Беседа «Культура речи»
методическая разработка

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: Показать воспитанникам важность и значение культуры речи в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: Формирование навыков культуры общения; привитие этических норм бесконфликтного общения.

Развивающие: Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_kultura_rechi.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия для детей сирот и детей

оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»  

        

Беседа

«Культура речи»

Подготовила: воспитатель семьи № 6

Рыжкова О.В.

Саранск - 2021

Цель: Показать воспитанникам важность и значение культуры речи в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: Формирование навыков культуры общения; привитие этических норм бесконфликтного общения.

Развивающие: Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.

Продолжительность мероприятия: 40 минут

Необходимые материалы: видеофильм, проектор, анкеты, ручки, памятка «Памятка добрых дел и добрых слов»

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

Нашу беседу мне бы хотелось начать с высказывания римского философа: «Речь — это показатель ума» Сенека. Сегодня речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?

(Ответы воспитанников)

  1. Основная часть

Давайте рассмотрим проблему сквернословия более подробно:

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна»

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего.

Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

  1. Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
  2. Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании,  где все ругаются.
  3. Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже — он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.

Научная справка:

Ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода — только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

Знаете ли Вы, что 3 февраля отмечается День борьбы с ненормативной лексикой.

Ненормативная лексика – это не только набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. Сквернословить — это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к нам. Ведь язык человека не является чем-то случайным, это его выбор, отражающий состояние его души. И каков человек, таковы и его слова. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова»

Есть и другие пословицы, в которых заключена народная мудрость:

 Слово чистое – душа искристая!

 Наша речь – наше лицо!

 Чистое слово – золото! А чистая мысль – бриллиант!

 Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц.

(ответы воспитанников)

Давайте выполним небольшое задание: подберите окончание пословиц.

  1. От гнилого сердца и гнилые слова
  2. Доброе слово и кошке приятно
  3. Каков человек, такова его и речь
  4. Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
  5. Слово не воробей: вылетит, не поймаешь
  6. Кроткое слово гнев побеждает
  7. Слово - серебро, молчание – золото.

Предлагаю Вам посмотреть небольшое видео о вреде сквернословия, а после мы проведем обсуждение.

Просмотр видео. Обсуждение. (Ответы воспитанников)

Ребята, сейчас я хотела бы познакомить вас с памяткой

«Добрых дел и добрых слов»

1.  Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

2. Будь добрым к людям!

3. Учись добру у добрых!

4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

5. Не причиняя зла, добрей становишься!

Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и вы увидите чудеса, сотворенные своими руками.

Дарите чаще всем прекрасные слова!

  1. Заключительная часть

Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. В заключение, предлагаю вам заполнить анкеты «Сквернословие в моей жизни»

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Ф.И.О.

__________________________________________________________________

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используешь ли ты в своей речи бранные слова?    € да             € нет

3. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто ты произносишь эти слова?  

€ очень часто     € часто   € периодически  € редко   € очень редко

4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?      € да        € нет      € не знаю

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы дети не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за ответы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Беседа "Культура поведения в общественных местах"

Культура поведения в общественных местах - неотъемлемая часть светской жизни....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Беседа "Культура - это самозащита"

Беседа с детьми о культуре поведения в обществе...

БЕСЕДА «Культура речи. О «черных» словах»

Культурная речь – признак интеллигентности и воспитания человека....