Приемы работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся
статья

Копова Ольга Васильевна

Стандарт основного общего образования ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования», а это нацеливает педагогов в большей степени на личное развитие детей, чем на их учебные успехи.  Стандарт по литературе предусматривает «развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения…», что делает необходимым в работе учителя литературы целой системы творческих работ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся

Стандарт основного общего образования ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования», а это нацеливает педагогов в большей степени на личное развитие детей, чем на их учебные успехи.  Стандарт по литературе предусматривает «развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения…», что делает необходимым в работе учителя литературы целой системы творческих работ.

            Но успех учителя в деле творческого развития учащихся связан не только с хорошо продуманными заданиями (интересные творческие практикумы предлагают, например, авторы учебников под редакцией А.Г.Кутузова), но и с умением педагога активизировать учащихся во время подготовки и проведения творческих работ.

            Очень большое значение имеет психологическое самочувствие учащихся во время выполнения работы. Чтобы снять напряжение,  всегда присутствующее у ребят во время выполнения письменной работы, которую надо будет сдавать на проверку, я использую хорошо известные упражнения: расскажите о своем состоянии сейчас в терминах погоды (можно одним словом); сравните себя в данный момент с каким-либо героем русских народных сказок, литературных произведений, мультипликационных фильмов, попробуйте коротко объяснить, почему именно с этим героем вы себя сопоставили; передайте свое состояние с помощью цвета (назовите цвет) и т.п.

            Использование арт-терапевтических приемов позволяет создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивает творческое воображение, формирует эстетический опыт и, что не маловажно, быстро включает учащихся в творческий процесс. На уроках мы используем такие арт-терапевтические приемы, как коллаж на заданную тему, спонтанный рисунок, работа с фольгой (ребята создают из фольги фигурки персонажей художественного произведения и предметы для них). Каждое созданное учениками произведение (коллаж, рисунок, фигурки и предметы) требует вербального пояснения, а после художественной деятельности по созданию произведения (индивидуально или в группе) учащимся всегда есть что сказать. Даже просмотр созданных другими работ является серьезной мотивацией на творческую деятельность. Так, после знакомства с коллажами восьмиклассников на тему «Законы войны и мира», семиклассники писали миниатюры о войне и мире сегодня. Эти тексты содержали глубокие и прочувствованные мысли о состоянии современного общества, были очень эмоциональными и аргументированными. Часть работ была опубликована потом в школьной газете «Пегас».

            Еще один прием по созданию определенного эмоционального состояния, необходимого для того, чтобы «настроиться» на творческую деятельность, мы условно называем «Медитацией». Ребят просят удобно сесть, закрыть глаза, а затем учитель произносит текст и просит представлять в своем воображении все, о чем он говорит. Как правило, тексты представляют собой описание картин природы (их можно найти в художественных произведениях или написать самому).

            Но для создания, например, выразительного текста недостаточно только эмоционального настроя. Научить учащихся пользоваться богатыми возможностями языка можно через игру. Часто, особенно в 5-7 классах, мы проводим игры «Все на все похоже» (создание сравнений), «Рождение метафоры» (интересная статья о работе над созданием метафор в технологии ТРИЗ  есть у Т. Сидорчук «Пьем по утрам остаток черной ночи…», опубликована в сборнике «Педагогика + ТРИЗ» № 5 2001 год), «Опиши предмет» (случайным образом учащиеся получают название какого-либо предмета, они должны описать его так, чтобы другие узнали, или надо описать только какую-то часть этого предмета, или описать только внешний вид, не указывая, как предмет действует и т.п.). Для этих же целей при работе над лирическими произведениями на уроке литературы мы всегда просим учащихся выделить наиболее взволновавшие, удивившие, яркие, необычные образы и объяснить, как они их понимают.

            Итогом работы по развитию творческих способностей учащихся становятся стихи, лирические миниатюры в прозе, работы по картинам. Ребята участвуют в конкурсе «Волшебное перо», их творческие работы публикуются в школьных изданиях «Ведомости гимназии», «Пегас», а также мы создаем классные альманахи, где собираем произведения ребят, написанные в течение нескольких лет. Это и сказки, рассказы, страшилки, стихи и т.д.

            Хочется отметить, что работа по развитию творческих способностей учащихся должна быть систематической. Только при этом условии творчество для наших учеников может стать потребностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся

Доклад на МО классных руководителей по теме  "      "Система  работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...

Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.

Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....

работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...

Выступление на МО "Проектная и исследовательская работа по биологии для развития творческих способностей учащихся".

Выступление на МО "Проектная и исследовательская работа по биологии для развития творческих способностей учащихся"....

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок таланлив.  Как разбудить его задатки и способности?  Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды  при условии, если учитель ...

Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные метод...