Мастер классы по технике рисования жидким соленым тестом.
план-конспект

Трушникова Ирина Николаевна

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_moy_master-klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                    МКОУ АГО «Заринская СОШ»

                                             Мастер - класс

«Рисуем жидким цветным соленым тестом»  

                                                                     Учитель : Трушникова И.Н.  

                                             2017 год        

Тема: «Рисование летнего пейзажа жидким соленым тестом»

Цель: познакомить детей с новым увлекательным способом рисования- рисование жидким цветным солёным тестом. 


Задачи: 

1 Ознакомить участников мастер-класса с одним из нестандартных приемов работы с соленым тестом.

2  Развитие мелкой моторики рук, координации движений, творческого мышления, способности создания и реализации образа.

3 Показать возможности креативных техник в декоративно-прикладном творчестве;

4  Способствовать творческой самореализации обучающихся.

                                       План проведения:

1. Подготовительный этап.

1Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.

2Постановка целей и задач мастер-класса.

3 Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, емкость для воды, салфетки, клеенки, основа из орголита или загрунтованный картон).

2. Основной этап. Организация и проведение мастер - класса.

1 Рассказ об истории возникновения соленого теста, об особенностях работы с ним, о новых нестандартных формах работы.

2. Практическая часть. Создание композиции «Летний  пейзаж» - рисование жидким цветным соленым

3. Заключительная часть.

   1Рефлексия

История возникновения соленого теста

«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…» (Синеглазова М.О.)

«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.

«Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.)

В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.

В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.

Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.

Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.

«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике.» (Данкевич Е.В.)

Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте.

 Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды.

Она интересна детям своей новизной и простотой. Дает возможность детям свободно рисовать, почувствовать цвет, поэкспериментировать, пофантазировать.


Рисование жидким цветным соленым тестом – это авторская технология, разработанная Ириной Владимировной Дудиной в 2011 году. Рисование соленым тестом - один из нестандартных приемов работы соленого теста, смешенного с гуашевыми красками, клеем ПВА и водой, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека.

Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.

Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста с 7 лет, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.

Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.

Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.

Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.

Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.

В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.

Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.

Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка .


Технология рисования жидким цветным соленым тестом.

Материалы и принадлежности:

 Жидкое цветной соленое тесто в баночках.

 Клеенка.

 Основа из орголита.

 Крышки от ведёрок из-под майонеза.

 Стеки

 Чайные ложки.

 Салфетки.

 Шпажки.

Рисование композиции «Летний пейзаж».

1. Теория создания жидкого цветного соленого теста.

В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:

2 столовых ложки пшеничной муки.

1 столовая ложка мелкой соли.

1 чайная ложка клея ПВА.

½ чайной ложки гуаши любого цвета.

Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.

                                       

                                                   Ход занятия.

- Какие праздники у нас с вами впереди?

- Назовите самое главное украшение  праздника.

СЛАЙД

- Все мы любим, украшать елку,  А чем вы украшаете елку?

СЛАЙД

- Первые игрушки в Росси были очень дорогими, их могли купить только очень состоятельные люди. В это время елки украшались в основном настоящими конфетами и пряниками.  Позднее елки стали украшать  шарами из тонкого стекла и эти игрушки считаются самыми красивыми .

- Сегодня я вам покажу очень интересную  и необычную технологию создания елочного шара.

-Посмотрите,  мои ученики уже  приготовили  новогодние украшения .

-Рассмотрите их и подумайте, с помощью чего  они созданы?

- Я вам помогу, буду загадывать загадки, а вы их отгадаете.

Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.

Одну меня не едят,
А без меня редко едят.          

                                               (Соль )

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.

                                                        (Мука)

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть.

                                                            ( Вода)

 В морях и реках обитает,

 Но часто в облаках витает.

 А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

                                                             (Вода).

На палитре девицы,

Цветные сестрицы,

Лист бумажный красят,

Когда кистью мажут!

                                                               (Краски)


Я предмет для школы важный.

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолет, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я — липучий, вязкий…

                                                             ( Клей)

   Все эти компоненты можно найти дома.

Посмотрите, что получилось, если все эти компоненты сложить и перемешать – получится жидкое соленое тесто.

А расписывать шары  мы будем не кисточкой, а ложками, стеками и шпажками.

   С помощью этого теста можно нарисовать удивительные открытки и картины, раскрасить новогодние шары  (рассматривают работы).

  Сегодня мы с вами создадим новогодний шар.

- Вы замечали  как по – разному, расписаны новогодние шары: это может быть  зимний пейзаж, фантастические цветы, узоры и т.д.  

- Я вам предлагаю посмотреть технику рисования ,как пейзажа, так и новогоднего шара и решить, как вы хотите расписать свой новогодний шар.

2. Подготовка фона для композиции «Зимний  пейзаж»

 Для выполнения фона наносим ложкой капли жидкого цветного соленого теста на одну половину голубой цвет, на другую белый  цвет  по всей поверхности крышки.

3. Рисование зимних элементов пейзажа(луна, звезды, облака, снег, сугробы, елку, игрушки на елку) по залитому фону.

Рисуем луну. На полужидкий голубой фон чайной ложкой наносим «кляксочку» желтого цвета.

Облака.  По голубому фону наносим «кляксочки» белого цвета, растягиваем в разные стороны.

  Звезды рисуются с помощью кляксочки, которая растягивается в разные стороны.

 Снежинки  рисуются с помощью точек.

   Чтобы нарисовать елку, наносим 5 точек стекой, затем каждую точку ведем к центру, если елочка маленькая добавляем еще точек. Получается вот такая елка.

 Все елочные украшения рисуются  маленькими точками шпажкой.

При высыхании цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект –инея, она кристаллизуется и сверкает.

Используя технологию рисования жидким цветным соленым тестом можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.

Рефлексия:

У вас получились замечательные работы. Они могут стать прекрасным украшением елки, или вы можете подарить их близким.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования. Воск + акварель"

Мастер-класс может быть полезен и интересен широкой аудитории.Эта техника понравится всем. Дерзайте, творите, пробуйте!!!...

Мастер-класс для детей "Подсвечник из соленого теста"

К празднику 8 марта  мы изготавливали подарок для мамы: подсвечник . Материал-соленое тесто.  Замесили тесто по правильному рецепту. Тщательно перемешали и скатали ровный шар. Расплющив шар ...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования".

Знакомство с техниками: "Раздувание краски", "Фроттаж", "Мраморная бумага"....

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования"

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству"

Техника point-to-point выглядит как вышивка или чеканка по металлу. Декорировать этой техникой можно практически любые предметы – зеркала, фоторамки, шкатулки, разделочные доски, записные к...

Открытый мастер-класс по композиции«Фантазии из соленого теста. Весенний подсвечник»

Данная публикация, является разработкой открытого мастер-класса для совместного участия учащихся и преподавателей музыкального и художественного отделений школы искусств. Создана на основе...

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве»

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном....