Методическая разработка занятия «Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга»
методическая разработка

Мешакина Оксана Васильевна

Данное занятие можно рекомендовать для проведения внеурочных занятий, классных часов в начальных классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный конкурс народной культуры «Наследие» в образовательных организациях Центрального района в 2021 - 2022 уч.г. Номинация «Методическая разработка» «Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга» (к 350-летию со дня рождения Петра I) для учащихся начальных классов и учащихся классов с ограниченными возможностями здоровья Автор: Мешакина Оксана Васильевна – ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга, воспитатель ГПД

Слайд 2

Цель: Знакомство детей младшего школьного возраста с памятными местами Санкт-Петербурга, связанными с основателем города Петром I. Задачи: • формировать основы визуальной культуры школьников (умение смотреть и видеть); • получить знания о достопримечательностях, памятниках культуры и архитектуры; • развивать коммуникативную культуру; • углубить и расширить знания учащихся о городе; • развивать познавательный интерес к изучению Санкт-Петербурга; • развивать мотивацию к творчеству и самовыражению; • воспитывать духовные ценности, связанные с общечеловеческой культурой; • развивать внимание и память учащихся;

Слайд 3

«Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга»

Слайд 4

Триста лет тому назад Был заложен этот град. В Невской дельте, средь болот . Здесь рождался русский флот.

Слайд 5

Санкт-Петербург один из самых красивых городов на Земле!

Слайд 6

Жил давно в России царь, Очень мудрый государь, Он на троне не сидел, Делал за день по сто дел. Одержал побед немало, Мореходом был бывалым, Он и плотник, и кузнец, Кто был царь тот удалец? П ё тр I

Слайд 7

Портреты Петра I

Слайд 8

Сказка

Слайд 9

Этот дом – не просто дом: Дом другой запрятан в нём. Тот, который самый первый В ырос тут среди болот. И не знал тогда, наверно, Что три века проживёт. Но живёт, считает годы, А на вид совсем не стар, А его от непогоды Защищает дом-футляр.

Слайд 10

Это интересно

Слайд 13

Петропавловская крепость

Слайд 14

Петропавловская крепость

Слайд 19

Медный всадник

Слайд 20

Гром-камень

Слайд 21

Что лишнее?

Слайд 22

Найдите портрет Петра I

Слайд 24

Работу подготовила Мешакина Оксана Васильевна воспитатель Санкт-Петербург 2021 г



Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

Районный конкурс народной культуры «Наследие»

в образовательных организациях Центрального района в 2021 - 2022 уч. г.

Номинация

«Методическая разработка»

 «Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга»

(к 350-летию со дня рождения Петра I)

для учащихся начальных классов и

учащихся классов с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Мешакина Оксана Васильевна - воспитатель ГПД

Санкт-Петербург

2021

Введение

Актуальность знакомства младших школьников с достопримечательностями Санкт-Петербурга очень важна. Мы проживаем в одном из прекраснейших городов мира, который по праву считают «культурной столицей» России. Но, к сожалению, даже многие коренные петербуржцы не знают истории города, а ведь в наш город постоянно приезжают люди из других регионов, других стран. Им тоже необходимо знать историю города, в котором они живут. Начинать это знакомство следует  как можно раньше. К тому же большинство родителей редко выбираются с детьми на экскурсию. Поэтому особое значение в этом вопросе придается школе.

Идеально было бы знакомиться с городом во время непосредственных экскурсий, однако, здесь имеется ряд сложностей. Во-первых, организация таких экскурсий достаточно дорога и не все родители могут на нее согласиться. Во-вторых, удаленность спальных районов от центра города: много времени уходит на дорогу. В-третьих, в центре города детей поджидает много опасностей (интенсивное дорожное движение, слишком много посторонних людей и т.д.).

Поэтому первоначальное знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга для детей начальных классов предоставляется в условиях школы. Оно может проходить непосредственно в классе в виде виртуальной экскурсии.

Важно, что бы ребенок заинтересовался и мог закрепить полученные знания с родителями: посетить и осмотреть достопримечательности в свободное время.

Оборудование и материалы: презентация, CD проигрыватель, картинки, иллюстрации, материал для раскрашивания, карта центра Санкт-Петербурга.

Цель: 

Знакомство детей младшего школьного возраста с памятными местами Санкт-Петербурга, связанными с основателем города Петром I.

Задачи:

• формировать основы визуальной культуры школьников (умение смотреть и видеть);

• получить знания о достопримечательностях, памятниках культуры и архитектуры;

• развивать коммуникативную культуру;

• углубить и расширить знания учащихся о городе;

• развивать познавательный интерес к изучению Санкт-Петербурга;

• развивать мотивацию к творчеству и самовыражению;

• воспитывать духовные ценности, связанные с общечеловеческой культурой;

• развивать внимание и память учащихся;

Основные формы проведения занятия: рассказ, показ презентации, беседа;

Методические рекомендации:

Данное занятие можно рекомендовать для проведения внеурочных занятий, классных часов в начальных классах.

Дети младшего школьного возраста, не имеющие возможности посетить памятные места вследствие дефекта, а так же дети, которые приехали из других городов или стран, смогут познакомиться с памятными местами города в доступной интересной форме.

Ход занятия:

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о нашем городе. Город наш очень большой и очень красивый. В нем много разных достопримечательностей, памятников культурного наследия, которые имеют историческую ценность. Для ознакомления с ними организуются экскурсии. С вами обязательно будет экскурсовод, который расскажет и покажет много интересного и познавательного. Для этого необходимо время: собраться, одеться по погоде, приехать к месту экскурсии, захватить с собой бутерброды на тот случай, если вы проголодаетесь. Сейчас мы ускорим этот процесс и проведем свою виртуальную экскурсию прямо в классе. А еще мы с вами будем создавать карту достопримечательностей, с которыми будем знакомиться.

(На доске висит карта. На ней разноцветными кружочками обозначены места достопримечательностей. На столе разложены изображения объектов, приклеенные на цветную бумагу. Цвет бумаги с объектом соответствует цветному кружку на карте, показывающему расположение объекта.)

Слайд 3

Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по нашему городу. Вы знаете, как называется наш город?

Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь рождался русский флот.

Наш город называется Санкт-Петербург. Это один из самых красивых городов на Земле.

Слайды 4, 5

Воспитатель: Я расскажу вам, кто основал наш город.

Загадка

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь,

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот удалец? ( Петр I)

Слайд 6

Воспитатель: – Ребята, это Петр Первый. При нем Россия стала великой державой, поэтому Петра прозвали Великим. А еще в нашем городе есть памятник «Петр-плотник». В 2022 году мы отмечаем 350-летие со дня его рождения. Петр I основал наш город в 1703 году и назвал его Санкт-Петербург.

– Город строился по воле царя Петра. Может показаться, что город назван в его честь. Но это не так. Царь Петр  назвал город в честь своего покровителя – святого апостола Петра, владевшего ключами от рая. («Санкт» значит «святой»). Петр решил, что именно такой покровитель нужен новому городу. Изначально город Санкт-Петербург задумывался как город-крепость. Интересное имя у нашего города: в переводе с немецкого – город святого Петра.

Воспитатель: – Давайте посмотрим на портрет Петра Великого.

(Дети рассматривают изображение, описывают его).

Воспитатель:– Как вы думаете, каким он мог быть?

Слайд 7

Дети высказывают предположения (сильный, храбрый, строгий грозный, мужественный, отважный)

Воспитатель: – Царь Петр I считается одним из самых известных государственных деятелей в мировой истории. Он был умным, проницательным, храбрым, обладал огромной физической силой. Петр Великий был очень высоким мужчиной. Его рост более 2-х метров. Несмотря на уверенность в себе, он постоянно учился у других: посещал европейские государства и перенимал опыт.

Слайд 8

Сейчас послушайте маленькую сказку.

«Царь Петр очень любил свою страну и всегда старался сделать ее как можно красивее и сильнее.

Однажды, решил наш царь построить себе новый город, чтоб он защищал страну от врагов. И назвал этот город Санкт-Петербургом.

Стали люди строить новый город. Приехал царь Пётр посмотреть, как идет строительство. Он всегда любил следить за тем, что происходит в его государстве.

Когда царь приехал, он понял, что ему даже негде жить в собственном городе. Тесниться с солдатами или рабочими ему не очень хотелось, да и не положено было — ведь он царь большого государства.

Тогда решил Пётр построить себе дом. Но не такой, как у всех государей — большой и пышный, а маленький скромный Домик, так как царю совсем не хотелось долго ждать, когда его построят, да он и не любил пышные дворцы. Всего лишь три дня солдаты строили дом для своего царя. Домик был деревянный, но совсем не похож на русскую избушку. В Домике было всего две комнаты — столовая и кабинет, разделенные узкими сенями, от которых отгорожен небольшой чуланчик, служивший царю спальней».

Слайды 9, 10

Ребята, посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дело в том, что с улицы мы видим не сам домик Петра, а кирпичный футляр, который скрывает маленький деревянный домик. Этот футляр был построен по приказу царя специально, что бы защитить сам домик от разрушения. Благодаря ему домик Петра сохранился до наших дней. Это было первое жилое здание, которое построили в Петербурге.

Стихотворение «ДОМИК ПЕТРА 1»

Этот дом – не просто дом:

Дом другой запрятан в нём.

Тот, который самый первый

Вырос тут среди болот.

И не знал тогда, наверно,

Что три века проживёт.

Но живёт, считает годы,

А на вид совсем не стар,

А его от непогоды

Защищает дом-футляр.

Вот как выглядит сам домик.

Давайте рассмотрим его. Какой он? (Маленький, деревянный)

Слайд 11

Со временем вокруг Домика посадили парк и поставили ограду. А чтоб было понятно, что это царский Домик, ограду украсили гербом страны.

Слайд 12

Гуляя по саду у Домика, мы можем увидеть бюст Петра I. Он стоит там не просто так. Дело в том, что Пётр очень любил следить за всем, что происходит в его государстве. Так что до сих пор, находясь неподалеку от своего любимого домика, великий царь может следить за всем, что происходит в городе, именно поэтому город Петра сохранился в целости и сохранности и до наших времён.

Воспитатель: – Давайте найдем на картинках Домик Петра и прикрепим его на нашу карту. (Дети ищут изображение, один ученик крепит на карту картинку соответственно цвету).

Воспитатель: – Ребята, мы отправляемся в Петропавловскую крепость.

Слайды 13, 14

Именно отсюда начинается история нашего города. История этой крепости тесно связана с историей Петербурга. Первый камень для строительства крепости был заложен 27 мая 1703 года. Поэтому этот день считается днем рождения нашего города. Построена крепость была на Заячьем острове. Место было выбрано не случайно: с трех сторон его омывала Нева, поэтому оно прекрасно подходило для того, чтобы защититься от врага. Дело в том, что тогда Россия воевала со Швецией, и каждый новый день представлял собой угрозу. Петр Первый беспокоился о том, чтобы крепость была надежно укреплена, ведь именно ей предстояло защищать Неву.

Строили крепость русские солдаты, простые крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Названа она была в честь апостолов Петра и Павла: Петропавловская. Крепость стала не только первой постройкой, но и настоящим символом Санкт-Петербурга, одной из главных достопримечательностей города. Здесь похоронен сам Петр.

Воспитатель: Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка: (Дети встают и выполняют упражнения)

В нашем городе здания – высокие (руки вверх)

Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны)

Есть мосты над рекой – радугой (руками описывают дугу влево-вправо)

И фонтаны бьют в небо – радостно (руки вверх, сжимают и разжимают кулаки)

В нашем городе реки – глубокие (наклонились, руки вниз)

Фонари красотою – строгие (выпрямились, руки вверх)

В скверах-парках деревья – зеленые (руки вверх: покачали влево-вправо)

Мы в свой город с детства – влюбленные! (похлопали в ладоши)

Слайды 15, 16

Воспитатель: Посмотрите, что находится на территории Петропавловской крепости. Здесь находится символ Санкт-Петербурга — уникальный Петропавловский собор с длинным шпилем, который до 2012 года был самым высоким зданием в городе на протяжении нескольких столетий. Первый камень был заложен 10 июля 1703 года в день святых Петра и Павла.

Слайд 17

Существует легенда, что наш город охраняют три ангела бронзовый, серебряный и золотой. Пока они смотрят на город с высоты, никакая беда ему не страшна. Золотой ангел находится на шпиле Петропавловского собора. Его высота более трех метров.

Слайд 18

На территории крепости находится Монетный двор. Основал его царь Петр в 1724 году для чеканки денег. Именно здесь изготавливались золотые монеты. Монетный двор работает до сих пор. Это одно из самых старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга. На Монетном дворе до сих пор изготавливаются монеты.

Воспитатель: – Давайте еще раз повторим, что мы видели на территории крепости.

(Показывает изображения крепости, собора, ангела, Монетного двора. Затем переворачивает картинки и меняет местами.)

А теперь задание: вспомните, как называется изображенный предмет. (Дети подходят к столу, вытаскивают картинку, рассматривают, вспоминают название.)

Теперь прикрепите изображение Петропавловской крепости на нашу карту.

Воспитатель: – Заканчиваем мы сегодняшнюю экскурсию у Медного всадника самого известного памятника Петру I. Его воздвигли на Сенатской площади Санкт-Петербурга по указу Екатерины II.

Слайд 19

На памятнике изображен Петр. Он сидит верхом на вздыбленном коне. Конь стоит на вершине постамента – скалы, а у ног его лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.

Слайд 20

Постамент этот – огромная обтесанная глыба. Ее искали по всем окрестностям Петербурга. Даже в местной газете напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках. Одному крестьянину посчастливилось найти такую глыбу. За это он получил премию в размере 100 рублей  очень приличная по тем временам сумма. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем». Весил «Гром-камень» очень много: 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, который быстро заполнился водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня, и носит название «Петровский пруд». В Санкт-Петербург глыбу доставляли долго. Она была огромной. Учувствовало в этом более 1000 человек. Пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу прямо до Финского залива. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа. «Гром-камень» извлекали из земли почти год. Потом на протяжении почти полугода его транспортировали в Санкт-Петербург. Памятник Петру I, или Медному всаднику, установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году.

Слайд 21

(Дети находят изображение Медного всадника, крепят на карту)

Воспитатель: Ребята, мы завершили нашу виртуальную экскурсию. Давайте вспомним, в каких местах мы сегодня побывали и что запомнили (показывает слайды еще раз, дети вспоминают названия объектов).

Воспитатель: А теперь поиграем. Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:

Вопросы:

  1. Как называется наш город? ( Санкт-Петербург)
  2. Кто основал Санкт-Петербург? ( Царь Петр I)
  3. Как выглядит Домик Петра? (Маленький, деревянный)
  4. Как называется крепость на Заячьем острове? (Петропавловская)
  5. Что установлено на шпиле Петропавловского собора? (Флюгер в виде ангела)
  6. Как называется самый известный памятник Петру I? («Медный Всадник»)
  7. Как называется постамент, на котором стоит памятник Петру Великому на Сенатской площади? («Гром-камень»)

Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю вам проверить ваше внимание. Посмотрите на картинки и скажите, что тут лишнее?

Слайд 22

 (Петропавловская крепость, Домик Петра, Лахта-центр, Петропавловский собор.)

        Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, наш город основал царь Петр. Давайте вспомним, как он выглядел?

Слайд 23

 (Екатерина II, Петр I, Юрий Гагарин, А. Суворов)

        Воспитатель: А сейчас мы с вами разучим стихотворение о нашем городе. Называется оно «Сто чудес».

Слайд 24

 (разучивание стихотворения по картинкам)

Слайд 25

        Воспитатель: – Молодцы! А теперь вы можете побыть в роли художников и сами раскрасить изображение самого знаменитого памятника Петру Великому (дети раскрашивают изображение Медного Всадника) под звучание песни «Неповторимый Петербург», муз. В. Плешака.

Заключение:

Санкт-Петербург – город с богатой историей, огромным количеством достопримечательностей, о которых можно говорить бесконечно.

Сегодня мы  провели замечательную виртуальную экскурсию по некоторым памятным местам города.

Учащиеся познакомились с основателем города Петром Великим, посетили Домик Петра, Петропавловскую крепость, узнали о памятнике на Сенатской площади – Медном всаднике.

У детей появился интерес к продолжению изучения памятных мест Санкт-Петербурга, желание посетить их с друзьями и родителями, расширить и углубить полученные знания.

Литература

1.  Тематические сайты сети Internet

2. Михайлов, А. М. Санкт-Петербург. 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов. - М.: Эксмо, 2010. – 320

3. Крюковских, П. Дворцы Санкт-Петербурга. Художественно-исторический очерк/Palaces of St. Petersburg / П. Крюковских. - М.: Лениздат, 2016.

4. Чубинский-Надеждин В.В. Достопримечательности Санкт-Петербурга. СПб, 1997

Приложение 1

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "М.Ю.Лермонтов в Санкт-Петербурге"

Методическая разработка по теме: "М.Ю.Лермонтов в Санкт-Петербурге" (классный час)...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка урока на английском языке "Мой город - Санкт-Петербург" 10 кл.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №282С углубленным изучением французского языкаКировского района Санкт-Петербурга Методическая разработкау...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу"

Внеклассное мероприятие "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу" - пример интегрирации  предметов "История и культура Санкт-Петербурга" и "немецкий язык".  Достоинство разработки состоит не ...

Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга

Данный методический материал включает в себя цель, задачи проведения экскурсии, а так же маршрутную карту. Всё это позволит экскурсоводу добиться цели получения экскурсантами дополнительных знаний о к...