Конкурсная программа «Цветик-семицветик»
классный час (5 класс)

Блинова Ирина Васильевна

Данная программа построена на материале о ВОв, связана с военной цветовой символикой. В программе использована сказка В.Катаева "Цветик-семицветик", стихотворения о ВОв, связанные с цветами, песни военных лет. Мероприятие  расширяет знания детей о ВОв, воспитывает патриотизм, гордость за свою родину, милосердие, а также показывает что цветы олицетворяют красоту, нежность, любовь, что помогает выстоять в трудную минуту. Программа рассчитана на учащихся 3-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik-semitsvetik.docx113.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа «Цветик-семицветик»

                                                                  Автор: Блинова Ирина Васильевна

                                                                 воспитатель детского оздоровительного лагеря «Солнышко»

Актуальность выбранной тематики в том,  что формирование духовных ценностей у детей предполагает использование накопленного за многовековую историю России огромного исторического опыта. Использование опыта Великой Победы – это, прежде всего, восстановление связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества.

Цель мероприятия: расширить знания детей о ВОв, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, человеколюбия, сострадания, готовности помочь в трудную минуту; показать, что цветы в годы ВОв олицетворяли красоту и радость, доброту и нежность, которая вела к любви к Родине и ненависти к врагу.

Развивать способность слушать информацию в виде познавательного текста, делать элементарные выводы. Развивать слуховое восприятие, мышление, внимание, память, эмоциональную отзывчивость с опорой на цвет.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», обсуждения поучительного смысла сказки.
  2. Изучение стихотворений о ВОв и цветах.
  3. Изготовление цветика-семицветика.
  4. Беседы о ВОВ.
  5. Индивидуальное задание трем участникам (значение аббревиатуры ВОв: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0)
  6. Индивидуальная исследовательская деятельность (найти стихотворения о подсолнухе, васильке, фиалке, связанные с войной, выучить их)

Оборудование: листы формата А4, рассказ Е. Носова «Живое пламя», иллюстрации с символами Победы, обручи.

Возраст участников: 7-11 лет

Ход мероприятия

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередное мероприятие, но будет оно интересным, зависит от вас: вашим активности, сотрудничеству, взаимопомощи.

(Настрой на совместную деятельность)

Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей и произносят слова.

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Теперь с любым делом вы справитесь, ведь вы команда.

В: Ребята, посмотрите за окно, какие цвета вы видите (дети отвечают, предположительно: голубой цвет неба, зелень деревьев, разноцветье клумб итд.)

В: А теперь посмотрите на стол (лежит ватман, окрашенный в темно-серый цвет). Какие чувства у вас вызывает этот цвет? (ответы детей). Посмотрите на угол ватмана. Он обожжен, и там написаны какие-то буквы. Разберемся (ВОв). Как расшифровываются эти буквы? (ответы детей). Мы знаем, что 2020 год – Юбилейный. В этом году мы отпраздновали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. А что обозначают эти слова, нам расскажут ребята. Мы просим вас сесть за столы и внимательно их послушать. (заранее подготовленная информация).

(Великая - потому, что это одна из самых крупнейших войн в истории, она захватила огромные территории и в ней участвовали десятки миллионов людей и длилась она четыре года, а победа в ней потребовала от народа огромных усилий.

Отечественная - потому что это война защитная, за Отечество. На защиту поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики и дети - каждый в меру своих возможностей участвовал в этой войне, нет тех, мимо кого она прошла, не задев.

И в последней  В скрыто самое страшное слово – Война. Война- это конфликт, ссора между странами, происходящий в форме вооружённого противоборства. Нападение Германии (это страна в которой живут люди по национальности немцы) на Советский Союз (так раньше называлась наша страна) было неожиданным.)

В: Так вот почему от светлых, радостных красок мы обратились к серому цвету. Война- это страшно, темно, злобно. Две даты, разделяемые четырьмя тяжелыми годами- 1941 год и 1945 год: это обездоленные разрушенные семьи, дети-сироты, слезы, голод, страдания.

Когда началась Вов? (ответы детей)

В: 1941 года 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну.

Ученик:

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

В: Страна цвела… Цветы и война, порох, дым. Несовместимо? Да. Мы не зря сегодня, взглянув в окно, увидели мирные красивые цвета. Меньше всего цветы должны напоминать о горе, которое принесла война. Но русский народ любит свою землю, заботится о ней, желает видеть ее красивой. И во время ВОВ люди не забывали о цветах. После жестоких, рудных боев солдат с радостью смотрел на полевой цветок между окопами, дарил полевые букетики сестричка-медсестрам. Цветами встречали наших солдат жители освобожденных городов, в знак скорби возлагали на могилы убитых своих товарищей бойцы. Вот бесхитростные строки молодого солдата Георгия Суворова, не дожившего до дня победы...

 Ученик:

Цветы, цветы... Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях.
Цветы, цветы... Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля.

Цветы, цветы...И на душе
Вот в этом тесном блиндаже
Опять легко. Я пьян цветами...
Здесь бой прошел. Здесь кровь лилась,
От грома здесь земля тряслась,
Но бой не погасил их пламя.

Цветы, цветы... И там, и тут.
Они смеются и цветут,
Как кровь пунцовая, соколья,
Как память павших здесь в бою,
За жизнь, за Родину свою -
Они цветут на этом поле.

В: Перед мероприятием мы читали с вами сказку В.  Катаева «Цветик- семицветик». Чему научила вас сказка? (ответы детей). Девочка Женя помогла мальчику, она проявила милосердие. Добро всегда побеждает. И мы сегодня будем с вами использовать лепестки цветика-семицветика, выполняя задания, и вспоминать подвиги наших солдат, узнавать новую информации. О ВОВ, читать стихотворения о военных цветах и заполнять мир красками.

(К каждому лепестку вызываются три ребенка)

Желтый лепесток:

-С чем ассоциируется у вас желтый цвет?

Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.

-Желтый цвет использовался и в военной символике. Перед вами иллюстрации с использованием желтого цвета. Что изображено на них? Что вы об этом знаете? (Георгиевская лента, Вечный огонь)

https://img2.freepng.ru/20180526/xqk/kisspng-ribbon-of-saint-george-victory-day-georgiy-lentasi-5b090c52074897.5799188215273196340299.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1383054/13ae74bf-5998-4615-9db6-05fe0ac4b3d0/s1200?webp=false

-Что обозначает желтый цвет?

-Мы изучали песни о ВОв в кружке «Песни военных лет». В какой песне встречается образ огня? (К. Листов, А. Сурков «В землянке»)

-Давайте все вместе исполним эту песню (исполняется песня «В землянке»)

Приложение 1: минусовка

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега-

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

В: Спасибо, садитесь на свои места, обращаемся к следующему лепестку.

Красный лепесток:

-Мы просим трех ребят подойти к нам, прежде, чем мы начнем конкурс, вспомним, какие цветы называют цветами победы? (дети отвечают) Красные гвоздики, это верно. А вот участники нашего конкурса будут читать отрывок из рассказа «Живое пламя» Евгения Носова о других красных цветах . Они назовут все посаженные на клумбе цветы. И найдут различие их с красными цветами.

( дается отрывок: Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…)

-Можете догадаться, почему так сказала героиня рассказа о маках: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»

-Я только скажу, что у тети Оли сын Алексей воевал, заинтересовались, прочитайте этот рассказ.

Ученик:

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые маки.

В музейном покое – щиты,

А рядом – бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится…

Цветы пламенеют – и свет

Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все -таки жутко смотреть

На алые маки.

-Попрошу ребят занять свои места, срываем следующий лепесток.

Зеленый и голубой лепестки:

На сцену вызываются 3 учащихся.

- Что символизируют эти цвета на земле? У нас голубой цвет есть в триколоровском флаге РФ. (учащиеся  называют: небо, вода, трава, деревья на земле)

-Ребята, каждая стихия, будь то земля, вода, небо, связана с родами войск. Давайте отгадаем загадки о них.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

 На нём живёт его команда —

 Все люди разных возрастов.

 Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов? (Матрос)

Я на «тракторе» служу,

 Только так, я вам скажу:

 «Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню». (Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

 Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный летчик)

Я современный «Бог войны»,

Защитник рубежей страны.

Ведь, прежде, чем пойти на бой,

Меня пускают на «разбой». (Артиллерия)

Можешь ты солдатом стать

 Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Ждет тебя, солдат, … (Пехота)

Кто от террористов защищает нас,

 Это конечно же … (СПЕЦназ)

Родина дала приказ,

И он сразу на Кавказ!

 Прыгнул ночью с парашютом —

 ДорогА, порой минута! (Десантник)


-Вот мы еще раз вспомнили о родах войск. Хотелось бы обратиться к символу России – русскому дереву. Что это за дерево? (учащиеся отвечают)

Этот образ тоже сопровождал бойцов всю войну. Много стихотворений военных лет содержат образ березки.

Ученик:

Ты увидишь её – и забьётся сердце…

Сколько о берёзах сложено стихов!

Может быть довольно, но куда же деться,

Если песня созревает в сердце вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт.

И берёзы тихо мне во след глядели

Русский посылая до земли поклон.

В: У нас осталось три лепестка: оранжевый, синий и фиолетовый.  Давайте вспомним о цветах этой окраски. (подсолнух, василек, фиалка)

-Я прошу трех ребят, нашедших стихотворения об этих цветах выйти к нам.

(учащиеся рассказывают стихотворения)

1 ученик:

Подсолнухи (В.Попков)

А поле было – небу вровень,
На черном бархате земли -
Чуть изогнув шершавый комель,
В тот год - подсолнухи цвели…

И меркло солнце перед ними,
Горела золотом земля,
Рыжеголовая лавина
Благоухала, пчел маня!

Но не пчелиный гул был слышен -
Моторы выли под броней!
И вот – все ближе, ближе, ближе
Крестами меченый конвой!
Цветы железом убивая,
Спеша к излучине реки,
Дорог и жалости - не зная,
Ползли стальные пауки!

Но лишь голов коснулись башни –
Хлестнуло пламя по крестам!
В смертельной схватке рукопашной -
На танк подсолнух русский встал!

Во исполненье приговора,
За все живое - не простив
О, как горело - это поле!
Как корчились в огне - кресты!

Они вовеки - не остынут,
Родной земли - не отдадут,
Из века в век по всей России -
В полях - подсолнухи цветут...

2 ученик:

Фиалка
(А.Прокофьев)
Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно-светла,
Фиалка - анютины глазки
На гребне окопа взошла.

И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел свое,
И сразу сердцами коснулись
Великого света ее!

Да что мы, в лесу или в поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли
Давно мы не видели вас.

Вот так на окопе когда-то
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли!

3 ученик:

Васильки

(Бронислав Кежун)
Под огнем, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь стояла рядом,
А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой.
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков.
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.

-А теперь я предлагаю вам размяться. Каждый из чтецов выбирает себе в команду по 5-6 игроков. Будем играть в «Переправу»

Переправа: капитан с помощью обруча всю свою команду по одному переправляет на «другой берег».

В: ну вот и все лепестки цветика-семицветика использованы. Мы с вами еще раз вспомнили о тех трудных днях наших дедов и прадедов, благодаря мужеству и стойкости которых мы живем под голубым небом, радуемся зеленой траве, любуемся красивыми цветами, греемся под теплыми лучами золотого солнца. И не видим серого дыма, черной разорванной от гранат земли, черных фашистских крестов. И знаем, что наши солдаты считали цветы символом жизни, любви и счастья. Редкие полевые цветы на брустверах окопов – немые свидетели беспредельного мужества и героизма наших бойцов – в часы отдыха были для солдат отрадой. А также своими помощниками: они были и «своеобразными участниками» боев. Во время прорыва ленинградской блокады многие военные объекты, огневые точки имели кодовые названия цветов «Маки, ландыши, гвоздики, васильки».

Ученик:

Медленно и бережно ступая,

мы идем под небом голубым,

в полевых ромашках утопая,

вежливо дорогу уступая синим

колокольчикам степным.

Любо здесь увидеть стаи птичьи

и не видеть дым пороховой.

Вот оно во всем своем величье,

поле нашей славы боевой.

Вот оно простерлось перед нами.

Встань к нему, родимому, лицом,

полюбуйся пышными цветами,

политыми кровью и свинцом.

Все, что было выжжено и с мигом

заново оделось в зелени.

Но хранит земля торжественно и свято

страшный стон железа и огня.

Исполнение песни «День Победы»

Приложение 2: минусовка

День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели —

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, пол-Земли, —

Этот день мы приближали как могли.

Припев 2 раза:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

Игровая программа "Цветик-семицветик" - осенние именины

Игровая программа из цикла «День Именинника» -  Осенние именины – «Цветик-семицветик». Для каждого ребёнка день рождения самый долгожданный праздник, а проведённый в кругу друзей - ещё и вес...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Цветик-семицветик"

Освоение материала, в основном, будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искуства будет осуществляться в живописи, графике, декоративно...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию "Цветик-семицветик".

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.Данная дополнительная образовательная программа для детей 1.5 – 3 лет.Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование ...

Презентация к сказке "Жадность" по программе психолого-педагогических занятий для детей 6-7 лет "Цветик- семицветик" Куражева Н.Ю., Козлова И.А.

Презентацию  можно использовать к сказке "Жадность" по программе Н.Ю,Куражевой "Цветик-семицветик" ( "Приключение будущих первоклассниколв"). Текст сказки  представить нет возможности...

Театрализованная программа "Цветик-семицветик", посвящённая Дню защиты детей

Театрализованная программа построена по сюжету сказки В.П.Катаева "Цветик-семицветик". Девочка Женя загадывала семь желаний по количеству лепистков на цветке. В программе использованы вокальные и танц...