ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
статья

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции улучшив психофизиологическое здоровье учащихся младших классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_priemy_pesochnoy_terapii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ  В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Ю.Л. Алексеева

А.П. Овчинникова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76

Выборгского  района Санкт-Петербурга  

Аннотация: в статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции улучшив психофизиологическое здоровье учащихся младших классов.

Ключевые слова: здоровьесозидающая деятельность, внеурочная деятельность, песочная терапия, психофизиологическое здоровье.

           

Начальная школа – это очень серьезный и ответственный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте возникает целенаправленное обучение, которое играет решающую роль в развитии и формировании всех психических качеств и свойств. Проблема заключается в том, что осваивая школьную программу, ребенок отстаивает свое положение в классном коллективе, выстраивает отношения с  одноклассниками и учителями, что часто приводит к тревоге и закреплению тревожности как черты личности.

Тревожность приводит к нарушению психофизиологического здоровья, состоянию паники, уныния, тщетности. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и препятствует здоровому формированию личности. У ребенка появляются сомнения в своих способностях и силах. Развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями.

Школьная жизнь для ребенка – это огромная эмоциональная и физическая нагрузка, к которым зачастую дети не готовы. Школьный режим это перестройка привычного уклада жизни, который был в детском саду или дома. У многих детей проявляется некоторое усиление интереса к игре, так как оно помогает, снять напряжение, связанное с новым этапом жизни ребенка. Именно таким игровым методом может стать песочная терапия.

Работая с песком, ребенок попадает в волшебный мир творчества, становится активным исполнителем заданий, способным проявить фантазию, создавая различные композиции на песке, используя миниатюрные фигуры. Например: при изучении ПДД мы используем дорожные знаки, модели транспорта и фигуры людей. На занятиях мы моделируем дорожные ситуации и изучаем правила дорожного движения. Ученик становиться непосредственным участником движения и активно включается в процесс обучения.

Часто на уроках иностранного языка мы сталкиваемся с затруднение у школьников выразить свои мысли, сформулировать свое отношение к проблеме, ответить на конкретный вопрос. Работая с фигурками на игровом песочном поле, учащийся с легкостью ведет беседу от имени героя. На игровом поле мы можем выстроить любую ситуацию в кафе, в школьной столовой, в магазине и прочее. Это позволяет тренировать развитие, как монологической речи, так и диалог или беседу с несколькими собеседниками. Отработка коммуникативной компетентности учащихся еще  одна положительная сторона применения песочной терапии на занятиях.

Проведя сессию занятий с использование песочной терапии с детьми, у которых наблюдается высокий уровень тревожности и нарушены механизмы саморегуляции, удается значительно снизить уровень тревожности, нормализовать механизм саморегуляции тем самым улучшив их психофизиологическое здоровье.

Учащиеся могут приобрести опыт самостоятельного решения трудностей. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений они переносят в реальную повседневную жизнь.  

Групповая работа на поле с песком помогает учиться взаимодействовать, решать коммуникативные вопросы, уметь договариваться и приходит к общему решению.

Мост, который возникает в процессе построения композиций на песке, – невидимый, но необходимый. По нему можно пройти от болезни к выздоровлению, от жизненных неудач к благополучию и процветанию, от непонимания – к радости познания друг друга.

Игра с песком – это процесс творческого самовыражения, в котором песочный поднос становится местом творческого самовыражения, тактильное взаимодействие с песком успокаивает, заставляет задуматься на предложенную тему, вникнуть в поставленную проблему. Этот процесс заключается в обеспечении связи и равновесия между внутренними, бессознательными влечениями ребенка и окружающем его внешним миром.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует улучшению психофизиологического здоровья, развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.

Песок сыплется и льется, он проходит сквозь пальцы. На него можно как на огонь, смотреть часами и представлять себе все, что существует на свете. Игра с песком может стать истинным творчеством, исцеляющим душу.

Литература

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. –  Петропавловск, 2010.
  2. Ганс Бидерман. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// СПб.: 2001.
  4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб. 2007.
  5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., - Речь, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и тво...

Формы организации познавательной деятельности младших школьников.

          Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В       педагогической практике по-прежне...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по немецкому языку (1 класс)

Учитель иностранного языка МОУ СОШ №17 г.Карталы, Лобанова Татьяна Андреевна Программа организации внеурочной деятельности  младших школьников по  немецкому языку (1 класс)...