Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – предприниматель» (общеинтеллектуальное направление). Возраст обучающихся 15-16 лет
рабочая программа (9, 10 класс)

Чуркина Любовь Игоревна

Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа курса рассчитана на 1 часа в неделю (35 часов в год).

На ряду с базовыми знаниями, которые дает современная школа, не менее важными являются навыки и знания, связанные с финансовой грамотностью, а также спецификой открытия и ведения собственного бизнеса. Ведь нужно не только грамотно распоряжаться деньгами, еще важнее уметь их зарабатывать. Существует масса направлений и ниш, в самых различных сферах (товары и услуги), которые еще не освоены, либо освоены не полностью. И важно научить современных школьников анализировать рынок и находить такие ниши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_finansovoy_gramotnosti_avtorskaya.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха» Белгородского района Белгородской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я – предприниматель»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст обучающихся 15-16 лет

Автор:
учитель математики
МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха»
Чуркина Любовь Игоревна

п. Разумное

2020


Пояснительная записка

Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа курса рассчитана на 1 часа в неделю (35 часов в год).

На ряду с базовыми знаниями, которые дает современная школа, не менее важными являются навыки и знания, связанные с финансовой грамотностью, а также спецификой открытия и ведения собственного бизнеса. Ведь нужно не только грамотно распоряжаться деньгами, еще важнее уметь их зарабатывать. Существует масса направлений и ниш, в самых различных сферах (товары и услуги), которые еще не освоены, либо освоены не полностью. И важно научить современных школьников анализировать рынок и находить такие ниши.

С появлением интернет ресурсов и социальных сетей, открывается все больше возможностей для продвижения своих идей. Абсолютно любой человек, любого пола и возраста, может начать вести свой блог, открыть онлайн курсы, интернет-магазин, не имея даже торговой площади. Все что нужно — это ноутбук и стабильное интернет- соединение. Детям нужно рассказать о таких возможностях, ограничениях и вопросах, которые предстоит решить на пути открытия своего бизнеса.

Крайне важно дать сегодняшним ученикам базовые знания, которые им помогут в будущем сделать осознанный выбор: взвесить все за и против открытия своего дела; проанализировать рынок и выбрать свое направление для развития, составить грамотный реалистичный план, позволяющий добиться запланированных целей.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - индивидуальная, а также используется групповая и коллективная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Чтение лекционного материала, подготовленного преподавателем;
  • Беседы с классом на тему пройдённого лекционного материал;
  • методические пособия;
  • самостоятельный поиск в Internet;
  • Встреча с предпринимателем;

Практические занятия:

  • анализ финансовой ситуации в стране;
  • расчет налога и процентов по кредиту с помощью формул;
  • расчет окупаемости и прибыльности проекта с помощь формул и графиков;
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • оформление тематического текста в среде текстового редактора;
  • оформление и визуализация полученных знаний посредством мультимедийной презентации;
  • сравнительный анализ цифровой информации в среде электронных таблиц;
  • коллективные исследовательские проекты.

Планируемые результаты

Личностные:

  • понимание хозяйственной/предпринимательской деятельности человека как одного из важнейших элементов общества, находящегося во взаимодействии с другими сферами общества;
  • понимание роли предпринимательства в экономике в целом;
  • уважение к труду предпринимателя и понимание взаимосвязи между вложениями в образование и личным профессиональным развитием, а также будущими доходами хозяйствующего субъекта;
  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • способность к поиску способов самореализации в экономике страны с учетом специфики ее развития;
  • осознание необходимости владения экономическими знаниями для современного человека.

Метапредметные:

  • умение оценивать экономическое положение основных участников экономики;
  • умение разрабатывать проекты в сфере экономики: определять суть проблемы, на решение которой направлен проект, ставить цели проекта, находить способы решения проекта, определять средства, с помощью которых может быть реализован проект, составлять план реализации проекта;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
  • умение находить в различных источниках необходимую информацию;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение проблематизировать учебную, познавательную или социокультурную ситуацию, индивидуально или совместно с другими разрабатывать варианты ее решения, выбирать наиболее эффективные стратегии, прогнозировать риски и результаты своей деятельности, адекватно оценивать причины успехов и неудач;
  • умение вести себя в соответствии с типом социально-экономической роли предпринимателя.

Предметные:

  • овладение базовыми понятиями: предпринимательство, бизнес, рынок, фирма, доход, выручка, прибыль, менеджмент, маркетинг, формы предпринимательской деятельности, издержки, бизнес-план;
  • овладение базовыми знаниями по разделам программы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Освоение содержания внеурочной деятельности «Я - предприниматель» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, экономики и математики.

Раздел 1.  Идеи бизнеса (7 ч.)

Статистика населения. Статистика по отраслям. Окупаемость по формуле IRR. Окупаемость по формуле NPV

Раздел 2. Анализ рынка (3 ч.)

Анализ рынка. SWOT-анализ. PEST-анализ.

Раздел 3. Планирование бизнеса (8 ч.)

Бизнес план. Описание основных и второстепенных товаров. Преимущества и недостатки каждого товара. Конкурентная продукция в отрасли. Маркетинг план: средние цены, эластичность (изменчивость) спроса, способы стимуляции. Способы сбыта. Привлечения покупателей. Производственные мощности. Схемы поставки сырья, их хранения. Производственный процесс. Смета. Точка безубыточности. Амортизационные затраты.

Раздел 4. Стартовый капитал (6 ч.)

Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.

Раздел 5. Регистрация бизнеса (3 ч.)

Регистрация ИП. Порядок и особенности государственной регистрации ООО

Раздел 6.  Налоги и отчётность (3 ч.)

Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Раздел 7. Развитие бизнеса (3 ч.)

Масштабирование. Франшиза

Раздел 8. Защита проектов (2 ч.)

Защита индивидуальных бизнес проектов.

Итоговый контроль по курсу.        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

занятия

Дата по плану

Дата факт.

Краткое содержание

Планируемые результаты

Учебно-методические пособия

Раздел 1. Идеи бизнеса (7 ч.)

1

Идеи “молодого” бизнеса

Беседа о перспективах и возможности запуска бизнеса

Ученики заинтересованы темой открытия собственного бизнеса.

Интернет- ресурс: Министерство экономического развития Российской Федерации http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/index 

2

Бизнес для маленьких городов – идеи и особенности

Анализируют статистику населения с использование диаграмм и графиков

Имеют представление в процентном содержании мужчин/женщин, работающих/неработающих/самозанятых, школьников/ студентов/пенсионеров по Белгородской области.

Интернет-ресурс

(Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики

по Белгородской области https://belg.gks.ru/population )

3

Какой бизнес открыть и как не ошибиться в выборе ниши

Собирают статистику по отраслям и её анализируют с целью поиска наиболее перспективных направлений

Узнают статистику занятости в предпринимательстве: малое и среднее предпринимательство;

основные фонды;

промышленное производство;

сельское хозяйство; охота и лесное хозяйство;

рыболовство и рыбоводство;

строительство;

торговля и услуги;

транспорт и связь;

инвестиции;

наука и инновации;

ИКТ. Сравнивают показатели.

Интернет-ресурс

(Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области https://belg.gks.ru/enterprises )

4

Какой бизнес выгоднее? Как оценить выгоду идеи бизнеса;

Рассчитывают окупаемость по формуле IRR и NPV

Получают данные окупаемости по формуле IRR/NPV в Excel.

Интернет-ресурс:

Расчёт IRR https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/irr-i-kak-rasschitat/ 

Расчёт NPV: http://forpm.ru/расчет-npv/ 

Файл: Расчет_IRR.xlsx

5

Какие товары и услуги можно продавать или как найти свою нишу в бизнесе

Анализируют потребляемые товары и услуги с помощью графов, таблиц и схем в рамках выбранного направления

Получают личный финансовый план

Файл: Личный_финансовый_план.xlsx

6

Практическое занятие «Выбор своей бизнес идеи»

Выбирают свою бизнес идею, оформляют на плакате(листе); аргументируют выбор.

1) Выбрана тема проекта

2) Проведена краткая презентация бизнес идеи

Бумажные плакаты

7

Круглый стол «История одного успеха»

Встреча с успешным бизнесменом, который открыл своё дело с нуля

Знакомятся с успешным бизнес проектом, получают советы и рекомендации.

Презентация «Я смог»

Раздел 2. Анализ рынка (3 ч.)

8

Общий анализ рынка

Структурируют и обрабатывают данные с помощью графиков, диаграмм, майнд-карт, таблиц Exсel.

Умеют искать информацию и анализировать рынок

Интернет-ресурсы:

Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики

по Белгородской области https://belg.gks.ru/of_statistics 

9

Практическое занятие «SWOT и PEST анализы»

Выполняют SWOT-анализ и PEST-анализ

Понимают свои сильные и слабые стороны, угрозы и возможности; влияние внешней среды в разрезе политических, экономических, социальных и технологических факторов.

Презентация «SWOT и PEST анализы. Теория и примеры»

10

Практическое занятие «Анализ рынка для своей бизнес идеи»

Анализируют рынок своей бизнес идеи с помощью изученных способов. Оформляют на плакате.

Получают анализ рынка в своей выбранной сфере.

Плакаты (карточки)

Раздел 3. Планирование бизнеса (8 ч.)

11

Круглый стол «Что такое бизнес план?»

Рассматривают готовые бизнес планы; изучают аналогичные планы по своей бизнес-идее.

Узнают, что такое бизнес план, для чего он нужен

Знакомятся с его структурой и содержанием

Распечатанные бизнес планы

12

Оценка возможности организации в отрасли. Описание товара или услуги.

Делают подробное описание основных и второстепенных товаров; выделяют преимущества и недостатки каждого товара; сравнивают с конкурентной продукцией в отрасли.

Получают оценку конкурентоспособности своего товара/услуги в табличной форме в рамках своей бизнес идеи

Файл: Оценка_возможности.docx

13

Маркетинг-план

 Определяют средние цены, эластичность (изменчивость) спроса, способы стимуляции; изучают целевые сегменты и группы покупателей; изучают способы сбыта; рассматривают возможность привлечения покупателей.

Появляется понимание, что такое Маркетинг-план, для чего он нужен, из каких разделов состоит, как составить маркетинговый план для своей идеи

Презентация: «Что такое маркетинг-план»

Файл-шаблон: Маркетинг_план.docx

14

Производственный план

Рассматривают имеющиеся и необходимые производственные мощности, в том числе помещения и оборудование;

составляют схемы поставки сырья, их хранения;

наглядно изображают сам производственный процесс:

указываются данные о требуемых работниках, составляется штатное расписание, с указанием квалификации, способа начисления заработной платы, графика работы и другой информации.

Появляется понимание, что такое Производственный план, для чего он нужен, из каких разделов состоит, как составить Производственный план для своей идеи

Файл: Производственный_план.docx

15

Организационный план

Распределяют все шаги в правильной последовательности. Информацию представляют в виде графика реализации.

Подготовлен организационный план, с детальным описание основных этапов и шагов, которые необходимо пройти в процессе реализации своей бизнес идеи

Файл-шаблон: Организационный_план.docx

16

Финансовый план

Составляют сметы;

находят точки безубыточности; амортизационные затраты; составляют графики.

Рассчитывают сроки окупаемости по формуле.

Сформирован финансовый план для своей бизнес идеи

Презентация: «Финансовый план»

Файл-шаблон: Финансовый_план.docx

17

Возможные риски

Составляют таблицы: возможные риски, вероятность их наступления, способы избегания, возможные потери.

Понимают и фиксируют риски открытия своего бизнеса

Прорабатывают мероприятия по снижению рисков

Файл: Риски.xlsx

18

Оформление и представление своего бизнес-плана

Составление, оформление своего бизнес плана

Готовый бизнес план

Презентация «Мой бизнес план»

Раздел 4. Стартовый капитал (6 ч.)

19

Где взять стартовый капитал?

Беседа о необходимости стартового капитала; выявление подходящих вариантов.

Понимают для чего необходим стартовый капитал; откуда его можно взять

Презентация «Стартовый капитал»

20

Накопления и инвесторы

Рассматривают возможные поиски инвесторов

Появляется представление, как заинтересовать и найти инвесторов

Презентация

21

Виды и условия кредитов

Смотрят видеоурок о кредитовании и принципах кредитования.

Самостоятельно находят список необходимых документов при оформлении кредита;

Узнают виды платежей по кредитам

Различают виды кредитования;

Умеют анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках;

Имеют общее понимание о том какие документы необходимы для получения кредита

Интернет ресурс:

Видеоурок «Кредиты» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3786788135513334382&from=tabbar&text=кредиты+виды+и+принцыпы

22

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

Изучают критерии надежности банка и условия открытия вклада

Умеют рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов

Презентация «Расчёт выплат по кредиту»

23

Виды и условия депозитов

Банковские депозиты: виды, особенности и доходность

Способы начисления процентов по депозитам

Приводят примеры виды банковских депозитов; вычисляют простые и сложные проценты по депозиту

Видео «Виды и условия депозитов»

24

Расчёт стартового капитала для своей бизнес идеи

Рассчитывают стартовый капитала с помощью кредитования

Известна сумма стартового капитала необходимая для открытия своей бизнес идеи

Файл «Мой стартовый капитал_Чуркина»

Раздел 5. Регистрация бизнеса (3 ч.)

25

Плюсы и минусы ИП

Узнают, как зарегистрировать ИП;

Самостоятельно изучают законодательства РФ;

Прописывают положительные и отрицательные стороны открытия ИП.

Узнают о способе и особенностях регистрации бизнеса как ИП

Интернет-ресурсы

26

Что такое ООО?

Изучают порядок и особенности государственной регистрации ООО 

Узнают о способе и особенностях регистрации бизнеса как ООО

Интернет-ресурс

27

Что выбрать для себя?

Беседа о подходящих видах регистрации бизнеса для каждой идеи, выбранной учащимися

Каждый учащийся определяется со способом регистрации

Файл «Регистрация бизнеса»

Раздел 6.  Налоги и отчётность (3 ч.)

28

Надо ли платить налоги?

Изучают налоговое законодательства РФ, структуру налоговой системы РФ

Формируются базовые знания о налоговой системе РФ

Интернет-ресурс:

Федеральная налоговая служба

https://www.nalog.ru 

29

Виды налогов. Налоговые льготы в РФ

Изучают классификация налогов РФ, принципы налогообложения, назначение налоговых льгот, порядок и основания предоставления налоговых льгот

Составляют схемы «Налоги их виды»

Интернет-ресурс:

Федеральная налоговая служба

https://www.nalog.ru

Презентация «Налоги и их виды. Налоговые льготы»

30

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

Изучают права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов, функции налогов, налоговый вычет, местные налоги.

Вычисляют величины выплат по индивидуальному подоходному налогу

Интернет-ресурс:

Федеральная налоговая служба

https://www.nalog.ru

Презентация «Вычисления выплат»

Раздел 7. Развитие бизнеса (3 ч.)

31

Тестирование бизнеса

Узнают о необходимости тестирования бизнеса, о бесплатных и платных способах тестирования

Тестируют собственную идею

Интернет-ресурс:

Видео

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12829300322722261223&reqid=1594138281757582-344809839935776522400128-vla1-2141&suggest_reqid=26007006158301149983116149545575&text=способы+создания+сайтов 

32

Продвижение бизнеса

Узнают способы создания собственного сайта; способы продвижения в социальных сетях; способы продвижения через рекламу.

Выбирают способы продвижения для своей бизнес идеи

Интернет-ресурс:

Видео https://yandex.ru/video/preview/ 

33

Масштабирование

Изучают необходимость и возможности запуска дополнительного бизнеса; франшизы.

Выбирают дальнейшее развитие своей бизнес идеи

Интернет-ресурс:

Видео https://blog.molodost.bz/advanced/masshtabirovanie-biznesa/ 

Раздел 8. Защита проектов (2 ч.)

34

Защита бизнес проектов

Защита проектов

Презентации

35

Защита бизнес проектов

Защита проектов

Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)

Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география»  общеинтеллектуального направления для 10 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)

Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий...