Проект "Птицы наши друзья"
проект

Нравственное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pozabotsya_o_ptitsah_zimoy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9» р. п. Переяславка

                                                            Проект

«Птицы наши друзья»

                                     

                                       Учитель начальных классов

                                                                             Ушакова Радмила Николаевна

                                                   

2019

Проект "Птицы наши друзья"

Возраст участников: 8-9 лет

Цель проекта: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.        

Задачи проекта:

  1. Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.
  2. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.
  3. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.
  4. До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Актуальность

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном нравственного (экологического) воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение обучающихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в городе и его окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.

Ожидаемые результаты

Работа в проекте строится на вовлечении детей в природоохранную деятельность. В ходе реализации проекта предполагается развитие интереса к живой природе, воспитание заботливого отношения к природным объектам родного посёлка, формирование умений ведения практической природоохранной деятельности.

После завершения проекта дети смогут:

  • классифицировать зимующих и перелётных птиц;
  • научатся различать птиц по внешнему виду;
  • узнавать и называть зимующих птиц; будут знать как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
  • у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

План реализации проекта

  • Будем наблюдать за зимующими птицами; фотографировать и рассматривать иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.
  • Разучим стихи, песни, пословицы о птицах.
  • Прочитаем сказки и рассказы о жизни птиц.
  • Научимся составлять связный рассказ по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой".
  • Проведём конкурс на лучшую кормушку.
  • Нарисуем  зимующих птиц.
  • Сделаем  презентацию "Птицы зимой".

Приблизительная продолжительность проекта - 4 недели

Механизмы и этапы реализации проекта

Механизмы

Этапы

Сроки реализации

Познавательный

I этап – подготовительный

  • Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
  • Создание необходимых условий для реализации проекта
  • Разработка маршрута для участников проекта
  • Сбор и изучение информации о видовом составе и зимней подкормке птиц

25.11.19 – 02.12.19

Информационный

Знакомство со статьёй «Помоги птицам».

03.12.19 – 10.12.19

Практический

II этап – основной (практический)

Проведение природоохранной акции:

  • изготовление кормушек
  • конкурс на лучшую кормушку
  • размещение кормушек
  • уход за кормушками
  • заготовка корма для птиц
  • подкормка и наблюдение за птицами
  • выставка детских работ

11.12.19 – 22.01.20

Итоговый

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Презентация проекта «Зимующие птицы –гости наших кормушек»
  • Конкурс рисунков  "На моей кормушке"

 23.01.2020

Введение

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки.

Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того, чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.

Если мы поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.

Теоретические основы проекта

Видовое разнообразие птиц района имени Лазо.

По нашим наблюдениям, в Переяславке зимой чаще других можно увидеть следующих птиц: голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу.

Мы составили таблицу местообитания, питания и хозяйственного значения этих птиц.

Место обитания, зимовка

Питание

Значение

Голубь

Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем.

Питается семенами растений, зерновыми культурами

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав.

Воробей городской

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.

Несмотря на то, что домовые воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов.

Синица

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.

Уничтожает множество вредных насекомых.

 

Обыкновенный снегирь

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Красивые певчие птицы, питающиеся малоценными семенами диких растений, вообще не могут быть причислены ни к полезным, ни к вредным.

 

Ворона

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.

Всеядна.

В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.

В подкормке особенно нуждаются синицы, воробьи, снегири.

Изготовление и размещение кормушек

Виды кормушек

Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день.

Подкормка для птиц

Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.

Предлагается следующее меню для птичьей столовой:

  • 50 процентов семян подсолнечника
  • 35 процентов проса
  • 15 процентов зерен кукурузы

На время гнездового периода неплохо поместить в кормушке кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам, пусть это будет скорлупа куриных яиц или куски штукатурки.

Рецепт "птичьего пирога":

  • 3 чашки размягченного жира или маргарина
  • 3 чашки зерновой смеси
  • 1 чашка подсолнечного масла 

Сюда можно добавить кусочки яблок, семена, зерновые хлопья, ядра орехов – все, что у вас под рукой. Все хорошо смешайте и выставите на холод, чтобы затвердело. Жидкое "тесто" можно вылить в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам, подвесив на дереве в тени.

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов), кожуру бананов, пряные продукты.

Результаты реализации проекта, подведение итогов.

  1. Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны п. Переяславка.
  2. Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.
  3. Провели конкурс на лучшую кормушку для птиц.
  4. Обучающиеся  1 класса изготовили и представили на конкурс 6 кормушек для птиц. Лучшие кормушки были размещены на пришкольном участке, под окнами школы.  
  5. Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках. Организован сбор кормов для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

Птицы наши друзья

Экологическая конференция.Разработка на татарском языке.Цель конференции: -Познакомить учащихся с "Днем птиц"-Показать своеобразие перелётных и, зимующих в наших краях, птиц-Показать роль человек...

Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"

Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....

Книги - наши друзья

Презентация...

Птицы-наши друзья

Внеклассное мероприяие "Птицы - наши друзья" предназначено для учащихся 7-х классов школ I,II вида....

Викторина "Сказки - наши друзья".

ВИКТОРИНА «СКАЗКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ»Цель: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потреб...