«Мои права и обязанности» в рамках Всемирного дня прав детей (для 5-7 классов)
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Внеклассное мероприятие в виде игры.
1 Раунд «Правовой» - в этом раунде называется как можно больше прав человека.
2 Раунд «Нет прав без обязанностей» - в этом раунде разбирается определенная ситуация, объясняются права и обязанности человека.
3 Раунд «Права ребёнка» - эта станция - ответы на вопросы теста.
4 Раунд «Права у сказки» - отгадать героя, сказку и её автора, которые описаны в ситуации;
5 Раунд «Права в пословицах» - предложены пословицы, необходимо определить, под какое право человека подходит каждая из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_igra_5-7_klassy.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие:
игра – «Мои права и обязанности»
в рамках Всемирного дня прав детей
в 5-7 классах
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Подготовительная работа с детьми: от каждого класса команда – 6 человек.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Игра
- Подведение итогов
На стене актового зала:
20 ноября – это всемирный день прав ребенка.
(В этот день была принята Международная Конвенция «О правах ребенка»).
Каждый класс (5-7- я параллель) представлен командой из 6 человек (название команды придумывают сами) всего 9 команд.
- Сегодня мы поговорим о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.
Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет – это права и обязанности, которые человек получает от рождения и они у нас всех одинаковые, равные права.
И сейчас давайте проверим наши знания о правах человека.
Как вы думаете, что такое право?
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
А что такое обязанность?
ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
В этом и состоит их различия.
- права человека записаны во " Всеобщей декларации прав человека".
ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство.
- А конкретно права детей в "Конвенции о правах детей".
Сегодня мы проведем игру - «Мои права и обязанности» и узнаем, как хорошо вы их знаете. Игра пройдет в 5 раундов.
1 Раунд «Правовой» - в этом раунде вы должны назвать как можно больше прав человека, за каждый правильный ответ 1 балл (пишем право на листочке, а также указываем на нем название команды).
2 Раунд «Нет прав без обязанностей» - в этом раунде вы разбираете определенную ситуацию, объясняете права и обязанности человека, за правильно разобранную ситуацию 2 балла;
3 Раунд «Права ребёнка» - на этой станции вы отвечаете на вопросы теста, за правильный ответ – 1 балл;
4 Раунд «Права у сказки» - вы должны отгадать героя, сказку и ее автора, которые описаны в ситуации;
5 Раунд «Права в пословицах» - вам будут предложены пословицы, и вам необходимо определить, под какое право человека подходит каждая из них.
1Раунд «Правовой»
Какие же права есть у всех детей мира?
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
2 Раунд «Права и обязанности»
Ситуация "Насилие над личностью "
А) Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Право - на заботу и воспитание
Обязанность – слушаться родителей
Б) Бабушка:
-Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Право на свободу передвиж.
Обязанности – уважение старших, забота
В) Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Право на досуг и отдых
Обязанность - учиться
Г) Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Право на уважение и неприкосновенность личности
Обязанность – слушаться родителей
Ситуация "Чужое письмо"
Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?
Ира: Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.
Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.
Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.
Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? Право на тайну переписки
Право на неприкосновенность имущества
Ситуация "Громкая музыка"
Тихим воскресным утром Стёпа пришел в гости к своему приятелю Коле.
Коля: Заходи! Мне папа подарил новые колонки! Давай опробуем.
Стёпа: А давай поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!
Мальчики ставят колонки на подоконник и включают музыку на самую громкость.
Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне ещё и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.
Ребята уходят, забыв отключить колонки.
Имели ли право Коля и Стёпа включать так громко музыку, даже если они считают, что таким образом они проводят свой досуг?
Право на досуг
Нарушено право – на отдых других людей.
3 Раунд «Права детей»
Тест о правах ребенка
1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет;
б) с момента рождения до 10 лет;
в) с момента рождения до 16 лет
2. Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) равного социального положения;
г) равного имущественного положения;
д) независимо от различных обстоятельств.
3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители;
б) родственники;
в) никто;
г) сверстники ребенка.
4. Ребенок может определять свое отношение к религии:
а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества;
б) по требованию родителей;
в) учитывая религиозные традиции государства;
г) по совету друзей или взрослых людей.
5. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно;
б) не имеет;
в) если это не наносит вреда другим людям.
6. С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.
7. Дети могут участвовать в военных действиях:
а) если этого требуют интересы Родины;
б) если есть согласие родителей;
в) не могут.
4 Раунд «Права у сказки»
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
(Красная Шапочка/ «Красная Шапочка» Ш. Перро)
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
(Иванушка, «Гуси-лебеди», русская народная сказка)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.
(Спящая красавица, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А.С.Пушкин)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.
(Буратино, «Золотой ключик или Приключение Буратино», А.Н.Толстой)
Коллоди «Приключения Пиноккио»
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.
(Золушка/ «Золушка», Ш. Перро)
Эта героиня очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.
(Лиса/ «Лисичка-сестричка и серый/волк», русская народная сказка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин)
Этот герой сказки потерял жилище из-за одной коварной особы потому что у него избушка лубяная, а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.
(Заяц, «Лиса и заяц», русская народная сказка)
5 Раунд «Права в пословицах»
Пословицы:
Любишь кататься – люби и саночки возить.
(право на труд)
Грамоте учиться – всегда пригодится.
(право на образование)
Правда суда не боится.
(право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
По заслугам и почёт.
(право на труд)
При солнышке тепло, при матери – добро.
(право на достойный жизненный уровень в семье)
Всякому мила своя сторона.
(право на свободу передвижения)
Дело мастера боится.
(право на труд)
Волка ноги кормят.
(право на свободу передвижения или право на труд)
Делу – время, а потехе – час.
(право на отдых и досуг)
20 НОЯБРЯ
–
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА
10 ДЕКАБРЯ
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРАВО
–
это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством
ОБЯЗАННОСТЬ
-
это то, что граждане гарантируют дать своему государству
ДЕКЛАРАЦИЯ
-
это основные принципы, к которым стремится каждое государство
Раунды | Команда 5 «А» | Команда 5 «Б» | Команда 5 «В» | Команда 5 «Г» | Команда 6 «А» | Команда 6 «Б» | Команда 7 «А» | Команда 7 «Б» | Команда 7 «В» |
1 раунд «Правовой» Итого: | |||||||||
2 раунд «Нет прав без обязанностей» Итого: | |||||||||
3 раунд «Права ребёнка» Итого: | |||||||||
4 раунд «Права у сказки» Итого: | |||||||||
Станция «Права в пословицах» Итого: | |||||||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей (семейный кодекс РФ)
права и обязанности родителей...
"Я и мои права" Классный час для учеников 5 «а» класса МБОУ СОШ №3 в рамках Всемирного дня прав ребенка. Владикавказ, 2014 год
Ребенок имеет право на семью.Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей....
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.
Познакомить учащихся с основными обязанностями человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....
Памятка для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей"
В памятке представлены основные положения действующего законодательства в области воспитания и образования детей...
«Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей»
Права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощь...