РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал (10 класс)

Маркина Галина Викторовна

Особое значение творческая активность приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что изменение социальной позиции обучающегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни, подталкивают его к постоянному самовыражению и, как следствие, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дополнительное образование119.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

В условиях современных тенденций в развитии образования в стране, разработана новая образовательная парадигма, которая ориентирована на становление и развитие творческой личности, активной, умеющей находить нестандартные решения возникающих проблем и способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.

Особое значение творческая активность приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что изменение социальной позиции обучающегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни, подталкивают его к постоянному самовыражению и, как следствие, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем. Но следует помнить, что главными противоречием подросткового возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации и при этом отсутствию какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций. В этих условиях индивид попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих проявления инициативности, гибкости, оригинальности, оперативности при выборе поведенческих реакций в ситуации общения, позитивный эмоциональный настрой и уверенность в себе.

Большими возможностями в развитии творческой активности подростков обладает внеурочная деятельность, которая выступает как средство  мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие творческой активности подростка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно внеурочная деятельность Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения общего образования призвана удовлетворять постоянные запросы обучающихся, помочь снизить негативные последствия незанятости школьников во внеучебное время.

Исследование развития творческой активности подростков во внеурочной деятельности было проведено на базе ГБОУ школа 483 с улубленным

Цель – выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития творческой активности подростков во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Охарактеризовать процесс развития творческой активности в подростковом возрасте.
  2. Выявить возможности внеурочной деятельности для развития творческой активности подростков.
  3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия, необходимые для успешного развития творческой активности подростков во внеурочной деятельности.
  4. Организовать и описать педагогический эксперимент по организации внеурочной  деятельности направленной на развитие творческой активности подростков.
  5. Проанализировать результаты педагогического эксперимента.

 Возможности внеурочной деятельности по развитию творческой   активности подростков

В современной школе внеурочная деятельность уже не первый год стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

В образовательной среде широко применяют такие понятия, как «внеклассная», «внеурочная» и «внеучебная деятельность обучающихся.

Урочные и внеурочные занятия могут проводиться как на улице, так и в классе, в школьной или районной библиотеке, в здании музея или театра. Например, урок физкультуры или окружающего мира можно провести в парке, экскурсии, турпоходы всегда проводят вне класса и во внеурочное время.
Внеурочная работа в образовательном учреждении тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, социальную, проектную, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой.
Цель внеурочной работы в школе - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни .

Внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитатательного процесса в образовательном учреждении, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

Особенно сложно организовать внеурочную деятельность с подростками, т.к. часто педагоги считают, что учеников этого возраста сложно чем-либо заинтересовать. На самом деле это возможно, если педагог знает, как организовать такую работу.  Очевидно, подростки должны быть замотивированны и видеть результат своей деятельности.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление обучающихся, которое позволяет большинству из них принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности обучающихся, но и от педагогического влияния, умения педагога придать интересам подростков общественно полезную направленность.

Система внеурочной деятельности должна быть направлена на разностороннее развитие подростков. Разностороннее развитие обучающихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с обучающимися создает условия для их самореализации. Самореализации подростков способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Для продуктивной работы педагога во внеурочной деятельности, мы предлагаем использовать деятельностный подход. В самой общей форме деятельностный        подход        означает        организацию деятельности обучающихся в общем контексте его жизнедеятельности –
направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций,
понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах
становления его субъектности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов. Занятия с подростками помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с замкнутыми в себе подростками, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого педагога. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости и востребованности.

Педагоги-исследователи выделяют виды внеурочной деятельности, которые максимально подходят для работы с подростками, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей .

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Важное место в организации досуга подростков занимают игровые (досуговые) формы воспитательной работы и поэтому такие формы рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет педагогу сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с обучающимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют специальных знаний и умений воспитателя.

 Образовательный проект как условие развития творческой активности подростков

В последние годы учащиеся образовательных учреждений обязаны выбрать направление и включиться в образовательный проект, который предусматривает самостоятельную деятельность подростков  по созданию творческого продукта;

- Создать для подростка ситуацию успеха и достижения в учебной  деятельности;

- Формировать у подростков  положительную  мотивацию  к творчеству.

Следующее условие, способствующее более продуктивной работе подростка, заключается в создании ситуации успеха. Стремление к успеху у подростка - это сила, которая заставляет его достигнуть определенного статуса в каком-либо виде деятельности.

Задача педагога - создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время. Особенно это касается подростков с ярко выраженными способностями в творчестве, т.к. для них результат и значимость его деятельности имеет большое значение.

Существуют обязательные для ситуации успеха условия, которые способствуют становлению личности подростка. Первое и самое важное условие –  целенаправленная творческая работа. Это систематическая работа с учеником, способствующая развитию его талантов . Такая работа обязательна для внеурочной деятельности и должна использоваться во всех ее видах.

Следующее, немаловажное условие – это наличие зрителя, аудитории. Подросток должен видеть ответную реакцию и когда она будет положительной, у ребенка будет желание работать дальше и достигать больших результатов. Это условие может выполняться при участии ученика в различных конкурсах, смотрах, участии в выпусках стенгазет.

Большую роль в создании ситуации успеха играет компетентное мнение специалистов-профессионалов. Рецензирование профессионалами продукта деятельности подростка практически всегда может дать положительный результат. Но педагог должен бережно отнестись к самолюбию и еще неустойчивой уверенности подростка, оградить его от необоснованной критики или наоборот чрезмерной похвалы.

Последнее условие, которое необходимо в организации деятельности подростков заключается в востребовательности осуществляемой им творческой работы. Подросток, в силу своего возраста и способностей, должен быть уверен в необходимости своей работы не только для себя, но и для окружающих.  

Создавая ситуацию успеха во внеурочной деятельности, педагог формирует самодостаточную, сознательную личность подростка.

Однако, деятельность подростка не станет успешной, если у него не будет потребности в ней. Таким образом, мы перешли к последнему выделенному нами условию – формирование положительной мотивации к творчеству.

В исследовании было задействовано два класса: контрольный и экспериментальный. Контрольным классом стали обучающиеся 9 класса  а экспериментальную работу мы осуществляли на обучающихся 10 класса ГБОУ школа 483 с углубленным изучением информатики С-Пб.

Диагностики, используемые  для оценки каждого критерия творческой активности подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соответствие выбора диагностики и критерии

творческой активности подростка

Критерии творческой активности

Диагностики

Креативность

Тест Торренса

Нестандартность мышления (оригинальность)

Опросник Девиса

Познавательная потребность

Анкета «Изучение познавательной потребности»

Мотивация достижения успеха

Анкета «Мотивация достижения успеха»

Результаты проведения данной диагностической методики представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная таблица уровней креативности по визуальному тесту Торренса в контрольном и экспериментальном классах

Показатели

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Показатели класса

Показатели класса

Беглость мышления

Высокий

3 ч. – 14%

1 ч.- 7%

Средний

15 ч. – 72%

6 ч. – 43%

Низкий

3 ч. – 14%

7 ч. – 50%

Оригинальность мышления

Высокий

1 ч. – 7%

0 ч. – 0%

Средний

6 ч. – 28%

5 ч. – 36%

Низкий

14 ч. – 65%

9 ч. – 64%

Разработанность ответов

Высокий

0 ч. – 0%

0 ч. – 0%

Средний

6 ч. – 28%

6 ч. – 43%

Низкий

15 ч. – 72%

8 ч. – 57%

Гибкость мышления

Высокий

2 ч. – 9%

1 ч. – 7%

Средний

4 ч. – 19%

4 ч. – 29%

Низкий

15 ч. – 72%

9 ч. – 64%

В результате анализа диагностической методики, было выявлено, что у обучающихся преобладает низкий уровень развития креативности.

Таблица 3

Сравнительная таблица уровней креативности

по результатам опросника Дэвиса в контрольном и

экспериментальном классах

Количество баллов

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Показатели класса

Процент

Показатели класса

Процент

15 и больше

Высокий

5 ч.

24%

3 ч.

21%

10 – 14

Средний

6 ч.

28%

4 ч.

29%

меньше 10

Низкий

10 ч.

48%

7 ч.

50%

По результатам данного опросника, мы видим, что в контрольном и экспериментальном классах также преобладает низкий уровень креативности и способности к нестандартному мышлению.

Таблица 4

Сравнительная таблица определения познавательной потребности в контрольном и экспериментальном классах

Количество баллов

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Показатели класса

Процент

Показатели класса

Процент

15 и больше

Высокий

4 ч.

19%

2 ч.

14%

10 – 14

Средний

5 ч.

24%

5 ч.

36%

меньше 10

Низкий

12 ч.

57%

7 ч.

50%

В обеих группах также преобладает низкий уровень познавательных потребностей.

Таблица 5

Сравнительная таблица определения мотива достижения успеха в контрольном и экспериментальном классах

Количество баллов

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Показатели класса

Процент

Показатели класса

Процент

11 – 15

Высокий

3 ч.

14%

2 ч.

14%

5 – 10  

Средний

7 ч.

34%

4 ч.

29%

0 – 4

Низкий

11 ч.

52%

8 ч.

57%

Мотивация к достижению успеха в контрольном и экспериментальном классах находится на низком уровне.

Таблица 6

Сравнительная таблица показателей творческой активности в контрольном и экспериментальном классах

Показатели

Уровень

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Показатели класса

Показатели класса

Чувство новизны

Высокий

5 ч. – 24%

2 ч. – 14%

Средний

 7 ч. – 34%

4 ч. – 29%

Низкий

9 ч. – 42%

8 ч. – 57%

Критичность

Высокий

4 ч. – 19%

1 ч. – 7%

Средний

7 ч. – 33%

5 ч. – 36%

Низкий

10 ч. – 48%

8 ч. – 57%

Способность преобразовать структуру объекта

Высокий

2 ч. – 9%

1 ч. – 7%

Средний

9 ч. – 43%

6 ч. – 43%

Низкий

10 ч. – 48%

7 ч. – 50%

Направленность на творчество

Высокий

5 ч. – 24%

0 ч. – 0%

Средний

7 ч. – 33%

3 ч. – 21%

Низкий

9 ч. – 43%

11 ч. –79%

Чтобы более наглядно продемонстрировать результаты методики, мы отобразили их в гистограммах.

 

Рис.1 Результаты показателя «чувство новизны» в контрольном и экспериментальном классах

Рис.2 Результаты показателя «критичность» в контрольном и   экспериментальном классах

Рис.3 Результаты показателя «способность преобразовать      структуру объекта» в контрольном и экспериментальном классах

Рис.4 Результаты показателя «направленность на творчество» в контрольном и экспериментальном классах

Из представленной таблицы и гистограмм видно, что у основной части испытуемых подростков, как в контрольном классе, так и в экспериментальном, уровень творческой активности, в большинстве, низкий.

Таким образом, проведенная диагностика позволила  сделать выводы, что уровень развития всех компонентов творческой активности подростков контрольной и экспериментальной группы находится на низком уровне.

 Организация внеурочной деятельности по развитию творческой   активности старших подростков

Педагогический эксперимент проводился в течение 2018-2019 учебного года и направлен на апробацию выдвинутых условий, при соблюдении которых творческая активность подростков станет эффективнее. Основой экспериментальной работы было включение обучающихся в образовательные проекты.

Работа включала несколько этапов. На первом этапе  обучающиеся настраивались на творческую активность. Были организованы и проведены тренинговые занятия на сплочение (по просьбе классного руководителя). Совместно с психологом школы,  были подобраны и проведены такие упражнения, которые позволили бы обучающимся продемонстрировать свои творческие способности и выполнить запрос классного руководителя. Школьники достаточно необычно, оригинально подходили к выполнению упражнений, но развивать и поддерживать эти способности у них нет желания. Скорее всего, это было обусловлено отсутствием интереса. Занятие прошло успешно, ребята активно взаимодействовали друг с другом, узнали кое-что новое о своих одноклассниках. Это занятие, на наш взгляд, стало хорошим началом нашей экспериментальной работы, ребята раскрылись, приготовились к активной деятельности. Кроме этого, мы сумели сплотить и настроить ребят на тесную совместную работу, что необходимо для следующего этапа эксперимента.

Особое место в подготовительной работе заняли творческие мастерские «Формула успеха», «Главная тайна» и «Счастье – это просто».

Занятия были направлены на осознание школьниками своей уникальности, наповторимости и способности самостоятельно добиваться поставленных целей. В подростковом возрасте самое время предостеречь от совершения распространенных ошибок и замотивировать на достижение успеха. Занятия строились по принципу создания диалога между педагогом и обучающимися и обучающимися между собой. В завершении каждого занятия, школьниками была выполнена работа по составлению собственного коллажа. Для этого ребята делились на подгруппы и выбирали одну из предложенных тем. Некоторые ученики предпочли работать самостоятельно. Эта работа их очень заинтересовала, поэтому мы использовали ее после каждого такого занятия. Создание коллажа позволяет не только проявить креативность, но и осознать, что наши цели могут быть гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.

На следующем этапе нами были проведены конкретные образовательные проекты. Совместно с подростками было принято решение о  выпуске школьной газеты «Лестница». Данный проект являлся с явной координацией. Работа над проектом  позволила не только более подробно  познакомиться с проблемами подросткового возраста, но и подключить к творчеству всех обучающихся 10 класса. Мы распределили обязанности, ответственных и установили сроки, рассчитывая, что проект станет долгосрочным. Тема первого нашего номера была «Новый год – новые возможности», мы выбрали ее совместно с десятиклассниками. Абсолютно все обучающиеся были задействованы в работу и показали отличные результаты своей деятельности. Несколько учеников открыли в себе способности к написанию заметок и вступили в постоянную редакцию газеты. Эта работа продолжалась до окончания учебного года. Нами было выпущено шесть номеров.

Прошедшая в конце работы презентация всех номеров подразумевала самоанализ созданного в ситуации новизны творческого продукта. Был создан также коллаж – результат совместной деятельности по итогам презентации данного проекта.

Образовательный проект «Фестиваль «Неделя культуры» мы организовали совместно со старшими подростками – учениками 10 класса (Приложение 6).

В прошлом году, при прохождении практики, нами был проведен первый такой фестиваль. Он вызвал большой интерес у обучающихся и администрации школы и было принято решение сделать его ежегодным. За проведение его в этом году отвечали ученики 10 класса. Мы провели его по такой схеме – каждый день недели отвечал за какой-либо вид искусства: понедельник – музыка, вторник – изобразительное искусство, среда – литература, четверг – хореография и пятница – кино. Каждый день по школьному радио ученики 10 класса рассказывали о том или ином виде искусства, достижениях в этой области, интересных фактах. Кроме этого, каждый день нами было включено мероприятие или информация, обусловленная конкретным видом искусства. В День музыки мы включали известные произведения и приглашали ребят, играющих на музыкальных инструментах. Во вторник мы поместили на стены  картины детей начальной школы на разные темы. В среду по радио обучающиеся читали отрывки из различных произведений, рассказывали о книгах  библиотеки. В четверг, в рамках Дня танцев, в главной рекреации школы ребята, умеющие хорошо танцевать, обучали всех желающих основным танцевальным движениям. В пятницу, кроме информации по радио, на большом экране конференцзала школы, крутили отрывки из разнообразных фильмов, забытых современными школьниками. За каждый день отвечал конкретный ученик 10 класса, а некоторые были задействованы в нескольких днях. Кроме этого, почти все ученики выступали по школьному радио. Подчеркнем, что, несмотря на то, что организовали этот проект обучающиеся одного класса, проект стал общим. Также, опираясь на изученную нами классификацию, этот проект стал межпредметным.

Следующий, проведенный нами образовательный проект – Ярмарка-продажа изделий своими руками. По преобладающей в проекте деятельности, его можно назвать творческим.

Перед проведением ярмарки нами были проведены 5 мастер-классов по следующим темам: «Красота в завитке» (овладение навыка работы в технике квилинг), «Вторая жизнь кухонных салфеток» (техника декупаж), «Полезная химия» (мыловарение), «Нарисуйте мне открытку» (скрапбукинг), «Разноцветная глина» (навыки работы с полимерной глиной). Почти все технологии оказались для ребят новыми и поразили своей красотой и простотой. После овладения навыка работы по созданию подарков своими руками, ребятам было предложено создать такие же работы для собственной школьной ярмарки, которую мы провели на большой перемене. Эта работа позволила ребятам увидеть, как в их руках рождается шедевр.  

Самый масштабный и значительный на наш взгляд проект – «Шагаем вместе». Использовать все выдвинутые нами условия мы смогли в следующей работе. Обучающимся 10 класса была предложена совместная работа с учениками 2 класса. Она заключалась в передаче опыта через мастер-классы по созданию подарков своими руками. Нами были выбраны 3 техники – декупаж, мыловарение и скрапбукинг. На первое занятие пришли все девочки 10 класса и один мальчик. Всего 6 человек. Нами были созданы открытки для родителей учеников 2 класса. На следующее занятие пришли 11 десятиклассников. В этот раз мы декорировали коробки в технике декупаж. На третьем занятии присутствовали все десятиклассники.  

На следующем этапе нашей работы, мы предложили десятиклассникам попробовать подготовить совместно с второклассниками научные работы для  городской школьной конференции. На такую работу согласились лишь четверо обучающихся (двое решили работать в паре). И в ноябре на городской конференции трое учеников 2 класса выступили с работами, в написании которых им помогали десятиклассники. Работы второклассников нельзя назвать научными, но они несли свою практическую значимость. Темы работ: «Чудо-ягода Арбуз», «Муха по полю пошла…» и «Тайна украинской писанки». Одним из членов жюри выступал ученик 10 класса. На этом работа второклассников не закончилась. Совместно с обучающимися 10 класса они составили кроссворд по всем темам конференции. Кроме этого, второклассница совместно с десятиклассником  готовила доклад на тему «Чудо-ягода Арбуз», продолжила свою работу, но в более комфортной для нее теме.  

 Такой опыт, на наш взгляд, имеет огромную пользу и для малышей, и для подростков. Для подростков это, в первую очередь, осознание своей необходимости кому-то, полезности.

Реализованные проекты позволили подросткам присмотреться к себе и своим способностям, увидеть свою значимость. Кроме этого, десятиклассникам была предоставлена автономность в работе над всеми проектами, полная самостоятельность. Нами, конечно, осуществлялся контроль, но он был ненавязчивый. При необходимости мы могли совет или немного повернуть ход работы. Все разработанные нами проекты несут творческий характер.

Проведенная нами работа полностью подтверждает нашу гипотезу. Мы соблюдали все разработанные нами условия и получили положительный результат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Презентация "Развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности по технологии труда посредством техники квиллинг"

Внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить творческие способности каждого учащегося. Данную презентацию можно использовать на занятии во внеуроч...

Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...