классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».
классный час (7 класс)

Андреева Эдита Михайловна

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской  семьи». 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_2.docx249.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Классный час   «Семейные ценности на основе воспитания детей царской семьи».

Цель: осмыслить необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, в осознании значимости семьи как основы общества на примере семьи Николая II.

Задачи:

Обучающая

Сформирование интереса у учащихся к истории своего государства, к отдельным личностям, к истории семьи.

Развивающая

Способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Формировать у детей представления о семье.

Воспитывающая

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных  и близких.

Виды деятельности: беседа – диалог.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, фотографии, толковый словарь.

Ожидаемые результаты:

Научатся  узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,

Составить представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,

Участвовать   в диалоге, сотрудничать в поиске и сборе информации, принимать решения и  точно выражать свои мысли.

Научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.

Ход  классного часа

I.Организационный  момент. Психологический настрой.

Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

II. Определение темы. Целеполагание.

Ребята, сегодня на нашем классном  часе мы отправимся в гости.   Вы любите ходить в гости?

У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы? (ответы учащихся)

Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.

На уроке истории  вы  ознакомлены  несколькими императорами.

Я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий. Ваша задача узнать,  что за семья изображена на фотографиях.  ( смотрите приложение 1)

Классный руководитель: Вы догадались, ребята? (ответы  учащихся.) Правильно,  это семья последнего российского императора Николая II.

Классный руководитель: А можете назвать тему нашего классного часа? (ответы учащихся)

Классный руководитель: Да, тема нашего классного часа   «Семейные ценности на основе воспитания детей царской семьи».  Мы с вами поговорим о семье последнего российского императора Николая II.  О семье, которая стала идеалом семейных отношений. Семья эта была необычной – это царская семья. Семья Романовых.

III. Обсуждение, дискуссия 

Классный руководитель: Но перед этим очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?  Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование   ответы учащихся).

Молодцы, вы все говорите верно. Посмотрим, какое значение имеет слово «семья» в толковом словаре.

Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, т.е. рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.

Классный руководитель: Семья должна быть основана на взаимном согласии, любви, уважении. Она  характеризуется оказанием друг другу поддержки, взаимопомощью, общностью быта. Семью последнего российского императора Николая II многие современники и историки считали образцом идеальной семьи.

Докладчик 1: В семье Николая II было 5 человек детей – четыре дочки Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Дети очень любили своих родителей. Отец был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Мать они обожали, она была для них лучшим другом.  Дети были очень дружны, любовь в их семье ставилась превыше всего. Хотя и в этой семье были проблемы, также как и в обычной семье, царские дети ссорились между собой. Но любящая мать всегда умела примирить детей.

Обсуждение вопроса: Наверняка у многих из вас есть брат или сестра. Но спросите себя, как вы к ним относитесь? Многие из вас, возможно, обижают младших сестер или дерутся с братьями. Но дружны ли вы с ними? (ответы учащихся).

Вывод: Мы должны жить  в мире и согласии, помогая друг другу.
Докладчик 2: В Царской Семье, прежде всего родители пытались воспитать дружбу и любовь между детьми. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Старшие княжны были помощницами для родителей в воспитании младших детей. Александра Федоровна в своем письме к старшей дочери Ольге писала: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают, и всегда будут подражать старшим. Поэтому ты должна обдумывать все то, что говоришь и делаешь».
Классный руководитель. Из этого примера вы должны понять, что не следует обижать младших ваших сестер и драться с братьями, вы должны обдумывать все, что говорите. Никогда не ругайтесь с младшими вас, будьте примером для них. Покажите своим хорошим воспитанием, как следует правильно себя вести.

IV. Физкультминутка.

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево.
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой.
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения

V. Продолжение обсуждение темы

Докладчик 3: Мать императрица писала детям о правильном отношении  между сестрами и братьями: «Между братьями и сестрами должна быть крепкая дружба. В наши дни в наших сердцах мы должны растить все красивое, истинное, святое и беречь это. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. Сестра должна стараться завоевать любовь и уважение брата, ведь для брата его сестра является примером женственности. А братьям  в свою очередь следует охранять сестер. Брат должен быть для сестры защитником, советчиком и другом, - примером истинного мужчины. Между братом и сестрой должна быть крепкая, глубокая и близкая дружба, они должны доверять друг другу».

 Вопрос ученикам. А теперь скажите, как, по-вашему, должны воспитываться царские дети? (ответы учащихся)

Вывод: 

 Царские дети должны научиться   ценить и беречь то, что у них  есть. Они должны учитывать не только свои потребности, но и быть внимательными к другим людям и помочь советом или показать эту помощь своими действиями.

Классный руководитель: Александра Федоровна писала старшей дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво».
Царских детей воспитывали в скромности и простоте. Трудолюбие и ответственность – основные качества, которые были присущи царственным детям. Еще одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души. Друзей родители выбирали детям не из того или иного сословия, наоборот, царь и царица поощряли общение детей с простыми людьми.

Вопрос ученикам. Скажите, как вы думаете, почему императрица поощряла общение детей именно с простыми людьми? (ответы учащихся).

Вывод: Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.

Классный руководитель: Императрица писала старшей дочери: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной».

Вопрос ученикам. А вы всегда ли просите прощения, когда обижаете родителей, друзей или родных? (ответы учащихся).

Классный руководитель. Не будьте грубы с родителями, не обижайте друзей или младших вас. Помните, что всегда надо просить прощения, ведь однажды кто-то может обидеть вас и также не попросит прощения. Чтобы научиться любить, нужно научиться прощать.
Но, не смотря на то, что детей и воспитывали в строгости, это не значит, что им все запрещали. Царские дети, так же как и все дети знали и игры, развлечения. Но развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия – например, организовывали домашние театральные постановки, что всегда являлось радостным событием и для детей, и для их родителей. Великие княжны любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи – гвозди, веревки.

 Строгость, в которой воспитывались дети, была нужна для того, чтобы воспитать прежде всего будущих женщин и просто достойных людей, но ни в коем случае не изнеженных принцесс, недоступных простым смертным. Дочери царя мало думали о своем высоком положении. Мать была бы рада побаловать дочерей, но она не могла себе этого позволить. Она была не только матерью, но и императрицей огромной страны. Она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Во время войны старшие княжны работали в Царскосельском госпитале. Царские дети не только несли обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.

Родители не скрывали от них суровой правды жизни. Все они любили Россию, любили и чувствовали ответственность за свой народ. Именно за этот народ им и пришлось пострадать. Они совершили подвиг, вытерпев все испытания и унижения, посланные на них их же народом. Но именно любовь друг к другу, и в первую очередь любовь к Богу помогла им выдержать выпавшие в их жизни испытания. Вся жизнь их была проникнута молитвой к Богу. Даже будучи в заключении Царская Семья продолжала посещать службы. Все члены семьи не переставали молиться, а императрице удавалось писать близким друзьям письма, в которых она успокаивала их, и советовала во всем полагаться на Бога.
Из письма Александры Федоровны: «Господь спасет еще дорогую Родину, но терпеливо придется ждать. В людей я почти не верю, но верю в Бога, и все, что случится, не отнимет эту веру. Я знаю, что Он все к лучшему творит».
Ни на минуту не забывали в заключение Царственные Мученики о Боге. Именно поэтому на иконе, каждый из них изображен с крестом.
Крест – это любовь Господа. На кресте Он пострадал за всех нас, омыв своей кровью грехи всего человечества. Любовь к Богу была настолько велика в этой святой семье, что именно поэтому каждый из них держит в руках крест, как символ своей любви к Богу.


«Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своём уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти», – так писал воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр.

 

Вывод. Мы, те самые потомки, ради которых царская семья принесла себя в жертву, просто обязаны не забывать те истины, которыми жили Романовы, воспитывать их в себе, чтобы точно знать, как и для чего жить.

 VI. Рефлексия.  Обсуждение.

- Как вы думаете, может ли семья Николая II, считаться образцом семейных отношений?

- Какие семейные ценности были присущи царской семье?

- Что помогало царской семье на протяжении всей жизни оставаться единой, любящей семьей? Всегда ли они и во всем были опорой друг другу?

- Что может служить примером для подражания в царской семье? (ответы учащихся).

Заключительное слово классного руководителя.

Я надеюсь, что сегодня каждый из вас задумался о ценностях семьи: любви, трудолюбии, ответственности, милосердии, прощении, желании благотворить.

В конце нашей беседы мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни».

Приложение 1

http://history-doc.ru/wp-content/uploads/2018/01/2-17.jpg     http://i78.beon.ru/38/60/796038/8/89525208/1.jpeg

        https://b1.culture.ru/c/744395.jpg

                                           Содержание

  1. Цель
  2. Задачи
  3. Ожидаемые результаты

     4.  Ход  классного часа

 I. Организационный  момент. Психологический настрой.

II. Определение темы. Целеполагание.

III. Обсуждение, дискуссия

IV. Физкультминутка.

 V. Продолжение обсуждение темы

VI. Рефлексия.  Обсуждение.

  1. Заключительное слово классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семейные ценности"

Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...

Классный час "Семейные ценности"

Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...

классный час "Семейные ценности"

классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"...

Презентация к классному часу "Семейные ценности"

Что такое семья, семейные традиции, генеалогические древа....

классный час "Семейные ценности"

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии м...

Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"

Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....

Выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"

Из опыта выступления в рамках Кирилло- Мефодиевских чтений.Данное выступление "Диалог о сохранении семейных ценностей, как основе возрождения традиций и духовной культуры"....