Ценный экспонат школьного музея офорт А.И.Харшака "За что?"
статья (6 класс)

шиженская нина николаевна

Офорт подарен музею блокадным летописцем Александром Исааковичем Харшаком. Офорт "Раненый мальчик" является символом мужества  и стойкости ленинградцев в тяжелые блокадные дни. Глаза мальчика призывают и сейчас прекратить войны на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gravyura.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ценный экспонат школьного музея Героя Советского Союза М.С. Харченко школы №104 Санкт-Петербурга

Гравюра «Раненый мальчик» (1942г.) А.И. Харшак

В нашем музее М.С.Харченко школы №104 Выборгского района Санкт-Петербурга бережно хранятся 4 гравюры художника-фронтовика Александра Исааковича Харшака. Этот ценный подарок блокадный летописец передал в дар музею в 1966 г., в год 45-летия начала блокады Ленинграда.

График А. Харшак в 1941 г. ушел добровольцем в народное ополчение. Служил помощником командира батальона связи 13 стрелковой дивизии, сражался на Пулковских высотах. В боях показал себя героем. В своем дневнике фронтовик написал: «Надо, чтобы все человечество стало стеной против разрушительных средств войны, и тогда война станет невозможной». В минуты затишья он заполнял альбом рисунками для журнала «Связист». Им свойственны непосредственность живого впечатления. Документальная ценность этой военно-графической серии неоспорима: честные, настоящие, выразительные, скромные, на пожелтевшей бумаге, подчас торопливые – они предельно убедительны.

А.И. Харшак считал своей священной обязанностью донести до потомков волнующие его чувства и мысли. В 1942 г. он был переведен в редакцию газеты «Удар по врагу» Ленинградского фронта.

В холоде, во мраке, под бомбежками и обстрелами, голодные, выполняли художники свой гражданский долг. Они понимали, что их искусство – оружие большой разящей силы. Делая агитационные бомбы, они вносили свой вклад в победу над врагом.

Одним из наиболее впечатляющих антивоенных произведений   XX века стал офорт*  «Раненый ребенок» («За что?»), который является символом несгибаемой воли ленинградцев в годы блокады, своеобразной визитной карточкой художника.

«Раненый мальчик» Александра Исааковича Харшака прославился на всю страну вскоре после своего создания в непростое военное время. Этот рисунок Харшак выполнил позже в техниках литографии и офорта. И это неслучайно: данный портрет – одно из произведений, которые, увидев один раз, невозможно забыть. Взгляд зрителя встречается со взглядом мальчика, и мы невольно становимся очевидцами истории, происходившей 70 лет назад.

Рисунок был выполнен во время командировки художника в осажденный Ленинград, где в больнице К.А. Раухфуса он встретил мальчика с забинтованной головой и покалеченной рукой на перевязи. Уже 2 декабря 1942 года работа была напечатана в армейской газете «Удар по врагу» с подписью: «Четырехлетний Гена Микулинас, раненый во время артобстрела. Тогда же была убита его мать».

Итак, перед нами непридуманная история жизни. Такой короткой жизни, половина которой приходится на войну. Жизни, в которой уже нет самого важного для ребенка человека – мамы. Жизни, лишенной тех радостей детства, которые были у нас.

Портрет мальчика дан крупным планом и помещен в самом центре листа: Гена Микулинас весь перед нами, он как открытая книга. Книга с нецветными грустными картинками. Два цвета здесь невольно понимаются как борьба добра и зла, как контрасты войны. Черное стремится захватить больше места, погрузить в тень крошечную фигурку. Сухие, резкие литографские штрихи на сером фоне похожи на царапины, следы колючей проволоки. И только белоснежные бинты освещают бледное лицо этого человека. Обычно четырехлетних малышей не называют таким высоким словом – человек. Но с приходом войны детство кончается. Гена Микулинас не показан рыдающим, смертельно напуганным, озлобленным. Лишь глаза его широко распахнуты, в них отражение того ужаса, который невозможно забыть, нельзя вычеркнуть из сердца. Боль, соединенная с удивлением, немым вопросом без ответа: «За что?».

Война не сломила этого маленького Человека. Он выжил, прожил всю жизнь в пос. Металлострой и умер уважаемым человеком в 1982 г.

Но его взгляд по-прежнему призывает нас к ответу и ответственности, словно говоря: «Это не должно повториться!»

В 1943 г. рисунок был представлен на выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же выпущена почтовая карточка. Рисунки А.И. Харшака хранятся в Русском музее.

 Жуткий в своей трагичности образ искалеченного ребенка – протест против всех войн на Земле.

* Офорт – (от франц. eau-forte – азотная кислота) – вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами.

                                                      Заведующая музеем Шиженская Нина Николаевна,                                                  Лауреат Золотой Книги Санкт-Петербурга,                                                                                              Кавалер ордена Партизанская Слава Ленинграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

"Говорят экспонаты школьного музея" .Сочинение Голушко Эли, 11 класс.

"Говорят  экспонаты школьного музея". Сочинение об участнике войны Елизове Т.П. ученицы 11 класса Голушко Эли....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Экспонаты для школьного музея «Герои Советских мультфильмов»

Проект по технологии Экспонаты для школьного музея «Герои Советских мультфильмов»...

Мастер-класс «Реставрация экспонатов школьного краеведческого музея» Автор: Карачун О.А., МКОУ СОШ с. Новогромово

В документе  описаны правила реставрации металлических изделий и бумажных экспонатов....

Уникальный экспонат школьного музея « Защитникам Москвы посвящается…» - книга "Фауст", трагедия Гете

Среди экспонатов музея ГБОУ Школа № 281"Защитникам Москвы посвящается..." пожалуй, один из самых уникальных экспонатов - это книга "Фауст", трагедия Гете: «ПОЭТЫ МЫСЛИТЕЛИ&ra...