Внеклассное мероприятие «Музей – чарующий мир» для учащихся 8-9 классов
классный час (8 класс)

Бараева Ольга Владимировна

Цель: способствовать формированию интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры и роли музеев в жизни детей.

Задачи:

  • расширение знаний учащихся о музеях;
  • знакомство с азами музейного дела;
  • формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;
  • формирование навыка работы в группе;
  • развитие связной монологической речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_-_muzey_-_charuyushchiy_mir.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Музей – чарующий мир»

для учащихся 8-9 классов

"Надо хранить наше прошлое:

оно имеет действенное воспитательное значение.

Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной"

(Д. С. Лихачев)

Цель: способствовать формированию интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры и роли музеев в жизни детей.

Задачи:

  • расширение знаний учащихся о музеях;
  • знакомство с азами музейного дела;
  • формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;
  • формирование навыка работы в группе;
  • развитие связной монологической речи учащихся.

Подготовительная часть.

          За неделю до классного часа учащихся делят на команды. Команды выбирают себе название, готовят рассказ об одном музее заданного направления. Рассказ должен быть ярким и эмоциональным, сопровождаться показом иллюстраций, фотографий, возможна компьютерная презентация.

          Каждый ученик класса готовит отзыв о самом интересном музее, в котором ему довелось побывать. Отзыв оформляется на альбомном листе с указанием названия музея и его адреса, кратким описанием и впечатлениями от посещения, дополняется фотографиями.

          Ученика находят в словарях и справочниках информацию о том, что такое музей (определение в толковом словаре), этимологию слова "музей".

           Прежде чем начать классный час, я хотела бы ознакомить вас с результатами анкетирования.

Анкетирование:

  1. Нравится ли тебе ходить в музеи?  Да – 40 %, не очень - 15%, нет- 20%, не знаю- 35%.
  2. Обычно я хожу в музей? По собственному желанию -25%,  по принуждению – 40%, за компанию – 25%, просто так – 0%.
  3. Назовите,  когда и  какой музей ты посетил последним?
  4. Назовите две-три причины, мешающие тебе ходить в музей?
  5. Какие музеи ты предпочитаешь посещать? Исторические – 50%, художественные -20%, разные – 30%
  6. Можно ли музей заменить телевидением, книгой, радио, Интернетом и почему? Да- 50%, нет – 50%

              Какой же из этого из этого напрашивается вывод? Музеи ходить любят не все ребята. Многие ссылаются на нехватку времени, и на то что мало музеев в нашем городе. В конце урока мы еще вернемся к результатам анкетирования.

 Руководитель готовит презентацию, включающую определение понятия "музей" и фотографии различных музеев, известных детям.

Ход классного часа

          Классный руководитель: Сегодня тема классного часа "Музеи в нашей жизни". Начнем его с небольшой сценки, которую подготовили учащиеся нашего класса.

Сценка

Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама: Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын: О чем?

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

Мама: Побывать нельзя, но в музее Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын: Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

           Классный руководитель: Ребята, вы посмотрели сценку. Теперь прочитайте слова Д. С. Лихачева, ставшие эпиграфом к нашему классному часу, и скажите, о чем пойдет речь сегодня.

(Ученики формулируют цель занятия: узнать, для чего существуют музеи и зачем люди ходят в них.)

            На экране появляется определение: "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

          Сначала это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем с определенного промежутка времени, не будем вдаваться в подробности, так как это все равно никто не запомнит и не посчитает нужным запоминать, оно включает в себя здание, где находились эти памятники. Сейчас существует очень много музеев, такие как: краеведческий, исторический, литературный, музыкальный, естественнонаучный, театральный и так далее. С развитием компьютерной техники появились виртуальные музеи.

Учитель: люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей.

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всём, что нас окружает

И конечно, всегда поражает,

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ!

Учитель: А скажите, пожалуйста, вы задумывались когда-нибудь, почему именно, слово «Музей»? Откуда пришло к нам это слово? Из какого языка?

Ответы учащихся.

Учащиеся рассказывают о значении и происхождении слова "музей".

Учащиеся: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Учитель: Сейчас мы проведем между командами игру "Знатоки музеев". Я по очереди даю командам задания. За правильный ответ полагается балл. Если в течение 30 секунд ответа нет, то другая команда отвечает и получает жетон.

Задания командам:

1.  Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат)

2.  Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор)

3.  Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом)

4.  Совокупность всех предметов, выставленных в музее для обозрения. (Экспозиция)

5.  Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод)

6.  В каком веке и при каком правителе в России появился первый музей? (Первый российский музей - Кунсткамера, появился при Петре I в 1718 г)

7.  В каком городе находится музей Эрмитаж? (В Санкт-Петербурге)

8.  Чье имя носит главная картинная галерея Москвы? (Павла Третьякова)

9.  Поверх какого портрета был написан известный портрет Пугачева, хранимый в доме- музее Е. Пугачева? (поверх портрета Екатерины ІІ)

10.  Назовите Всемирный день музеев (18 мая 1977г был учрежден Всемир. день музеев)

11.  Как музеи отмечают свой праздник? (организуют бесплатное посещение)

Ученик 1: Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты, рассказывают, просвещают и работают в духе девиза "Музеи - это важное средство культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира разных народов". К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

Ученик 2:  Эрмитаж, Третьяковка, Лувр, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде, Археологический музей в Каире известны на весь мир. Но почти в каждом населенном пункте любой страны есть и свой краеведческий музей, в котором хранятся раритетные предметы, связанные с его историей и этапами развития. Международный День музеев — это профессиональный праздник и всех галерей мира, и всех музейных работников, которые проводят огромную просветительскую, популяризаторскую и педагогическую работу.

Ученик 3: С развитием интернет технологий шедевры мирового искусства становятся доступными все более широкому кругу людей. Теперь посмотреть лучшие мировые коллекции можно в виртуальных музеях, популярность которых растет день ото дня.

Ученик 4: Саратов - крупный город с многовековой историей, считавшийся до 20-х годов прошлого века Столицей Поволжья и конечно за время существования Саратов видел множество интересных людей и событий, что и составляет экспозиции множества музеев Саратова. Городские исторические памятники и музеи помогут узнать историю и традиции саратовского края, а также узнать где родились, учились и работали Николай Чернышевский, Александр Радищев, Константин Федин, Лев Кассиль, Олег Табаков, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Борисов-Мусатов, Олег Янковский, Юрий Гагарин и многие другие. Сегодня музеи Саратова открыты практически во всех домах связанных с известными людьми, оставшихся в наличие на данное время.

Ученик 5: Музеи Саратова и Энгельса — это отдельная, уникальная в своей значимости, культурная программа туриста, не увидев главные музеи города нельзя сказать, что ты в нем побывал. Общая годовая посещаемость музеев Саратова и области превышает 1 млн человек, что не удивительно: множество этих учреждений являются уникальными. Некоторые являются действующими научными, техническими, либо учебными центрами.

Ученик 6: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева — музей в Саратове, один из наиболее значительных художественных музеев в провинции России. Музей был открыт в 1885 году и был первым общедоступным художественным музеем в Российской империи. Основой экспозиции стали дары художника А. П. Боголюбова, внука А. Н. Радищева. Создание музея для Алексея Петровича Боголюбова стало делом всей жизни, потребовавшем немало сил и средств. В здании размещена постоянная экспозиция Радищевского музея: православное искусство, русское искусство, зарубежное искусство, мемориальные залы, посвященные жизни и творчеству А.П. Боголюбова, графические залы. Здесь проходят сменные выставки из фондов Радищевского музея, фондов других музеев России, частных коллекций, современных художников.

  Учитель: В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи.

           Второе задание командам - представление своего музея. Один человек от группы рассказывает о музее, в котором побывал. Можно дополнить ответ показом иллюстраций, фотографий. За выступление каждая команда получает по 5 баллов, учитываются содержательность, оформление и эмоциональность.

Учитель: Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых побывали ребята. О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта "Интересные музеи". Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. Пишите о них отзывы и составите альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.

3 задание. Вспомните, что означает слово "музей". (Храм искусств) Вот и вести себя в музее нужно, как в храме. Только не все знают, как именно. Составьте правила поведения в музее и объясните их. На это вам дается 5 минут.

          Команды получают листы бумаги, ручки. Представляют свои правила или по одному, или всей командой. Оценивается количество правил, точность формулировок и обоснование. По 5 баллов.

(В качестве приза можно использовать сладости или, например, билеты на посещение музея)

Учитель: Давайте вернемся к началу нашего классного часа и его эпиграфу. Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня услышали и увидели? Изменилась ли ваша точка зрения на музеи и почему? (Ответы детей) Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?          

            Завершить наш классный час я хочу словами Д. С. Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Кому было интересно сегодня, поднимите правую руку, кому не очень - левую. Спасибо за подготовку и активное участие        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в

Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...

Внеклассное мероприятие на английском языке для учащихся 9-11 классов "Back to school"

Амбициозность, стремление соревноваться и побеждать - в природе подростков, поэтому данное внеклассное мероприятие может быть для них достойным вызовом, который потребует знаний, определенной смелости...

Внеклассное мероприятие по теме "Погода" Для учащихся 3-4 классов.

Данный материал можно использовать на заключительных уроках темы, а также в качестве контроля знания лексики по теме и навыков аудирования. Включает разнообразные задания....

Внеклассное мероприятие "День Святого Валентина" для учащихся 9 - 11 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное дню Святого Валентина с целью активизации познавательной активности обучающихся; привития любви к изучаемому языку, традициям страны, изучаемого языка...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...

Разработка внеклассного мероприятия "Немецкая улица Сказок" для учащихся 5-8 классов

Актуальность ресурса: данное мероприятие полезно для проведения обобщающего занятия в 8 классах по окончании изучения темы учебника, а также возможно использование данного материала для проведения пра...