План самообразования по теме "Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления"
проект

Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

Разработка индивидуального развития учителя

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nigmatullina_gs.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Г. Покачи ХМАО-Югра




Индивидуальный план

профессионального самообразования

учителя истории и обществознания

Нигматуллиной Гульсум Сагадатовны

на 2021-2026 гг.







Ф.И.О. учителя: Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

Дата рождения: 01.01.1975

Образование: Высшее, БГУ, 1997 год

Квалификация по диплому «Историк»

Специализация (по диплому): «Учитель истории»

Место работы:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»  г. Покачи ХМАО-Югра

Занимаемая должность: Учитель истории и обществознания

Дата назначения на должность: 1997г.

Общий стаж трудовой деятельности: 24 года. 

Курсы повышения квалификации: «Теория и методика преподавания предмета «Обществознание» в ОО в условиях реализации ФГОС», «Основы обеспечения информационной безопасности детей», «Реализация модели подготовки обучающихся к ГИА в информационно-образовательной среде «Прогресс»», «Нормативно-правовые, теоретико-методологические основы и методика организации учебного процесса по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»», «Создание условий для социальной и культурной адаптации детей мигрантов», «Подготовка организаторов вне аудитории», «Теория и методика обучению праву», «оказание п6рвой помощи», «Подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по программам основного общего образования», «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в ОО», «Преподавание экономики в рамках школьного курса обществознания», «Введение ФГОС СОО: содержание Стандарта о особенности проектирования образовательных программ», «Методология и технология дистанционного обучения в образовательной организации», «Профилактика безопасности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законом», «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС»,  «Лучшие педагогические практики» (в рамках нацпроекта «Учитель будущего), «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», «Оценка качества образования как основа управления общеобразовательной организацией», «




Единая методическая тема общеобразовательного учреждения

«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»

Единая методическая тема методического объединения учителей гуманитарного цикла

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальная методическая тема:

«Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления”.

Цель: повышение учебно-воспитательной мотивации обучающихся.  

развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

Задачи

1.Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся, использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующих критическое мышление.

2. Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни

3.Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний

4.Создание условий для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках истории и обществознания, формирования способностей учащихся к саморазвитию, к поисковой деятельности.

Актуальность темы самообразования: Актуальность этой темы в том, что сегодня учителю истории очень сложно преподносить информацию, в том плане, что в настоящее время влюблённому в прошлое ученику доступна практически любая историческая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до международной сети «Интернет». Поэтому удивить, заинтересовать класс старыми методами и приёмами удаётся не всегда. Актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе.  Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.


Основные термины и понятия по методической теме: Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. 

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня мотивации и уровня познавательной активности на уроках истории и обществознания.
  • Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся по предметам история и обществознания.
  • Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского методического объединения учителей истории и обществознание, участие в профессиональных конкурсах, конференциях.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы, города

- Практика (мастер-классы, участие в семинарах, тренингах)

Групповая:

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы, города

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.


План самообразования разработан на 2021-2026 гг. и включает следующие этапы.

2021-2022 уч. г.

1. Подготовительный

-Постановка методической темы

-Определение целей и задач работы над темой

-Сбор и изучение научно-методического материала

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет- ресурсы

-Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.

-Изучение нормативно-правовой базы ФГОС ООО

-Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики,

-Повышение интеллектуальных знаний в области изучения исторических публикаций, знакомство с новыми подходами и версиями в системе исторической науки и гуманитарной сфере

- Участие в работе и выступления на заседаниях ШМО.

- Обсуждение с коллегами

- Самоанализ профессиональной деятельности.

2022-2023 уч. г.

2. Прогностический

  • Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
  • Разработка и корректировка учебно-методического сопровождения по предметам история, обществознание
  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности
  • Участие в работе семинаров муниципального, регионального уровней
  • Выступление на методическом объединении района, педсовете
  • Самоанализ профессиональной деятельности.

2023-2024 и 2024-2025 уч. г.

3. Практический

-Формирование методического комплекса.

-Участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, вебинарах.

- Формирование и внедрение авторских методических разработок,

 - Практическая деятельность в профессиональных сообществах учителей истории и обществознания.

-Подготовка выступлений по теме «Деятельностный компонент педагогического процесса»

-Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

-Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы

- Работа с одаренными учащимися для подготовки их участия в конкурсах, олимпиадах конференциях

- Проведение мероприятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных технологий.

- Краеведческая и поисковая работа.

- Участие в работе семинаров муниципального, регионального, республиканского уровней.

- Выступление на методических объединениях (ШМО), педсовете, методсовете.

- Самоанализ профессиональной деятельности.

2025-2026 уч. год

4. Обобщающий

-Оформление результатов работы – творческий отчет на педагогическом совете.

- Открытые уроки, мастер - классы на кустовом, муниципальном на уровне.

- Распространение опыта своей работы.

- Выступление на семинарах муниципального уровня.

- Повышение квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...