно – исследовательский.

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, исследовательские.

Цель:

Изучить историю и процесс создания игрушки.

Изготовить куклу оберег.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучение истории родного края.

Изучение литературных источников о куклах оберегах.

Выполнение куклы оберега.

Теоретическая часть проектно – исследовательской работы

Содержание:

Актуальность проекта

Размышления очевидцев и старожилов.

История возникновения игрушки

Куклы обереги

Материалы и инструменты, используемые при выполнении оберега

Технологическая карта

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Актуальность проекта.

Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры – в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит – и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.

Игрушка - это оберег обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. Сделать самодельно игрушку совсем не трудно, стоит только захотеть.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.

Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени.

Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффектное средство формирования личности.

В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.

Объектом исследования является игрушка.

Предметом исследования является процесс создания игрушки.

Цель работы: изучить историю и процесс создания игрушки.

Для детального исследования и изучения народных русских традиций мной был проведен опрос мнений жителей Кипчаковского сельского поселения. Для этого всем задавались одни и те же вопросы:

- Какую игрушку Вы предпочитаете?

А) покупную Б) сделанную своими руками

- Почему?

Целью опроса являлось изучение мнений разных слоев населения о том, какие игрушки жители Кипчаковского сельского поселения предпочитают.

История возникновения ИГРУШКИ

Игрушка имеет очень древние корни. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. «Потешка» (так называли игрушку) была не только игрушкой, но и оберегом, защищающим от злых сил. С самого рождения детскую колыбель обвешивали пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, звенящими кусочками металла. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свёрнутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки пеленали и завёртывали. Куклы-игрушки были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни, ведь дети начинали их вертеть с пяти лет.

Кукла - это

1. детская игрушка в виде фигурки человека.

2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.

Куклы-обереги

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Лоскутные куклы-обереги. Это небольшие куколки, которые могут быть везде - в карманах, во всех уголках дома, в машине, и везде где вы придумаете. Делать их можно по-разному.

Роль цвета:

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.).
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Кубышка-Травница

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

День и Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Колокольчик

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Девка-Баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Веснянка

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Кувадки

Куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов.. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

Пеленашка

В русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы защитить ребенка, куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Подорожница

Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт. 

https://%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.%D1%80%D1%84/data/images/u185236/t1515328678am.pngСтолбушка

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

https://%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA.%D1%80%D1%84/data/images/u185236/t1515328678aq.png Крупеничка

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Материалы и инструменты, используемые при выполнении куклы

Ткань, нитки, лента, шнурок, крупа, ножницы, игла.

Технология изготовления куклы Крупеничка.

Крупеничка (Зерновушка, Горошинка) — кукла, набитая крупой. Это образ хранительницы достатка в доме. В основе куклы — маленькая киса (кожаный или холщовый мешочек с круглым дном, горловина которого затягивался веревочной петлей). В наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка — развитие пальцев рук ребенка влияет на активность и беглость его речи.

Берем прямоугольный лоскут отбеленного льняного или хлопкового полотна размером, складываем пополам и сшиваем сметочным швом.

Заполняем мешочек зерном, горловину затягиваем, свободные концы шнурка завязываем и маскируем — основа куклы готова.

Отступаем от горловины вниз примерно на треть высоты основы и обматываем суровой нитью — выделяем голову.

Из лоскута сворачиваем плотную скатку — руки, сверху накручиваем другую ткань — рукава рубашки — так, чтобы выступали ладошки; накладываем по 2—3 плотных витка нити и крепим узлом, края отгибаем в виде оборок. Руки прикрепляем к туловищу (обмотка по туловищу спереди и сзади крест-накрест).

Подбираем лоскут яркой ткани, складываем пополам и в середине делаем разрез - пройму, натягиваем сарафан на куклу, оглаживаем вдоль основы и фиксируем витками прочной нити, или ленты. Костюм можно дополнить лентами.

Готовим головной убор: повязываем платок.

Вот и готова ваша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, оставьте  себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать вас, ведь она сделана с любовью. А на праздник или в подарок друзьям сделайте еще одну куклу. С добрыми пожеланиями!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека.

Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека.

Куклы, в старину, играли огромную роль:

они были участницами многих праздников;

были оберегами;

являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода;

ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.

Тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.

 Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.   При изготовлении кукол человек передает кусочек души и добрых пожеланий.                                         

Литература:

Жадаева А.В.Технология «Творческие проекты: организация работы». Волгоград: Учитель 2011г.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, 2010г.

Уханова И.Н. «Игрушки», СПб: Изд-во Гос Эрмитажа, 2011г.

Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В.«Организация проектной деятельности в школе; система работы, Волгоград, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа на тему «Путеводитель по городу Братску для иностранцев на английском языке» Сычёва Диана 9 класс

Цель работы: составить проект туристического путеводителя по Братску для иностранцев на английском языке.Задачи работы: 1) изучить материал о городе Братске и его достопримечательностях; 2) составить ...

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

Методическая разработка проектно - исследовательской работы по теме: « Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь»

методическая разработка    направлена на организацию проектно исследовательской деятельности учащихся по теме:« Почвы и антропогенные нарушения в их окрестностях реки Юшатырь»...

Буклет "Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы – оберега "

Все народы мира во все времена считали обереги непременным атрибутом жизни и быта любого человека: подобные магические предметы не только защищали своего владельца от любого возможного негатива, но и ...

Мастер-класс. Использование проектно- исследовательской деятельности

Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволит интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса....

Исследовательская работа по технологии «Куклы-обереги в самобытной культуре русского народа».

2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России. На территории нашей страны проживает около 190 народов и национальностей  и каждый народ уникален. И все мы носим одно, на мо...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...