ЛЕГЕНДЫ РУССКОГО РОКА
методическая разработка

Сухоставская Светлана Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_legendy_russkogo_roka.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГЕНДЫ РУССКОГО РОКА

ВИДЕО ГР. АЛИСА «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ»

1 ученик: В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является в этом плане исключением. Но если на западе модные музыкальные течения всего лишь игра и часть пиар-акции, то в России любая субкультура является смыслом жизни и частью мышления.

Во второй половине XX века в СССР появилось поистине легендарное, судьбоносное для многих и очень значимое для русской культуры, рок-движение. Навеянное зарубежной музыкой и образом жизни, оно быстро напиталось тем неповторимым русским духом, который заставляет сердце трепыхаться в волнительном предвкушении чего-то необычного, особенного. Заставляет верить, что перемены к лучшему совсем рядом и вот-вот, скоро, наступит время полной свободы и благоденствия.

2 ученик: Как и любое социально значимое явление, рок-музыка советской эпохи оказала огромное влияние на политические настроения жителей страны. Сдавленная многочисленными и подчас нелогичными запретами молодёжь начала делать попытки вырваться из сети социалистического строя. Хороша или плоха была политика правительства тех лет - рассуждать можно долго. Дело не в политике, а скорее в юношеском максимализме и в той самой истине о вкусности запретного плода. Так что, как бы там ни было, советский рок - это не просто направление в музыке, а скорее социальное движение, обусловленное отрицанием запретов, свободомыслием и, конечно же, разрушением шаблонности поведения. 

3 ученик: У каждой исторически важной эпохи есть основоположники и герои, те люди, благодаря которым проклюнулись, проросли и укоренились обычаи и традиции какой-то культуры. Люди, которых высшие силы наделили даром убеждать и вести за собой толпы. О героях советской, а сейчас российской, рок-культуры написано и рассказано много легенд, правдивых историй, а порой и мифов.

Группа ДДТ не стала исключением. Песня «Что тако́е о́сень» была написана лидером группы  Юрием Шевчуком. Она является одной из наиболее известных песен в творчестве группы и  вошла в хит-парад ста лучших песен, заняв в нём второе место. Журнал «Эксперт» дал 7 место в списке 100 главных песен на русском языке.

4 ученик: По словам её автора Юрия Шевчука, песня была написана в конце сентября 1991 года. Музыкант в это время жил в одной из коммуналок на Синопской набережной рядом с Александро-Невской лаврой в Петербурге. Во время одной из прогулок по Никольскому кладбищу лавры Шевчук и написал «Что такое осень».

Первоначально не все музыканты «ДДТ» приняли песню. Так, например, Андрей Муратов, бывший на тот момент самым радикально настроенным, сказал, что он «эту попсу» играть не будет. Участники группы начали менять звучание песни. Андрей Васильев предложил стилизовать мелодию под романтические 1960-е и написал партию электрогитары, Александр Бровко придумал басовый риф, Вадим Курылёв подобрал аккорды, Игорь Доценко добавил хард-рокового драйва, а смирившийся Муратов подобрал клавишный подголосок. Соло Михаила Чернова на флейте появилось уже во время записи в студии.

5 ученик: Раньше на концертах зрители постоянно просили спеть «Осень», и первые годы Шевчук уступал желанию публики, заканчивая выступления неизменным хитом. Однако в какой-то момент он объявил временный мораторий на исполнение песни и начал предупреждать всех пришедших на его концерт, чтобы они не просили. Причину своего решения он объяснил таким образом:

«Очень много хороших групп убила суперпесня. Вспомните Eagles — «Hotel California». И всё, больше ничего никто не знает. Они до сих пор её чешут… Группа ДДТ вполне могла быть похоронена песней «Осень». Я и ребята тогда здорово испугались. Ну, написалась такая народная песня, но нам-то скучно её по тысячу раз играть. И мы целый год вообще не играли, зубами скрипели, но не играли. Зал орёт, а мы как танки. И победили. Я этим искренне горжусь».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ»

6 ученик: Итак, советская рок-музыка появилась в стране в 60-е годы двадцатого века. Сначала молодые музыканты просто копировали песни своих зарубежных кумиров не особо заморачиваясь собственным творчеством. Музыканты работали на голом энтузиазме. Когда увлечение роком охватило большую часть страны советов, в правительстве поняли, что дальше игнорировать это социальное явление нельзя и необходимо причесать, легализовать и вывести в свет некоторые музыкальные коллективы, ведь то, что происходит неофициально и подпольно невозможно контролировать. Само собой, большинству музыкантов не понравилось, что их хотят загнать в рамки "правильной" музыки и многим пришлось уйти в подполье и стать «андеграундом», не имея возможности выступать на полноценных сценах, записывать пластинки или как-то ещё развивать свою творческую деятельность. На протяжении всех 1970-ых рок остаётся полузапретным феноменом. Публичные выступления рок-групп 1970-1980 - проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты» или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов.Также для русского рока было характерно такое специфическое явление, как «магнитиздат» - изготовление и распространение в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей.

7 ученик: Неблагодарное это занятие – пытаться толковать песни Виктора Цоя, о которых автор ничего или почти ничего не рассказал. Можно выдвигать сколько угодно версий, искать подтекст в загадочных строках, указывать на якобы очевидные аллюзии – все это никоим образом не приблизит нас к истине. Конечно, если бы Цой был жив, нынешние журналюги наверняка выпытали бы у него, что он хотел сказать в каких-то своих творениях. А так поклонникам его творчества остается понимать их по-своему.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «КУКУШКА»

8 ученик: Чуть позже в Питере, то есть в Ленинграде, в 1972 году появилась группа  «Аквариум»  со своим бессменным лидером Борисом Гребенщиковым, который писал и пел песни на родном языке. Именно тогда возник тот самый русский рок с нашей душой и с нашей болью в каждой строчке. На сцену вышли музыканты, которым необходимо было высказаться и поделиться с миром своим, наболевшим. Именно этим и отличается русский рок от зарубежного, на западе рок - это отличная завораживающая инструментальная игра и минимум смысла в текстах, а у нас многие песни могут смело считаться шедеврами русской поэзии XX века и не только. В репертуаре рок-группы есть замечательная песня «Город золотой», текст которой был положен на музыку итальянского музыканта 16 века . До сих пор в 100 лучших рок-песен эта композиция занимает 3 строчку.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ГОРОД ЗОЛОТОЙ»

1 ученик: В первой половине 80-х практически все советские рок-музыканты пели песни на русском языке. Мир рок-музыки захлестнула так называемая "новая волна". Пожалуй, именно эти годы можно назвать самыми продуктивными для советской рок-музыки, наступило время расцвета, время когда на отечественной сцене появились истинные кумиры, как советской, так впоследствии и российской молодёжи. 

Одной из таких групп стала Свердловская рок-группа «Наутилус Помпилиус» или «НАУ». Основана официально в 19821983 годах, когда началась совместная работа Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого над первым альбомом «Переезд». Большинству современников эта рок-группа стала известна благодаря фильму Сергея Бодрова «Брат» и «Брат 2».

2 ученик: Вячеслав Бутусов сочинил «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева. Лидер Наутилуса рассказывал, как была написана песня:

«Он  раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция».

3 ученик: Использование христианских мотивов в рок-музыке – это скользкий путь, чреватый обвинениями в оскорблении чувств верующих и всевозможными кривотолками. Даже смутные намеки на библейские сюжеты могут вызывать отторжение у набожных слушателей, а прямое упоминание святых в сомнительном контексте кажется им просто неприемлемым.

Композиция «Прогулки по воде» рок-группы «Наутилус Помпилиус» громких скандалов не вызывала, но авторам все же приходилось разъяснять ее основную идею и убеждать критиков в отсутствии религиозного подтекста в песне.

Вот что говорит сам Бутусов в одном из интервью:

«Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ»

4 ученик: К 80-ым годам 20 века сложились основные направления рок-музыки в России: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф»), «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Чёрный кофе»), жёсткая «новая волна» («Телевизор»). Возникли группы, использовавшие элементы шоу, актёрства («Крематорий», «Звуки Му»).

Рок распространяется повсеместно. Образуются школы и в провинции: уральский рок – свердловские группы «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», уфимская «ДДТ»; сибирский рок – «Калинов мост», владивостокский – «Муммий Тролль».

С 1983 года за всю советскую бытность члены рок-клуба провели 5 фестивалей. Многие музыканты дружили между собой, как говорится, группами, одалживали друг у друга дефицитную аппаратуру и инструменты, менялись по мере надобности участниками. Были, конечно, и разногласия, как же без них, короче, все как в большой и дружной семье. 

5 ученик: «Просвистела» – песня группы «ДДТ». Не входит ни в один номерной альбом коллектива. Опубликована в одноименном официальном сборнике. Автор текста и музыки – Юрий Шевчук. Является одной из визитных карточек коллектива.

Юрий Шевчук песню «Просвистела» называет народной. Отсутствие композиции в номерных пластинках автор объясняет тем, что она не вписывается в современное звучание коллектива. Изначально представляя произведение на концертах Шевчук давал короткий комментарий: «песня о том, как наши парни в рай поехали». В тексте произведения упоминаются два имени – Сашка да Илья. Это погибшие друзья Юрия Шевчука. Их фамилии не называются.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ПРОСВИСТЕЛА»

6 ученик: С появлением большого разнообразия рок-групп разделилось на подвиды и молодёжное неформальное общество, появились металлисты, панки, первые байкеры, а также фанаты конкретных групп, например, алисаманы, киноманы и пр. Одновременно с возрастающей популярностью советских музыкантов, начались гонения со стороны властей, слегка расслабленные вожжи снова натянулись до предела. Наверное, это обусловлено тем, что стихийный виток популярности рок-музыки вырвался у партийных руководителей из-под контроля и они просто не успевали следить за ситуацией, стали выходить альбомы, записанные подпольно в обход государственной фирмы "Мелодия", к тому же социалистический режим начал медленно, но верно терять свои позиции, однако речь не о политике. Все неугодные партийному руководству музыкальные коллективы стали запрещать, обвиняя в подрыве государственных идей и всего такого прочего. Репертуар советских рок-групп в ответ на давление властей соответственно стал более откровенно выражать протестные настроения.

7 ученик: Рок-группа «Сплин» добилась признания публики еще до выхода «Гранатового альбома». Но именно четвертая студийная пластинка обеспечила Александру Васильеву и его коллегам популярность в масштабах родной страны и за ее пределами. Всенародно любимым хитом стала, конечно, знаменитая «Орбит без сахара», хотя многим фанатам больше пришлась по душе песня «Выхода нет», также известная под названием «Полетели».

Композицию сочинил Александр Васильев. Как гласит легенда, он написал слова песни «Выхода нет» после того, как увидел гибель двух человек на рельсах питерской подземки.

8 ученик: Фраза, вынесенная в название, также родом из метрополитена. По мнению автора, она вызывает чувство безысходности и даже мысли о суициде. Недаром в последние годы надпись «Выхода нет» повсеместно убирают из вагонов метро.

Лидер группы «Сплин» не спешил объяснять смысл песни «Выхода нет», и поклонники дали волю фантазии. В Сети встречаются статьи с построчным разбором текста. Авторы подобных опусов указывают на личные переживания автора, находят в отдельных фразах отсылки к наркотикам и делятся прочими высосанными из пальца умозаключениями.

К счастью, Александр Васильев рассказал, о чем песня «Выхода нет», развенчав многочисленные домыслы:

«Господи, да ведь там явно человек поет своей любимой, что у нас нет другого выхода, кроме как улететь отсюда на фиг! Мы вдвоем, и нам ничего не страшно — вот о чем эта песня. Ничего, кроме этого порыва, там нет. Сделан просто акцент на это тупое, злое «выхода нет», но не надо в эти слова упираться лбом. «Скоро рассвет, скоро рассвет» — подъем, полная перемена, полет, начало нового, неизведанного».ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ВЫХОДА НЕТ»

1 ученик: Такая же участь постигла и песню рок-группы «Наутилус Помпилиус» «Я хочу быть с тобой». Поразительно, какие только абсурдные слухи не распускались о знаменитой композиции. В излишне богатой фантазии поклонников «Наутилусов» рождались невероятные домыслы об истории создания песни и том, что означают ее слова. В большинстве нелепых легенд говорилось, что Бутусов поет о событиях, которые произошли с ним лично. Одни фанаты твердили о девушке, которая долго писала Вячеславу в армию (хотя он не служил вообще), а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа. Эту чушь даже печатали в весьма солидных газетах.

Другие не менее уверенно заявляли, что речь идет о его жене, погибшей во время пожара. (Интернет существовал не всегда – проверить информацию было не так-то просто.) Когда Бутусов впервые спел «Я хочу быть с тобой» друзьям, те категорически ее не приняли. Впоследствии многие поклонники группы также на все лады критиковали песню, считая ее слишком попсовой, хотя тех, кто считает ее одной из красивейших отечественных рок-баллад, намного больше.

Сам Бутусов последнее время говорит, что раньше исполнял эту композицию «страдальческим голосом», но сейчас «воспринимает ее гораздо глубже». По его словам, «в ней человек приходит к осознанию того, что любовь незыблема».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ»

2 ученик: В конце 80-х началась перестройка, на которую многие советские люди, и музыканты в том числе, возлагали большие надежды. Вот уже запахло свободой и подпольная музыка вдруг перестала быть подпольной. Разрешили заграничные гастроли, музыканты начали зарабатывать настоящие деньги, у многих групп появились продюсеры и финансовые руководители.

Надоедать предположениями о смысле композиции «Звезда по имени Солнце» мы не собираемся. Не подтвержденных фактами гипотез в Интернете и так хватает. Поэтому ограничимся кратким рассказом об истории песни, ставшей одной из визитных карточек группы «Кино».

Рашид Нугманов, режиссер художественного фильма «Игла», в котором главную роль сыграл Виктор, утверждал, что Цой написал «Звезду» специально для этой картины. Более того, он настаивал, что произошло это осенью 1987 года в его (Нугманова) алма-атинской квартире, где лидер «Кино» жил во время съемок. Якобы Цой сочинял песню буквально у него на глазах, но на вопросы о возможных мотивах или источниках вдохновения Нугманов отвечать неизменно отказывался.

Сам Виктор Цой, отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды» о том, на что или на кого он намекал в песне, неуверенно ответил, что «скорее, на нечто неопределенное, чем на себя». «Звезда по имени Солнце» стала заглавной песней выпущенного в 1989 году последнего прижизненного альбома Виктора Цоя.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ»

3 ученик: В 1990 году погиб Виктор Цой, не успев в полной мере насладиться свободной сытой жизнью популярного музыканта. Сначала казалось, что внезапная смерть Цоя ознаменовала последние дни советского рока, именно тогда 15 августа 1990 года закончилась его история. Советский рок умер, ведь это была музыка, направленная против запретов и ограничений, а теперь протестовать было незачем, наступило время лихой и страшной свободы. Да, советский рок умер, появился другой, российский рок - об этом свидетельствуют неослабеваемый интерес современной молодежи к рок-движению, многочисленные издания антологий рок-поэзии, творчество ваших одноклассников, но это уже совсем другая история...

ВИДЕО ГР.КИНО «ГРУППА КРОВИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефис в наречиях. Презентация к року русского языка в 7 классе

Презентация по теме: "Дефис в наречиях"  к уроку русского языка в 7 классе...

История русского рока

Дополнительный материал к уроку в 10 классе по теме "Музыка"...

Концерт-презентация "Сравнение бардовской песни и русского рока"

Концерт состоялся во Дворце творчества детей и молодёжи в 2011г....

Иван Максимович Поддубный - легенда русского спорта

Жизненный и творческий путь великого русского спортсмена И.М.Поддубного, прожившего вторую половину жизни на Кубани в г. Ейск...

Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"

Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....

Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.

В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....

Легенды моего города (на русском и английском языке)

Данный материал можно использовать на занятиях внеурочной деятельности по краеведению как небольшой экскурс в историю самого западного города нашей страны - Калининграда. Текст снабжен иллюстрациями, ...