«Мои права и обязанности» в рамках Всемирного дня прав детей (для 5-7 классов)
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Внеклассное мероприятие в виде игры.

1 Раунд «Правовой» - в этом раунде называется  как можно больше прав человека.

2 Раунд «Нет прав без обязанностей» - в этом раунде разбирается определенная ситуация, объясняются права и обязанности человека.

3 Раунд «Права ребёнка» - эта станция - ответы на вопросы теста.

4 Раунд «Права у сказки» - отгадать героя, сказку и её автора, которые описаны в ситуации;

5 Раунд «Права в пословицах» - предложены пословицы, необходимо определить, под какое право человека подходит каждая из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_igra_5-7_klassy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

игра – «Мои права и обязанности»

в рамках Всемирного дня прав детей

в 5-7 классах

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

 Подготовительная работа с детьми: от каждого класса команда – 6 человек.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Игра
  3. Подведение итогов

На стене актового зала:   

20 ноября – это всемирный день прав ребенка.

(В этот день была принята Международная Конвенция «О правах ребенка»).

Каждый класс (5-7- я параллель) представлен командой из 6 человек (название команды придумывают сами) всего 9 команд.

- Сегодня мы поговорим о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет – это права и обязанности, которые человек получает от рождения и  они у нас всех одинаковые, равные права.

И сейчас давайте проверим наши знания о правах человека.

Как вы думаете, что такое право?

Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

А что такое обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

В этом и состоит их различия.

- права человека записаны во " Всеобщей декларации прав человека".

ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство.

- А конкретно права детей  в "Конвенции о правах детей".

Сегодня  мы  проведем  игру - «Мои права и обязанности» и узнаем, как хорошо вы их знаете. Игра пройдет в 5 раундов.

1 Раунд  «Правовой» - в этом раунде вы должны назвать как можно больше  прав человека, за каждый правильный  ответ 1 балл (пишем право на листочке, а также указываем на нем название команды).

2 Раунд  «Нет прав без обязанностей» - в этом раунде  вы  разбираете  определенную ситуацию, объясняете  права и обязанности человека, за правильно разобранную ситуацию 2 балла;

3 Раунд  «Права ребёнка» - на этой станции вы отвечаете на вопросы теста, за правильный ответ – 1 балл;

4 Раунд «Права у сказки» - вы должны отгадать героя, сказку и ее автора, которые описаны в ситуации;

5 Раунд «Права в  пословицах» - вам будут предложены пословицы, и вам необходимо определить, под какое право человека подходит каждая из них.

                                     

 1Раунд     «Правовой»

Какие же права есть у всех детей мира?

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  •  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

2 Раунд «Права и обязанности»

Ситуация "Насилие над личностью "

А) Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

-  Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Право - на заботу и воспитание

                                                                                                                         Обязанность – слушаться родителей

Б) Бабушка:

-Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

-  Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Право на свободу передвиж.

                                                                                                                                         Обязанности – уважение старших, забота

В) Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын: -  Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).  Право на досуг и отдых

                                                                                                                                Обязанность - учиться                                                                                                                                                                                

Г) Отец:

-  Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

-  Это проявление жестокости, папа.                                                             Право на уважение и неприкосновенность личности

                                                                                                   Обязанность – слушаться родителей

Ситуация "Чужое письмо"

Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира: Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?   Право на тайну переписки

                                                                                                                                    Право на неприкосновенность имущества

Ситуация "Громкая музыка"

Тихим воскресным утром Стёпа пришел в гости к своему приятелю Коле.

 Коля: Заходи! Мне папа подарил новые колонки! Давай опробуем.

 Стёпа: А давай поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!

 Мальчики ставят колонки на подоконник и включают музыку на самую громкость.

 Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне ещё и игру новую подарил.    Пойдем в другую комнату, поиграем.

 Ребята уходят, забыв отключить колонки.

Имели ли право Коля и Стёпа включать так громко музыку, даже если они считают, что таким образом они проводят свой досуг?                              

                                                              Право на досуг

                                                              Нарушено право – на отдых других людей.

3 Раунд «Права детей»

Тест о правах ребенка

1.  Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет;

б) с момента рождения до 10 лет;

в) с момента рождения до 16 лет

2. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств.

3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители;

б) родственники;

в) никто;

г) сверстники ребенка.

4.  Ребенок может определять свое отношение к религии:

а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству   других членов общества;

б) по требованию родителей;

в) учитывая религиозные традиции государства;

г) по совету друзей или взрослых людей.

5.  Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

а) безоговорочно;

б) не имеет;

в) если это не наносит вреда другим людям.

6.  С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.

7. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины;

б) если есть согласие родителей;

в) не могут.

4 Раунд «Права у сказки»

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

(Красная Шапочка/ «Красная Шапочка» Ш. Перро)

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

(Иванушка, «Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

(Спящая красавица, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А.С.Пушкин)

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.

(Буратино, «Золотой ключик или Приключение Буратино», А.Н.Толстой)

Коллоди «Приключения Пиноккио»

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

(Золушка/ «Золушка», Ш. Перро) 

Эта героиня очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

(Лиса/ «Лисичка-сестричка и серый/волк», русская народная сказка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.

(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин)

Этот герой сказки потерял жилище из-за одной коварной особы потому что у него избушка лубяная, а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

(Заяц, «Лиса и заяц», русская народная сказка)

5 Раунд «Права в пословицах»

Пословицы:

 Любишь кататься – люби и саночки возить.

 (право на труд)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

 (право на образование)

Правда суда не боится.

(право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

 По заслугам и почёт.

(право на труд)

 При солнышке тепло, при матери – добро.

 (право на достойный жизненный уровень в семье)

Всякому мила своя сторона.

(право на свободу передвижения)

Дело мастера боится.

 (право на труд)

Волка ноги кормят.

(право на свободу передвижения или право на труд)

Делу – время, а потехе – час.

(право на отдых и досуг)

20 НОЯБРЯ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА

10 ДЕКАБРЯ

-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВО

это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством

ОБЯЗАННОСТЬ

-

это то, что граждане гарантируют дать своему государству

ДЕКЛАРАЦИЯ

-

 это основные принципы, к которым стремится каждое государство

Раунды

Команда 5 «А»

Команда 5 «Б»

Команда 5 «В»

Команда 5 «Г»

Команда 6 «А»

Команда 6 «Б»

Команда 7 «А»

Команда 7 «Б»

Команда

7 «В»

1 раунд «Правовой»

Итого:

2 раунд «Нет прав без обязанностей»

Итого:

3 раунд «Права ребёнка»

Итого:

4 раунд

«Права у сказки»

Итого:

Станция «Права в пословицах»

Итого:

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я и мои права" Классный час для учеников 5 «а» класса МБОУ СОШ №3 в рамках Всемирного дня прав ребенка. Владикавказ, 2014 год

Ребенок имеет право на семью.Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей....

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.

Познакомить учащихся  с основными обязанностями  человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

Памятка для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей"

В памятке представлены основные положения действующего законодательства в области воспитания и образования детей...

«Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей»

Права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощь...