КОМАНДНЫЕ ИГРЫ – КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ
статья

Зиятдинова Наиля Гаптельфартовна

Химия – это один из самых сложных предметов естественнонаучного цикла. В последнее время интерес учащихся к этому предмету сокращается. Это связано с уменьшением количества часов в школьной программе, следствием которого является непонимание обучающими предмета. Учителя не успевают дать материал, а дети его усвоить. А когда у учеников нет стабильных базовых знаний, нет интереса к предмету в целом. В связи с этим желающих участвовать в олимпиаде по химии в непрофильных школах почти нет. В данной статье описывается один из возможных способов привлечь учащихся к изучению химии и повышению их мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ – КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ

Зиятдинова Наиля Гаптельфартовна, Gal.nailya@mail.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №19» Приволжского района г. Казани (МАОУ "Гимназия №19")

Аннотация

        Химия – это один из самых сложных предметов естественнонаучного цикла. В последнее время интерес учащихся к этому предмету сокращается. Это связано с уменьшением количества часов в школьной программе, следствием которого является непонимание обучающими предмета. Учителя не успевают дать материал, а дети его усвоить. А когда у учеников нет стабильных базовых знаний, нет интереса к предмету в целом. В связи с этим желающих участвовать в олимпиаде по химии в непрофильных школах почти нет. В данной статье описывается один из возможных способов привлечь учащихся к изучению химии и повышению их мотивации.

Статья

Развитие олимпиадного движения в последнее время пользуется все большим вниманием. Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя, является выявление среди учащихся детей, способных находить нестандартное решение, готовых к упорной самостоятельной работе, трудолюбивых и желающих узнать гораздо больше, чем предполагает школьная программа. Одаренных школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность и настойчивость.

Химия – это предмет естественнонаучного цикла, который изучается последним. Во-первых, это один из самых сложных предметов для понимания большинства школьников. Во-вторых, подразумевает работу с химическими реактивами, которые требуют ответственного поведения во время экспериментальной практики.

Из личного опыта могу сказать, что многие ребята, проявляющие интерес к предмету и показывающие неплохой результат на уроках, отказываются принимать участие в олимпиадах по химии. Как нам известно, олимпиады подразумевают индивидуальное участие, а это, в свою очередь, несет большую ответственность и психологическую нагрузку на ребят. Тенденция современных детей - всегда быть только победителями. Они тяжело переносят проигрыш или неудачное участие в конкурсе и чаще всегополностью отказываются от дальнейшего изучения предмета на углубленном уровне.

Таким образом, для учителей химии становится проблемойзамотивировать способных учеников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах. Как сделать так, чтобы дети почувствовали уверенность в своих силах, сами стали проявлять инициативу, могли достойно пережить свое неудачное выступление и не опустили руки?

За время своей педагогической деятельности я перепробовала различные способы, но, к сожалению, все они были не очень эффективны. И только один способ помог повысить интерес учащихся к углубленному изучению химии, это впоследствии сказалось на повышении количества учащихся, сдающих ОГЭ и ЕГЭ по химии, появились призеры как на муниципальном, так и на республиканском уровне.

Одним из главных мотивов к обучению стало проведение командных интеллектуальных игр для учеников по химии, разработанных по аналогии с математическими играми «Домино», «Абака» и т.д. Такие игры можно проводить в рамках внеурочной деятельности во время предметной недели.

Будучи классным руководителем математического класса, я часто сопровождала детей на различные командные турниры. Я наблюдала за детьми во время игр, выслушивала их впечатления и эмоции, видела, какой след оставлял каждый математический бой и как это отражалось на их обучении в дальнейшем.

Во-первых, в командном турнире ребенок участвует не один, а их целая команда. Это не так страшно, так как ответственность делится на всех.

Во-вторых, идет совместное обсуждение решения задачи. Здесь проявляется не только умение решать нестандартную задачу, но и умение доказать и обосновать верность своего решения.

В-третьих, в случае проигрыша, у детей есть товарищи по несчастью, ученик в любом случае не один со своим поражением.

В-четвертых, между командами возникает конкурентная среда, появляется азарт и желание победить. В турнирах у команды нет возможности занять пассивную позицию, так как конкуренция развивает волю к победе.

В–пятых, после участия в турнире дети по-другому начинают воспринимать материал, который учитель дает на расширение школьной программы, более внимательны к исключениям, начинают сами задавать вопросы на уроках.

Таким образом, по аналогии с математическими играми мною были разработаны подобные задания, но с содержанием нестандартных задач, различных головоломок и ребусов, связанных с предметом «Химия».

Химическое домино. Правила.

Химическое домино – это командное соревнование по решению задач. Задачи напечатаны на карточках-домино. Изначально все карточки лежат на столе жюри задачами вниз, то есть участники могут видеть только изображения костей домино, но не текст задач. Зачётным показателем в химическом домино является общее количество набранных очков.

Примеры заданий.

(5:3) Определите степень окисления фосфора в каждом соединении. Найдите пересечения степени окисления фосфора и вещества. Определите букву и составьте название химического элемента.

С.О.

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

P4

ж

с

м

т

л

н

а

к

а

PH3

е

у

а

к

е

и

у

а

р

H3PO3

л

ь

г

л

р

к

х

л

у

NH4H2PO4

е

м

н

з

е

е

с

и

н

Ca3P2

е

а

и

о

л

з

ф

й

е

Na2HPO3

р

н

й

к

ь

о

ц

п

р

POCl3

а

ж

у

и

е

п

в

с

и

H4P2O6

к

л

й

у

н

м

а

й

ь

(3:0)Установите неизвестный элемент, если атомное число равно 204, а его катион содержит 78 электронов. 204Х+4

(6:3) В состав молекулы лекарственного антигистаминного препарата димедрола входят углерод (массовая доля 0,8), водород, а также по одному атому кислорода и азота. Составь молекулярную формулу димедрола, если его относительная молекулярная масса 255.

Ежегодно втечение нескольких лет в конце учебного года наша гимназия проводит командный турнир «Химический экстрим» для двух параллелей 8-х и 9-х классов. В жюри обычно сидят учащиеся 11-х классов, сдающие ЕГЭ по химии. В 2019 году была организована попытка проведения городского турнира. Для участия в конкурсе зарегистрировалось более 30 команд. В жюри были приглашены студенты Химического института им. А.М. Бутлерова, бывшие выпускники, сами когда-то участвовавшие в турнире.

Командные игры позволят развить познавательную деятельность, находчивость, мышление, наблюдательность, сообразительность, умение работать в команде. Кроме того, повысят интеллектуальную способность учащихся, усилят внимание, расширят кругозор.

Командные игры можно использовать для подготовки к ОГЭ и олимпиадам в качестве одного из этапов тренировочного процесса.

Литература

1 Журнал «Химия. Все для учителя!», №2 (86) за 2018 год, стр.18-22. «Химическое домино». Интеллектуальная командная игра для учащихся 8-9-х классов по химии, автор статьи Зиятдинова Н.Г., Зарипова Б.Н.

2 Педагогический научно-методический журнал «Магариф», №12(1006) за 2019 год, стр.55-58, автор статьи Зиятдинова Н.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ – КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ Составитель: учитель химии Зиятдинова Н.Г. МАОУ «Гимназия 19» г.Казань

Слайд 2

Причины отсутствия мотивации Один из самых сложных предметов Сильно связан с другими предметами (отсутствие базовых знаний математики и физики приводит к непониманию предмета) Требует не только понимания, но и заучивания предметного материала Минимальное количество практических работ Малое количество уроков и как следствие непонимание п редмета в целом

Слайд 3

Почему командные игры? Во-первых, в командном турнире ребенок участвует не один. Во-вторых, идет совместное обсуждение решения задачи. В-третьих, в случае проигрыша, у детей есть товарищи по несчастью, ученик в любом случае не один со своим поражением. В-четвертых, между командами возникает конкурентная среда, появляется азарт и желание победить. В–пятых, после участия в турнире дети по-другому начинают воспринимать материал, который учитель дает на расширение школьной программы, более внимательны к исключениям, начинают сами задавать вопросы на уроках.

Слайд 4

Домино Химическое домино – это командное соревнование по решению задач. Задачи напечатаны на карточках-домино. Изначально все карточки лежат на столе жюри задачами вниз, то есть участники могут видеть только изображения костей домино, но не текст задач. Зачётным показателем в химическом домино является общее количество набранных очков.

Слайд 5

Турнирная таблица

Слайд 6

(5:3) Определите степень окисления фосфора в каждом соединении. Найдите пересечения степени окисления фосфора и вещества. Определите букву и составьте название химического элемента С.О. -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 P 4 ж с м т л н а к а PH 3 е у а к е и у а р H 3 PO 3 л ь г л р к х л у NH 4 H 2 PO 4 е м н з е е с и н Ca 3 P 2 е а и о л з ф й е Na 2 HPO 3 р н й к ь о ц п р POCl 3 а ж у и е п в с и H 4 P 2 O 6 к л й у н м а й ь

Слайд 7

ЗАДАНИЕ 2 (3:0) Установите неизвестный элемент, если атомное число равно 204, а его катион содержит 78 электронов. 204 Х +4

Слайд 8

ЗАДАНИЕ 3 (6:3) В состав молекулы лекарственного антигистаминного препарата димедрола входят углерод (массовая доля 0,8), водород, а также по одному атому кислорода и азота. Составь молекулярную формулу димедрола, если его относительная молекулярная масса 255.

Слайд 9

ЗАДАНИЕ 4 Четыре шарика заполнены различными газами: Кислород (О 2 ), хлор (С l 2 ), сернистый газ ( SO 2 ), углекислый газ (СО 2 ). Определите молярные массы газов. Укажите какой газ находится в каком шарике Шарик №1: Плотность этого газа 1,4286 г/л. Шарик №2: Плотность газа по газу гелию (Не) равна 17,75. Шарик №3: Газ массой 12,8 г занимает объем равный 4,48 л при н.у . Шарик №4: Газ массой 22 г содержит 3,01∙10 23 молекул

Слайд 10

ЗАДАНИЕ 5 Этот газ представляет собой простое вещество голубого цвета. Образуется в атмосфере во время удара молнии. Обладает характерным запахом свежего воздуха после грозы. Используется для обеззараживания воды.

Слайд 11

Химический экстрим в гимназии

Слайд 12

«Химический экстрим» в Казани

Слайд 13

Жюри

Слайд 14

Вывод Командные игры позволят развить познавательную деятельность, находчивость, мышление, наблюдательность, сообразительность, умение работать в команде. Кроме того, повысят интеллектуальную способность учащихся, усилят внимание, расширят кругозор. Командные игры можно использовать для подготовки к ОГЭ и олимпиадам в качестве одного из этапов тренировочного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Формы мотивации студентов к обучению

Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты хорошо учились, с интересом  и желанием занимались на его предмете. Но приходится с сожалением  констатировать, то что студент «не хочет учиться», ...

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Итоговый урок в 6 классе в форме командной игры на тему: "Материаловедение , машиноведение и моделирование ночной сорочки"

Презентация к итоговому открытому уроку по технологии в форме командной игры по темам: "Материаловедение, машиноведение и моделирование ночной сорочки"...