Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (6 класс)

Тарасова Ирина Петровна

   Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.  Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком программы выступает Минфин России.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

                    СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                         ФИО

 «30» августа 2021 г.

                   УТВЕРЖДАЮ

И.О.Директора  МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                            ФИО

Приказ № 148

от «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Тарасовой  Ирины Петровны

______________________________________________

(Ф.И.О., категория)

Высшая квалификационная категория

____________________________________________

по внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»,

 6 класс

______________________________________________

(Предмет, класс)

Срок реализации программы 1 год                                                                       

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа  2021 г.

2021-22 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.  

Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком программы выступает Минфин России.

Цель  программы:

  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

    Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

   Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часов в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

    Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

- дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

   На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

  Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Основные содержательные линии курса:

         • деньги, их история, виды, функции;

         • семейный бюджет.

 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Тема раздела

Форма организации

Виды деятельности

Что такое деньги и какими они бывают

Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов);

групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов.

Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией.

Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах.

Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги.

Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами.

Из чего складываются доходы в семье

Кроссворд. «Доходы и расходы семьи», общее обсуждение; игровая деятельность

Знать: Семейный бюджет.

Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах»), ролевая игра

Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум.

Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума.

Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.

Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем.

Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Игровая деятельность; общее обсуждение, итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

Знать: Виды кредитов.

Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.

           

                                          Учебно-тематический план

        

      №

занятия

                       Тема занятия

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

18

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2

Беседа,

игровая деятельность,

3-4

Рассмотрим деньги поближе

2

Беседа, практические занятия

5-6

История монет

2

Беседа, практические занятия

7-8

Какие деньги были раньше в России.

2

Беседа, практические занятия

9-10

Представление творческих работ

2

практические занятия

11-12

 Бумажные деньги

2

Беседа, практические занятия

13

Безналичные деньги.

1

Беседа, практические занятия

14

Представление результатов исследований

1

Практическое занятие

15

Современные деньги России и других стран.

1

Беседа,

сюжетно-  ролевая игра

16

Валюты

1

Беседа,

сюжетно- ролевая игра

17

Защита от подделок

1

Беседа, практические занятия

18

Викторина по теме «Деньги»

1

Игровая деятельность

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье

4

19-20

Откуда в семье деньги

4

Беседа, практические занятия,

исследование

21-22

Откуда в семье деньги

Практические занятия.

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

4

23-24

На что тратятся деньги

2

Беседа, практические занятия, мини-исследование,

игровая деятельность

25-26

Деньги дикие и домашние

2

Игровая деятельность

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

8

27-29

Как умно управлять своими деньгами.

3

Беседа, практические занятия,

игровая деятельность

30-31

Экономить и беречь мы учимся с детства

3

Игра-практикум,

практические занятия

32-33

Как делать сбережения

3

Беседа, практические занятия, экскурсия.

34

Итоговая работа

1

Беседа

35

Обзорный урок. Рефлексия

1

Беседа

Итого часов:

35

        Содержание программы и примерный перечень компетенций.

Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?

Вводное занятие. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.  

           Компетенции

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

          Компетенции

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка.

 Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

          Компетенции

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

          Компетенции

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги?

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.

Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

         Компетенции

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

          Компетенции

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

 -Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

          Компетенции

-Объяснять, как управлять деньгами.

 -Сравнивать доходы и расходы.

-Объяснять, как можно экономить.

-Составлять  бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

          Компетенции

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.

Список используемой литературы и интернет - источников

Литература

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

 

  1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
  2. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
  3. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru
  4. Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/
  5. Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/
  6. Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/
  7. вашифинансы.рф;

  8. fmc.hse.ru;

  9. хочумогузнаю.рф
  10. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» http://zanimatika.narod.ru/

Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok

Актуальная информация, статистика

         

          1. Сайт Федеральной службы государственной статистики  http://

         www.gks.ru/

         2. Сайт Пенсионного фонда России  http://www.pfrf.ru/

           3. Сайт «История денег»  http://pro.lenta.ru/money 4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru 5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php

         4. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

         5. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

         6. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

          7. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www. jobfair.ru/articles/102

         8. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

         9. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

         10. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

         11. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников)

         12. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/

           

           

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Основы финансовой грамотн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...