«Твой подвиг не забудется в веках!» Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Мусы Джалиля.
план-конспект занятия (9 класс)

Знакомство учащихся с биографией и  творчеством поэта Мусы Джалиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoy_podvig_ne_zabudetsya_v_vekah.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Твой подвиг не забудется в веках!»

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Мусы Джалиля.

Тема: «Твой подвиг не забудется в веках!»

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Мусы Джалиля.

Цель: познакомить учащихся с биографией, творчеством поэта Мусы Джалиля

Задачи:

Воспитывающие:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству.

Оформление:

  1. Книжная выставка, посвященная творчеству поэта: книги, сборники стихов.
  2. Презентация
  3. Аудиозапись песен "Бухенвальдский набат," «Вставай, страна огромная, « День Победы».

Звучит фонограмма песни "Бухенвальдский набат" (музыка В. Мурадели, слова А.Соболева).

Ведущий 1 (на фоне музыки)  Дорогие ребята , учителя и гости! Мы сегодня собрались на литературный час, посвящённый 115-летию со дня рождения татарского поэта-героя, который отдал жизнь за счастье других людей. Этот человек — замечательный татарский поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль. Имя его широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Настоящая фамилия Мусы Джалиля - Залилов Муса Мустафович. Давайте вспомним этого героя, поэта.

Ведущий 2 : Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Его отец Мустафа, сын бедного аульного пастуха, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком. Попробовал было завести собственное дело и открыл бакалейную лавку, но вскоре разорился, вынужден был распродать всё имущество и в 1913 году перебрался в поисках лучшей доли в город. В Оренбурге он часто месяцами сидел без работы. А семья – без куска хлеба. Жили на те жалкие гроши, которые мать Мусы добывала стиркой и уборкой в домах состоятельных горожан. А в семье было шестеро детей.

 Мама Мусы была спокойная, тихая женщина, она обладала бесконечным терпением и стойкостью. В юности она считалась первой певуньей на селе, не только знала много песен, сказок и баитов, но и сама сочиняла их. В 6 лет Муса, по примеру старшего брата, пошёл учиться в школу. Муса был очень смышленым и за 1 год закончил программу четырёх начальных классов, после чего отец устроил его в мусульманское учебное заведение «Хусаиния» — духовное училище. Больше всего Мусе нравились уроки родной литературы, рисования и пения. В медресе была богатая библиотека, где маленький Муса запоем читал стихи Габдуллы Тукая, Мажита Гафури. А чуть позже, в городской библиотеке, будущий поэт познакомился с книгами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова.

Ведущий 1 : После смерти отца семья возвращается в родную деревню. В родной деревне Муса создаёт детскую организацию, которая ставила в деревне спектакли, проводила собрания, митинги. Немного позже Муса всё же уходит на фронт, воюет с белыми бандами, участвует в подавлении кулацких мятежей.

Ведущий2: Стихи поэт начал писать рано, с девяти лет. Первое стихотворение " Счастье" было напечатано в 1919 году. Сотрудники журнала были очень удивлены, прочитав это стихотворение. Сколько же силы, мужества и желания защищать свою Родину в этом щуплом с виду подростке! Так и были подписаны потом в журнале его стихи – “маленький Муса”. Прошли годы, но и в фашистских застенках поэт остался верен своим словам, написанным в детстве

Ведущий 1. Стихотворение " Счастье" прочитает Павлов Данил

Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,

Красный фронт защищая, сметать богачей,

Если б место нашлось мне в шеренге друзей,

Если б саблей лихой я рубил палачей,

Если б враг отступил перед силой моей,

Если б шел я вперед все смелей и смелей,

Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,

Если пуля засела бы в сердце моем,

Если б смерть, не давая подняться с земли,

Придавила меня кулаком, --

Я бы счастьем считал эту гибель в бою,

Славу смерти геройской я в песне пою.

Друг-рабочий, винтовку возьми -- и в поход!

Жизнь отдай, если надо, за волю свою. Октябрь 1919 г.

Ведущий 2  В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его младших брата. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы бесприютной детворы, наводнившей в это лето Оренбург. Видимо, такая бесприютная, тяжкая жизнь заставила юного Мусу написать такие строки:

Кланялся, тянул ладошку,

«Дай хоть грошик, - умолял,-

Дай…»,- просил. Но толстобрюхий

От ворот его прогнал.

Он слезами заливался,

Утирал их кулаком.

В этом же году Муса становится курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем студентом Татарского института народного образования. Немного позже он получает еще одно высшее образование в Московском Государственном университете.

Джалиль смело выходит на широкую дорогу литературного творчества. Джалиль писал стихи, поэмы, песни.

В 1939 – 1941 годах Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.

Муса выступает перед творческой интеллигенцией, перед читателями – учащимися, студентами, рабочей молодежью, читает стихи по радио. Он пишет статьи, делится своими мыслями по злободневным вопросам литературы и искусства, откликается на новые произведения своих товарищей.

Ведущий 1: Сын бедного крестьянина небольшого степного села Мустафино Оренбургской области стал известным всему миру поэтом.

Ведущий 2. Двенадцать лет поэт прожил в Москве. Как писатель, он работает практически во всех литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы. Товарищи Джалиля поражались его энергии, широкой эрудиции, меткости суждений.. Вершиной довоенного творчества Мусы Джалиля является драматическая поэма" Алтынчеч" (" Золотоволосая"), главным действующим лицом которой является народ.

Ведущий 1 : В неустанном поиске своего места в поэзии, в жизни страны шли годы. У Мусы Джалиля были большие творческие планы. У него была семья: жена и дочь, а впереди – ещё целая жизнь. Но всё перечеркнула война.

Ведущий 2 : (на фоне песни «Вставай, страна огромная»)

23 июня 1941 года, на второй день войны Муса Джалиль отнёс заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму. Когда выяснилось, что он известный писатель, его хотели демобилизовать, но Муса Джалиль добился отправки в действующую армию. Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, ещё не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта.

Ведущий 1 : “Утешение”стихотворение читает ученица 8 класса Романова П.

Ведущий 2: Второй ударной армии, в которой служил поэт, приходилось вести тяжелые бои. При прорыве из окружения Муса был тяжело ранен в грудь и, оглушённый взрывом, потерявший сознание, попал в руки врага. Джалиля заключают в лагерь для военнопленных.

Ведущий 1: На родине считают, что Муса Джалиль пропал без вести. Долгое время никто ничего не знал о нём. И только в апреле 1945 года советские солдаты, освобождая мрачную берлинскую тюрьму Моабит, нашли обрывок бумаги, на котором было написано: «Я татарский поэт Муса Джалиль. Заключён в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля.

Ведущий 2: Находясь в концлагере Шпандау он стал одним из организаторов подпольной группы, Под руководством М. Джалиля устраивались побеги пленных из концлагеря, распространились среди заключенных листовки и патриотические стихи, сочиненные М. Джалилем, велась антифашистская пропаганда.

Побеги из лагеря повторялись все чаще и чаще, подпольщики действовали все смелее и смелее. М. Джалиль готовил крупный побег, когда вместе с товарищами был выдан предатели и схвачен.

Ведущий 1 : Стихотворение Мельникова Наташа 8 кл .Песни мои

Ведущий 2: Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорен к смертной казни. В стихах этого периода (цикл стихов " Моабитская тетрадь") - много эмоционального и психологического накала, правды, которую поэт хочет поведать народу.

Ведущий 1Стихотворение "Молодая мать» читает  Левочкина Д.

Ведущий 2: Строки его стихов потрясают, правда в них оплачена самой дорогой ценой - жизнью. Послушайте одно из них.

Ведущий 1. Стихотворение читает из 5  класса Укадерова Анна (Семен)

Ведущий 2: Читая стихи Джалиля, ни на минуту не забываешь о том, что их написал человек, над головой которого навис топор палача. Сила духа поэта не в том, что он совсем не знал страха смерти, а в том, что он сумел преодолеть этот страх и гордо, спокойно смотрел в лицо смерти.

Ведущий 1:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой. Я раб в тюрьме твоей,

Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя.

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у родины моей.

Ведущий 2: Веря в победу, автор создал как бы цикл " послевоенных" стихотворений: " После войны", " Уходи горе", " Раны" и другие.

В самый разгар войны, в ноябре 1943 года, он пишет о войне в прошедшем времени, как будто уже одержана победа.

Ведущий 1:Стихотворение "Цветы"читает Демина Диана

Война была в родном краю,

Пожары были и метели.

Горели воины в бою,

Деревни, города горели.

Была за родину война,

Земля взрастила нас борцами,

И та земля напоена

И кровью нашей и слезами.

В крови, слезах мы шли вперед,

И победило наше дело.

Весна пришла, весна цветет

И землю в пышный цвет одела.

Ведущий 2:  Две "Моабитские тетради" стихотворений дошли до Родины. В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик с шестью десятками стихов Джалиля.

Ведущий 1: Стихи « Другу» (ведущий читает)

Друг, не горюй, что рано мы уходим.

Кто жизнь свою, скажи, купил навек?

Ведь годы ограничены той жизнью,

Которую избрал сам человек.

Мой друг. Ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни родины, страны побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

(" Другу",1943 г., перевод А. Шпирта)

Ведущий 2: Вторая записная книжка, которую передал советскому консулу бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, товарищ Джалиля по заключению, включает пятьдесят стихотворений. В стихах поэта звучит вера в торжество дела, за которое он отдал свою жизнь.

До сих пор неизвестно, сколько же всего было записных книжек. За цикл стихов " Моабитская тетрадь" в 1957 году Мусе Джалилю присуждена Ленинская премия, а в 1956 году - звание Героя Советского Союза.

 Стихотворение читает ученица 5 класса Коновалова Ксения

Ведущий 2. Никогда не померкнет в веках подвиг Мусы Джалиля. На берегу Волги, вблизи Казанского Кремля, возвышается памятник «Моабитской тетради». Здесь всегда лежат букеты цветов, и кажется, что розы и гвоздики зацвели от тепла человеческих сердец в память о великом поэте, который так любил свою родную землю и был её верным сыном до конца. Его имя носит город в Татарии, океанский теплоход и Казанский театр оперы и балета. В Казани возведен памятник поэту. Его именем названы улицы в Оренбурге и Бугуруслане.

Ведущий 1: Коротка была жизнь поэта, но в наших сердцах он будет жить вечно. Всем своим творчеством, всей своей жизнью он показал людям, как надо жить, как надо любить свою Родину, свой народ, свою землю. Так будем же достойны его памяти!

Ведущий 1.                                             Муса Джалиль!

Сквозь годы и тысячелетия

Твой подвиг не забудется в веках!

Дела твои и жизнь бессмертны.

И песня твоя льётся в облака

Заключение. Звучит фонограмма песни " День Победы" ( музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Ведущий 2: ( на фоне песни " День Победы") В прошлом, 2020 году, мы отметили 75-летие победы над фашизмом. Нет в России ни одного дома, где не была бы оплакана потеря близких, родных людей, отдавших свою жизнь во имя спасения Отечества. Среди ваших отцов есть, я думаю, герои Афганской и Чеченской войн, и показали своё мужество и стойкость. Мы все в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно отплатить этот долг? Только памятью о тех, кто остался на полях сражений.

Ведущий 1 . Объявляется минута молчания.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Н.А.Некрасова

Сценарий мероприятия направлен на развитие интереса учащихся к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, на формирование умения публичного выступления. Содержит материал, рассказывающий об особенностях лирики...

"Наш великий земляк" (внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.А. Шолохова)

Проведение коллективного творческого дела "Наш великий земляк", посвященного творчеству М.А. Шолохова...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика»Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству британского композитора сэра Эндрю Ллойда Вебера "Soundtrack of Our Lives"

Soundtrack of Our LivesПознавательный аспект – знакомство с творчеством британского композитора сэра Эндрю Ллойда Вебера, популярными мюзиклами. Просмотр художественного фильма: “The Phantom of ...

Конспект внеклассного занятия по творчеству Мусы Джалиля

Данный конспект может помочь учителям организовать внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству Мусы Джалиля...

Внеклассное мероприятие «Свеча памяти Мусе Джалилю»

Для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы  VIII вида...