Внеклассное мероприятие по истории Самарского края.
презентация к уроку (7 класс)

Татьяна Валентиновна Плясунова

Внеклассное мерприятие по истории Самарского края для учащихся 7-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Путешествие по истории Самарской Луки

Аннотация. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре. В связи с этим огромное значение имеют внеклассные мероприятия. Где поднимаются вопросы исторического прошлого нашего края.

        Данная работа, сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по истории Самарской Луки» адресован учащимся 6-8 классов. Материал могут использовать учителя, которую реализуют внеклассную работу.

Введение. Данная тема выбрана не случайно. Каждый человек связан с прошлым, настоящим, и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своей малой родины. Задачей образования является развитие гражданского воспитания, а составной частью её является сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Наша Самарская Лука богата историческими событиями.

В игровой форме данный материал будет понятен детям и с пользой реализован.

Продолжительность занятия - 45 мин.

Возраст- 12-14 лет

Цель: Воспитание патриотизма и любви к своей малой родине

Задачи:

1. Развитие интереса учащихся к историческому прошлому своего края.

2. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

3. Развитие творческой личности.

Форма проведения: Путешествие

Подготовка к мероприятию: работа в группах по разным станциям (презентация архитектурного памятника, легенда Жигулей, стихи о казачьей вольнице)

Оформление: Презентация, компьютер, карта, плакат с названием мероприятия, страницы журнала, музыка, эпиграфы, рисунки детей, фотографии , , декорации к сценкам,.    

Эпиграфы: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

    М.Горький.

« История  - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни»

                                                                                                       Цицерон.

                                                             

Ход внеклассного мероприятия.

 Звучит  фрагмент песни  Ю.Тарана « Песня о России»

Вступительное слово учителя. (Карта). (0,5 мин.)

    Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести путешествие по историческим  станциям нашей малой родины. На территории Самарской Луки насчитывается около 200 природно-исторических памятников. Богата она и археологическими находками. История Самарской Луки тесно связана с именами известных исторических личностей - Александром Меньшиковым, братьями Орловыми, казацкой вольницей Ермака, Степана Разина, Пугачёва. Уникальная по красоте природа и богатая история Жигулей оказала заметное влияние на творчество художников, поэтов, писателей В этих местах собран богатейший фольклорный материал - песни, сказки, былины, легенды и т.д. Главная задача нашего поколения –сохранить наследие для потомков.

Ведущий

Станция 1. Излучина Самарской Луки. (2мин.)

Ведущий -1.Мы живём в самом примечательном месте на карте области. «…Здесь  Волга, пробившись через леса центральной России, перед тем как вырваться на просторы степей Нижнего Поволжья, причудливо изгибается в дугу, окружая жемчужину России - Самарскую Луку.»[7] Богат и прекрасен наш край. Овеянные легендами, воспетые в народных песнях седые Жигули. Самарская Лука - одно из красивейших мест в Поволжье.

Сохранилась легенда о Молодецком кургане с него и начинается гряда Жигулёвских гор.

Группа – 1. Легенда о Молодецком кургане.

Легенда гласит. В красавицу Волгу был влюблён сильный и могучий Молодец, но не люб он был ей, пленил сердце девицы седовласый Каспий. Не хотел пустить Молодец свою любимую к сопернику, преградил ей путь со своею дружиною, но обманула красавица, усыпила сладкими речами, а сама, обогнув великана, убежала к далёкому Каспию. Много веков минуло с той поры, окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган, лесом поросла его очарованная дружина, вечно убаюкивает их Волга своим неумолчным журчанием. Так вот и появились на свет Самарская Лука и Жигулёвские горы.[7]

Станция 2. Археологическое наследие  (3 мин.)

Ведущий - 2. Территория Самарской луки, расположенная на границе степной и лесостепной зон, благоприятна была для  ведения кочевого и оседлого земледельческого хозяйства.. С древних времен люди предпочитали селиться в наших местах. Выбор места зависел от географических особенностей. Природные богатства нашей территории издавна привлекали человека[1]

Ведущий-1.На территории Самарской Луки обнаружено более 200 археологических памятников, представляющих все эпохи - от каменного века до позднего средневековья. [1]

Ведущий - 2.Величавые Жигули, леса, реки, озера Самарской Луки помнят людей неолита и бронзового века, по её степям скакали  на быстрых конях воинственные кочевники. {8]

Ведущий -1. Одни из этих кочевников савроматы. По своей культуре,  языку и происхождению были очень близки к скифам. Отец истории Геродот писал, что савроматы произошли от браков скифских юношей с прекрасными воинственными амазонками.[8]

Ведущий-2. Он их характеризовал так: «Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужчинами или даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с ними. Что касается брачных обычаев, то они такие: девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага, некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай. [9]

Жили в прошлые века

Лихие савроматки,-

Стада поила им река,

Поляны пахли мятой,

И звёзд пронзительных лучи

Вели кочевников в ночи. [9]

Ведущий -1. Многие  памятники ещё не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т.к разрушены силами природы и в результате хозяйственной деятельности человека. Разрушение археологических памятников продолжается по сей день.[5]

Ведущий -2. Археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки. [5]


 Ведущий-1.В эпоху раннего средневековья население Самарской Луки становится наиболее многочисленным. Среднее Поволжье было заселено носителями именьковской культурой. По мнению исследователей, именьковская культура могла быть связана с древнеславянским населением.[1]

Ведущий-2. В средние века здесь жили шумной жизнью булгарские, мордовские и русские селения. В 8 веке на Среднюю Волгу хлынули племена булгар и основали государство Волжскую Булгарию. В её состав вошла и Самарская Лука

Группа 1. Ош- Пандо –Нерь ( 4 ми).

   Еще в 5-8 веках на территории Самарской Луки жили представители именьковской культуры, следы пребывания которых были найдены на Ош-Пандо-Нерь - самой выдающейся горной вершине Шелехметско-Торновской горной системы. Название этого места переводится с мордовского как «городище горного мыса». [8] Тринадцать столетий назад на вершине горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Жить в крепости постоянно было не возможно. Она была убежищем на случай вражеского нападения. Местом постоянного обитания было огромное селище, раскинувшееся в Холодном овраге у подножиья горы Ош- Пандо-Нерь и получило от неё своё название. Основными отраслями их хозяйства было пашенное земледелие и скотоводство. Высокого уровня развития у них достигли черная и цветная металлургия.[5]. Существует легенда, что обитатели горы создали в ее толще целую сеть разветвленных подземных переходов, выходящих к воде. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, , на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали.( Легенды  инт
В настоящее время от крепости не осталось никаких следов, однако с горы открывается прекрасный вид на окрестности.(Интернет )

Группа 2. Муром городок ( 4 мин.)

   Самым выдающимся памятником археологии считается Муромский городок - один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Он возник во 2 половине 10 века в западной части Самарской Луки, между селами Валы и Жигули. ( Сам о) Подлинное название этого поселения историки так и не смогли выяснить, но местные жители окрестили его «Муромским городком» предположительно в честь народа муромца, жившего некогда здесь.[12]

В конце X-начале XIII веков это была большая пограничная крепость Волжской Болгарии, обеспечивавшая безопасность проходивших там торговых путей. По оценкам специалистов, в период расцвета города численность населения достигала 10 тысяч человек. Муромский городок был одним из крупнейших ремесленных центров на юге Волжской Болгарии и обеспечивал своей продукцией всю сельскую округу. При раскопках археологи обнаружили следы металлургических печей, гончарного горна, мастерских медника и ювелира. В 1236 г. Муромский городок был полностью разрушен и сожжен войсками знаменитого монгольского хана Батыя. После этого он уже не восстанавливался. Не было на этом месте и новых поселений, что дает возможность археологам достаточно полно восстановить картину жизни давно исчезнувшего города.[8]

 Муромский городок интересен тем, что археологи обнаружили там нетипичную для древней Руси систему отопления в общественных и жилых постройках. Принцип ее действия следующий: к зданиям, сложенным из кирпича и известняковых камней, примыкала топка. Она соединялась магистральным каналом с системой дымоходов, а в них были проложены глиняные трубы. Горячий воздух из топки, проходя по трубам, обогревал не только полы во всем здании, но и специальные каменные диваны. Ученые предполагают, что данная технология была позаимствована, в свою очередь, у древних римлян. По такому же принципу работают современные "теплые полы". [12]

Ученик (0,5 мин)

Стихотворение

Булгары обжились у нас,-

Отстроили дома,

Не испугала их подчас

Суровая зима.

И вырос на седой  земле

Вал насыпью высок,

На белой каменной горе

Булгарский городок.

Здесь птиц озёрных

Мощный взлёт,

И сочных трав ковры,

Трудолюбивый был народ,-

Жнецы и гончары.

Но силу, хуже саранчи,

С востока ветер гнал,

И освещал огонь в ночи

Ордынца злой аскал.

И город пал, и в пепел он

Ордой татарской обращён.

Земля, сожжённая, не враз

Воспрянула из пепла,

Свет возрождаясь, снова гас,

Трава, старея, блекла.[9]

Ведущий -1 .. Таким образом, на одной территории представлены памятники славян и болгар- пришедших в Среднее Поволжье.

Станция 3. Под высокую руку Москвы (2 мин.)

Ведущий - 2..Во второй половине XV-начале  XVIв.возникло единое централизованное Русское государство. почти одновременно в Среднем Поволжье на месте бывшей Волжской Болгарии складывается Казанское ханство. Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался расчлененным на две части. Самарская Лука находилась под властью  Казани.

Ведущий- 1. Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в её округе лишь изредка, собирали мёд и косили сено. Русские рыболовы промышляли здесь рыбу. Для Москвы дорог был волжский торговый путь. Долго шла борьба с Казанью за Волгу. В поход отправился сам Иван Грозный. В 1552 году русские полки взяли Казань. Об этом походе сохранилась легенда. [5]

Группа 2. Легенда о Царевом кургане.

  В старые времена шел царь Иван Грозный со своим большим войском. Остановились они на ночевку в Жигулевских горах на левом берегу Волги. Захотел тут царь посчитать, сколько же у него воинов в войске, захотелось ему оставить память здесь о своей великой силе. Приказал он тогда каждому воину бросить в одном месте по шапке земли. И так много было воинов, что образовался курган. И стали звать его Царев курган.

Ученик

На месте царского шатра  (2 мин)

А. Коринфский 

По нраву пришлось это место царю,— 
А шел он с низов из походу: 
Отсюда, из стана, он видел зарю, 
С горы нисходящую в воду. 
Отсюда — с приволья поемных лугов,- 
На синюю матушку Волгу 
С зеленою цепью лесистых бугров 
Он мог любоваться подолгу. 
Не мог наглядеться и досыта он 
На крепь Жигулей вековую, 
На волжского плеса широкий затон, 
На завесь небес голубую. 
Готов бы сидеть он с утра до утра, 
На миг не смыкаючи взоров, 
Сидеть — любоваться под синью шатра 
Красою лесных косогоров. 

Но время ль раздумью?! Уж ропщут войска, 
Тоскуя над Волгой по Каме... 
Пора в путь-дорогу! Лихая тоска 
Не кинется ж следом за нами! 
Простите, привольные дали лугов! 
Прощайте, зеленые горы!.. 
И царь был печали предаться готов; 
Но вдруг — оживилися взоры. 
Сверкнул он очами, взял турий свой рог, 
Клич кликнул несметным дружинам 
И встал перед ними — приветлив и строг, 
Окинув всех взглядом орлиным: 
- С зарею седлать звонконогих коней, 
Шатрами сниматься пора нам! 
Но пусть знают все, что владыка царей 
Стоял здесь с дружиною станом! 
Дружинники-други, по горсти одной, — 
Дружинники-други, внемлите, 
По горсти земли над могучей рекой, 
Где был мой шатер, положите!.. 
Весь берег покрыт был шатрами окрест. 
И вот - на призыв властелина, 
Во славу красы покидаемых мест — 
Взялась за работу дружина. 
С зарею - высокий бугор земляной 
Горою вздымался пред станом. 
Века пролетали над Волгой родной, 
Но он — не исчез: он стоит над рекой, 
Слывет он Царевым курганом!..

Станция 4.Казачья вольница (5мин)

Ведущий -2. Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей.[3]

Ведущий-1. Вторая половина XVI в. время, когда в пограничьях России начало складываться вольное казачество. Казачьи ватаги прятались как бы на нечейной земле. Территория Самарской Луки стала одним из главных районов действия этой вольницы.{3]

Ведущий-2.. Для казаков Волга с её купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами являлась наиболее привлекательным местом для разбойничьих предприятий [5]

Ведущий-1. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот.[10]

Ведущий-2. Казацкие поселения на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они всё чаще стали нападать на царские суда и попали в немилость к царю. [5]

Ведущий -1. Именно от царских воевод бежал Иван Кольцо, Матвей Мещеряк со своими товарищами в Прикаиье к Строгоновым, где и составили основной костяк отряда покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. [5]

Ученик -ученый

Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак.[10]

Станция 5. Глазами очевидца. Творческая.

Сценка ( 6 мин)

Группа 1.

Ермак и Епишка
Сказ

Ю. Помозов

Епишка, сгибаясь под волчьей тушей, хрустя ивовыми лаптями, спускался звериной тропой в Яблоневый буерак к своей бурдюге — землянке. Но землянка была занята казаками. Казаки увидев волчью пасть начали стрелять калеными стрелами тяжело раня мальчика. Епишка очнулся в шатре атамана.— 

Атаман-Ты кто? Не боярский ли изветчик? Что умыслил на стану?
Епишка, как ни ломило его тощий простреленный зад, повалился в ноги атаману.
Епишка— Какой от меня опас, батюшка? — прохрипел он жалостно. — Я в охотниках хожалый. Здесь, в бурдюге, два летичка пролетовал. Да вот, батюшка, твои молодчики-соколики заселье там справили. Где теперича головушку приклонить?
Атаман — Молчи, костоглот! ( прикрикнул атаман ) Сказывай: не холоп ли ты беглый, уж не из самой ли Московии?
Епишка— Оттуда, оттуда, батюшка! Примучили меня приказные, я и ухлябал одного дьяка... вот как нонче волка в буеражине.
Атаман, довольный, громыхнул смехом на весь шатер:
Атаман — Ай да скорохват! Ай да волкорез!
Атаман— А теперича думай во весь ум. По ндраву ли тебе, Волкорезу, наше товариство? Не хочешь ли храбровать и дуванить вместе с нами?
Епишка.— По ндраву ваше товариство! Буду с вами храбровать и дуванить!
Атаман. — Тогда садись с Ермаком, ешь досыта, пей долюби! А утро придет — ступай с братами-соколами в подгляд и сделай высмотры судов купецких.
Епишка.— Все сполню, батюшка атаман,. — Все курганы смотровые и удолия травяные покажу и речку тайную открою твоему воинству. Примут от нас слуги московитские еще много скорби и досады! 
Атаман.— Молодец. Вместях пили, вместях и сполох на Волге-матушке учиним

Епишка.- Будет и подгляд караульный, (повел атамана и его есаулов на высокий курган)

Атаман.— Ух ты, приволье божье, краса земная, несказанная!
Ай да молодчик курган! Зваться ему отныне Молодецким!
Потом глянул на Епишку.
Атаман — Приказую тебе, Волкорезу, высмотры судов купецких отсюда, с кургана, вести. Чуть что, весть подавай на стан неотложно. А мы выдадим тебе, караульщику, припас одежный, снедь в преизбытке, огниво. Пали костер, как гостюшко желанный припожалует!
Епишка.— Я не какой-нибудь худоумный, — отвечал заносчиво Епишка. — Все сполню.( Сел и уснул. На зоре нашли его казаки.Купцы ушли по Волге.)

Атаман собирает круг

Атаман .— Браты матерые казаки, я открываю круг! Мое слово наперед, ваше напослед. Упустил Епишка Волкорез насадку купеческую.И должны его судить
Казак -1— От Волкореза нам поруха, покор!
Казак -2— Он купецкую насаду упустил — не мы!
Казак-3— В бочку Епишку да с горы вниз!
Казак-4— Костер распалить и ужарить!
Махнул атаман пламенным рукавом и, когда смолкли рыкающие голосья, молвил:
Атаман.— Быть по-вашему, браты матерые казаки!! Схватить его да на суку вздернуть принародно!
Епишка— Помилуй, батюшка! Дай грех перед товариством замолить! Только приказуй — уловлю купецкую насаду! Никуда не убежит, сама в руки попадет, ей-ей!
Атаман— Чего квохчешь без надобы? Как же ты рыбу ухватишь, коли из сети вырвалась?
Ударил Епишка головой о землю и раз, и другой:
Епишка—Пымаю, пымаю насаду!.. Только не вели казнить вели миловать!
Атаман переглянулся с есаулом Ивашкой Кольцо, сказал увесисто:
Атаман.— Встань и говори слово путное, советливое: Поднялся Епишка и, тряхнув вскосмаченной головой, заговорил без роздыха:

Епишка.— Обещался я, батюшка, тебе тайный ход открыть... Вот сядем-ка мы в будары легкие и поднимемся по Усе вверх, а где переволока, там лодки вытянем да по земле их переволочим и опять в Волге очутимся, купца станем поджидать, пока он по Самарской Луке горы обходит и над нами посмехается.
Тут враз казаки загалдели, как на привальном пиру, голосья у всех веселые, без рыка,

 Епишка( понял) Ух , спасен[14]


Ученик
По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. (Легенды Жиг ИНТ  )

Стихотворение.

Высокий, красивый, могучий бродяга,
Внушая тревогу и страх,
С своей удалою ватагой
Гуляет Ермак в Жигулях.
Проезжих людей обижает,

В горах не боясь ничего.
Царь Грозный давно обещает
За это повесить его.

Скачут взмыленные кони, 
В стременах привстал гонец,
Что есть мочи гонят,¸гонят,-
Ну, добрались наконец.

Попритихли небывало
Удалые молодцы,-
Шлют гонцов им аж с Урала
Именитые купцы.
«будут вам ужо «подарки»,-
Длань царева тяжела,
Все припомнит вам -  и барки,
И персидского посла.

И в разбое проку мало,-
За него ж гореть в огне,-
Вам, ребята, не мешало б
Послужить царю, казне.
Хан Кучум в Сибири правит
(Натерпелись, нету сил),
Кто его, ребята, свалит, 
Тот и милость заслужил.
И в ватаге атаманом
 Созван был большой совет,
И в дорогу утром рано,-
За семь бед – один ответ!
Эх, не нам горевать,
Жизнь раздольная!
Шли Сибирь воевать
Люди вольные.[9]

Ведущий -1. Народная память сохранила много преданий о вольной казацкой жизни на Самарской Луке.[3] ( 2 мин)

Стенька Разин (Музыка)

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Острогрудые челны…»

Ведущий -2. Пожалуй, эта песня об удалом бунтаре, предводителе мятежных казаков одна из самых известных в России. Мало кто знает, что ее текст был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. Однако это произведение не единственное, что связывает нашу губернию с легендарным Степаном Разиным.[ 9]

 Ведущий -1. В XVII веке атаман успел похозяйничать на Волге. Предания гласят, что его сокровища до сих пор спрятаны где-то в Жигулевских горах. Кладоискателей, начиная с владельцев Самарской Луки Орловых-Давыдовых, было не счесть, только никому в руки Стенькино золото не далось.[9]

Ведущий -2. В  Самарской Луке остались места, прошлое которых накрепко связано с именем Степана Разина. Одна из самых известных достопримечательностей – гора Стрельная в Жигулевском заповеднике. Она и название свое получила во времена Волжской вольницы, когда безлесый, скалистый выступ на ее вершине служил удобным местом для разбойничьего дозора – оттуда местность «простреливалась» взглядом на десятки верст окрест. [6]

Ведущий-1..  Далее тропа спускается к скалистому узкому гребню под названием Чертов мост. Здесь древнейшие известняковые породы взметнулись вверх на высоту до 300 метров, образовав нечто, похожее на мост. Существует предание, что во времена Жигулевской вольницы разбойники, желая показать свою удаль, завязывали глаза и, выпив чарку, проходили по Чертову мосту. «Настоящий» казак добирался невредимым, а «ненастоящий» срывался с отвесной скалы. [6]

Сценка

Группа 2.

ДЕЛО БЫЛО В КРУТЫХ ЖИГУЛЯХ   ( 5 мин)

   Дело было в крутых Жигулях. Избили товарища разинцы.

  Рассказчик. Началось все с того, что собрались они на высокой круче. Смотрели оттуда на даль и ширь. Простором речным любовались. Потом незаметно завязался у них разговор. Слово за словом. Шутка за шуткой. Где на серьезе, где просто с ухмылкой. Кончилось тем, что заспорили разинцы вдруг, что бы сделал каждый из них, если бы стал царем. Вот до чего додумались.

   Казак-1— Я бы досыта ел, — заявил один.

   Казак -2— Я бы досыта спал, — заявил второй.

   Казак-3— Я бы ведрами брагу пил, — прозвучал и такой ответ.

     Казак -4— Я бы в кафтане ходил малиновом.

   Пятый тоже мыслишку под хохот вставил:

  Казак -5 — Ой, братцы! Если бы только я стал царем, я бы на персидской княжне женился.

   Потом ответы пошли посерьезнее.

   Казак-1— Я бы все поменял местами. Простых людишек боярами сделал, бояр превратил в холопов.

   Казак-2— А я бы, как батька наш Степан Тимофеевич, волю любому и землю дал.

  Казак-3— Я бы дворянство извел под корень.

   Увлеклись, размечтались не в шутку разинцы. Начинают уже говорить и о том, что не под силу царю любому, будь ты хоть первым из первых царь. В голову лезут любые фантазии.

   Казак -4— Я бы скатерть завел самобранку. Бросил ее на землю: «Эй, набегай, людишки!» — любого рода, любого племени — турок, башкир, казак. В обиде никто не будет.

   Казак-5— Я бы дивный построил город. Чтобы стены его — до неба, крыши — из хрусталя. Живите на славу, люди!

 Казак-1  — А я бы такое сделал, чтобы люди не знали смерти.

  Казак -2 — Я бы придумал живую воду, чтобы поднять из могил погибших в боях казаков.

Казак-3   — Дал бы я людям крылья, чтобы люди выше орлов летали.

 Рассказчик . Шумно ведется спор. О красивой жизни народ мечтает. Каждый всесильным себя считает.

   И только парень один молча стоял, прислонившись к сосне, смотрел на других удивленно и глупо глазами хлопал.

 Все вместе казаки— Ну, а ты бы, (полезли к нему казаки,) — что ты сделал, если бы стал царем?

Парень   — Я-то? — переспросил парень.

 Все вместе — Ты-то.

 Парень— Я бы купил корову.

 Рассказчик. Сбил он ответом разинцев. Хоть и понятны его слова. В жизни парень, видать, намучился. Да не к месту его ответ. Зачем же в такую минуту он с дурацкой коровой сунулся? Сбил у людей фантазии.

   Обозлились на парня разинцы.  Побили товарища разинцы. [2]

Ведущий -2 . Считается, что здесь и на горе Стрельной были разинские стоянки, а в пещерах и потайных подземельях Жигулей до сих пор хранятся сокровища атамана.

«В Жигулях» (1 мин)

... Курганы, кручи и вершины 
Теснятся в неприветный ряд,
До сей поры они хранят
Свои суровые былины... 
Зайдет ли речь о давней были, 
Нам старики передают: 
"Здесь из оврага выходили, 
Там барки грабили, а тут – 
На самой вышке, у Дурмана, 
В лесу разбойничий был стан, 
Да Стеньки – слышь ты – атамана 
Подстерегали караван!.." 
Под шапкой утренних туманов
Молчат сосновые леса
Про удальство и чудеса 
Давно погибших атаманов... 
Давно в горах не свищет пуля, 
Кистень в лесу не сторожит, 
Лишь чайка в воздухе дрожит, 
Свою добычу карауля... 
Из труб поселка дым взлетает, 
Земля сохою поднята, 
Стучит топор, и выплывают 
В горах седые беркута... 
Но дух людей, которым тесен 
Казался мир в избытке сил, 
Родной напев поволжских песен 
В своем размахе сохранил. 
И песня та, путиной долгой,
И величава, и стройна –
Несется вместе с синей Волгой, 
Кидая в душу семена... 
Кто песню вольную заслышит,
Кто от души ее споет, –
Любое сердце расколышет, 
Любые цепи разорвет!..
22 января 1883 г.
(Дмитрий Садовников) [15]

Ведущий -1. Предполагают, что утес Стеньки Разина, о котором поется в песне «Есть на Волге утес….», – это Молодецкий курган. ( 2 мин)

Ведущий -2.. Многие вершины и овраги носят имена сподвижников Степана Разина. Например, утес Шелудяк, о котором сложена красивая легенда. [11]

Группа -2. Легенда о горе Шелудяк.

 У Степана Разина в войске атаман Шелудяк служил. И вот пришли в Жигули царские войска, битва была долгая. Не сдавался атаман, вот уже окружили его враги. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор. Долго жил атаман в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Погиб он от тоски, без свободы. С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут. Как называется этот утес, и место, где слезы Хозяйки гор Жигулевских вытекают на поверхность? (Утес Шелудяк и Каменная Чаша).[11}


Фавориты русской короны в Самарской Луке ( 5 мин)

Ведущий-1. Усолье всегда принадлежало фаворитам русской короны. Вслед за Строгановыми им владел ярославский гость Надея Светешников. В честь него к названию Усолье долгое время прибавлялось прилагательное –Надеинское.

Ведущий -2. 1660 г. царь Алексей Михайлович передаёт Усолье Звенигородскому мужскому монастырю Саввы Сторожевского.

В 1710 году Петр I усольские владения жалует в вечное пользование князю А.Д. Меньшикову. Но после его ссылки в Сибирь земли были переданы в казну. [9]

Ведущий-1. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им столь понравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась.[13]. Ведущий-2. Существует романтическая легенда о пребывании Екатерины II в Усолье. В ней говорится. Что Григорий Орлов с Екатериной II на руках взошел на гору Светелка. И всё, что оттуда они увидели, государыня пожаловала Григорию: «вот тебе, Гришенька, моя правая рука, а с нею и вся Самарская Лука!». [9]

Ведушй -1. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги.
В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдения сего более горька будет для меня, нежели сладка».


Ведущий -2. Летом 1812 года Усолье  почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая».
Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк.[ 9 ]

Ведущий – 1. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки/[13]

Учитель ( 1 мин)

Вот и закончилось наше путешествие по историческому прощлому нашей малой родины. Но это ещё не все события, которым она была свидетельницей. К историиСамарской Луки мы ещё не раз вернёмся, а колесо истории остановить не возможно.
На территории Самарской Луки созданы и функционируют по настоящее время две особо охраняемые природные территории – национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский государственный природный заповедник им. И.И.Спрыгина. Благодаря им, есть надежда на сохранение уникального природно-исторического комплекса.

« Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданье старины

Забывать мы не должны.

                                 Н.Кончаловская




Список  использованной литературы:

1.Вестник «Самарская Лука»,№ 8-9, 2012

2.Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по1945 год) Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3.Край Самарский. /Под редакцией Л.В.Храмкова. – Куйбышев: Кн.изд-во, 1984.

4.По мотивам легенды. В.Балашов. « Утёс Шелудяк»

5.Самарская область. Учебное пособие. Составители: Э.Я.Дмитриева, Н.С.Кабытова.-  Самара. 1996.

6.Сокровища волжской природы. Заповедные и памятные места Куйбышевской области.Куйбышев книжное издательство. 1972.

7 Ставропольский район. ООО Агенство коммуникаций Реноме г. Самара. 2008.

8.У истоков истории Самарского Поволжья. Васильев И.Б., Матвеева Г.И.- Куйбышев:  Кн.изд-во,1986.  

     Интернет- источники                                            

9.http://usolie007.ucoz.ru/publ/publicistika_nadezhda_alekseeva/1-1-0-16
10.
http://www.awesta.sibirjak.ru/page-id-110.html
11.
http://italcity.ru/news/italcity_/legendi_giguley_pesn_chetvertaya/

12. http://www.city-on-volga.ru/ru/dobro-pozhalovat-v-   toljatti/about_city/samarskaja_luka/muromskij_gorodok

13.http://usolie007.ucoz.ru/publ/samarskaja_luka_legendy_i_byli/1-1-0-8
14.
http://sokrnarmira.ru/index/0-2729
15.
http://gumfak.narod.ru/sadovnikov6.html
16.
http://images.yandex.ru  (Иллюстрации)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по истории Самарской Луки

Слайд 2

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае.

Слайд 3

Каждый человек связан с прошлым, настоящим, и будущим своей страны. Наша Самарская Лука богата историческими событиями.

Слайд 4

Цель Воспитание патриотизма и любви к своей малой родине Задачи Развитие интереса учащихся к историческому прошлому своего края. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края. Развитие творческой личности.

Слайд 5

«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». М. Горький «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни. Цицерон

Слайд 6

История Самарской Луки тесно связана с именами известных исторических личностей - Александром Меньшиковым, братьями Орловыми, казацкой вольницей Ермака, Степана Разина, Пугачёва. В этих местах собран богатейший фольклорный материал - песни, сказки, былины, легенды

Слайд 7

«…Здесь Волга, пробившись через леса центральной России, перед тем как вырваться на просторы степей Нижнего Поволжья, причудливо изгибается в дугу, окружая жемчужину России- Самарскую Луку.» Излучина Самарской Луки

Слайд 8

Легенда о Молодецком кургане «…окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган…»

Слайд 9

Археологическое наследие Природные богатства нашей территории издавна привлекали человека На территории Самарской Луки обнаружено более 200 археологических памятников Величавые Жигули, леса, реки, озера Самарской Луки помнят людей неолита и бронзового века, по её степям скакали на быстрых конях воинственные кочевники.

Слайд 10

Одни из этих кочевников савроматы. Отец истории Геродот писал, что савроматы произошли от браков скифских юношей с прекрасными воинственными амазонками.

Слайд 11

«Савроматские женщины сохраняют свои старинные обычаи: вместе с мужчинами или даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с ними…» Археологическое наследие

Слайд 12

Многие памятники ещё не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют. Археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки. Археологическое наследие

Слайд 13

В эпоху раннего средневековья население Самарской Луки становится наиболее многочисленным. В средние века здесь жили шумной жизнью булгарские, мордовские и русские селения. Археологическое наследие

Слайд 14

Ош- Пандо -Нерь Еще в 5-8 веках на территории Самарской Луки жили представители именьковской культуры Название этого места переводится с мордовского как «городище горного мыса»

Слайд 15

Существует легенда, что обитатели горы создали в ее толще целую сеть разветвленных подземных переходов, выходящих к воде. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, , на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Ош- Пандо -Нерь

Слайд 16

Ош- Пандо-Нерь Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. В настоящее время от крепости не осталось никаких следов, однако с горы открывается прекрасный вид на окрестности.

Слайд 17

Муром городок Муромский городок - один из самых крупных городов Волжской Болгарии. Местные жители окрестили его «Муромским городком» предположительно в честь народа муромца, жившего некогда здесь. В конце X-начале XIII веков это была большая пограничная крепость Волжской Болгарии

Слайд 18

Муром городок При раскопках археологи обнаружили следы металлургических печей, гончарного горна, мастерских медника и ювелира. В 1236 г. Муромский городок был полностью разрушен и сожжен войсками знаменитого монгольского хана Батыя.

Слайд 19

Муром городок Муромский городок интересен тем, что археологи обнаружили там нетипичную для древней Руси систему отопления в общественных и жилых постройках. Ученые предполагают, что данная технология была позаимствована, в свою очередь, у древних римлян.

Слайд 20

Под высокую руку Москвы Во второй половине XV -начале XVI в.возникло единое централизованное Русское государство. Самарская Лука находилась под властью Казани. Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в её округе лишь изредка, собирали мёд и косили сено. В 1552 году русские полки взяли Казань

Слайд 21

Легенда о Царевом кургане «… Приказал он тогда каждому воину бросить в одном месте по шапке земли. И так много было воинов, что образовался курган…»

Слайд 22

Казачья вольница Первыми владельцами были Строгановы Они организовали возле горы Караульной вываривание соли Для казаков Волга с её купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами являлась наиболее привлекательным местом для разбойничьих предприятий Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев.

Слайд 23

Казацкая вольница Казацкие поселения на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они всё чаще стали нападать на царские суда и попали в немилость к царю.

Слайд 24

Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы.

Слайд 25

По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд Купцы Строгановы пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли.

Слайд 26

Стенька Разин Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны…» Текст был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году.

Слайд 27

Стенька Разин В XVII веке атаман успел похозяйничать на Волге. Предания гласят, что его сокровища до сих пор спрятаны где-то в Жигулевских горах. Одна из самых известных достопримечательностей – гора Стрельная в Жигулевском заповеднике.

Слайд 28

Оттуда местность «простреливалась» взглядом на десятки верст окрест.

Слайд 29

Чертов мост Далее тропа спускается к скалистому узкому гребню под названием Чертов мост. Существует предание, что во времена Жигулевской вольницы разбойники, желая показать свою удаль, завязывали глаза и, выпив чарку, проходили по Чертову мосту.

Слайд 30

Легенда о горе Шелудяк «…Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор…» «…С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут…»

Слайд 31

Фавориты русской короны в Самарской Луке Усолье всегда принадлежало фаворитам русской короны. Вслед за Строгановыми им владел ярославский гость Надея Светешников. В 1660 г. царь Алексей Михайлович передаёт Усолье Звенигородскому мужскому монастырю Саввы Сторожевского.

Слайд 32

В 1710 году Петр I усольские владения жалует в вечное пользование князю А.Д. Меньшикову. Фавориты русской короны в Самарской Луке

Слайд 33

В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку. «Вот тебе, Гришенька, моя правая рука, а с нею и вся Самарская Лука!» Фавориты русской короны в Самарской Луке

Слайд 34

Братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны на «пустопорожние земли» левобережья Волги. В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Фавориты русской короны в Самарской Луке

Слайд 35

Летом 1812 года Усолье почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Фавориты русской короны в Самарской Луке

Слайд 36

Усольская усадьба Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки

Слайд 37

Заключение На территории Самарской Луки созданы и функционируют по настоящее время две особо охраняемые природные территории – национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский государственный природный заповедник им. И.И.Спрыгина. Благодаря им, есть надежда на сохранение уникального природно-исторического комплекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по истории Владимирского края для уч-ся 5 класса

Занятие проходит в форме игры " Поле чудес", детям этого возраста довольно интересно и познавательно...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Сюжетно-ролевой классный час «Путешествие в историю Самарского края»

Цель. Познакомить учащихся с историей Самарского края и её знаменитыми людьми. Задачи: - образовательные: содействовать в ходе урока усвоению учащимися основных фактов истории Самарской губернии, её...

Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"

Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века....

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"

Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...