Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Шукшина Валентина Ивановна

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;
  • формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
  • совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
  • стимулирование интереса к прикладному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств личности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности  детей: восприятие произведений искусства и собственную художественно - творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания.

Приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Нетрадиционные формы проведения занятий: сказка, путешествие, праздник, викторина, мастерская; использование видеоматериалов, презентаций; посещение музея народной культуры. Осуществляются межпредметные связи, что в целом повышает воспитательное  воздействие каждого занятия.

На групповых занятиях детям  предоставляется возможность самоопределения в видах и формах художественного творчества (изобразительный, декоративный, конструктивный), реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания и формирование толерантного отношения к иным культурам. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;
  • формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
  • совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
  • стимулирование интереса к прикладному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств личности детей.

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
  • метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
  • метод сравнений (для  активизации мышления);
  • метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);
  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
  • метод  привлечения жизненного опыта детей;
  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);
  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
  • словесный метод;
  • наглядный метод.

Формы работы:

-индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;

-коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

-проведение тематических, конкурсных мероприятий;

-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.

При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на внеклассных занятиях поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и лингвистическое мышление ребенка, проводятся выездные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании....

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства»

Рекомендации учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов и воспитателям продленного дня общеобразовательных учреждений.Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации раб...