Классный час " 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста"
классный час (9, 10, 11 класс)

Балятина Наталия Фёдоровна

Классный час, посвящённый  памяти жертв Холокоста (для 9-11 классов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_holokost.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «27 января – Международный день памяти жертв Холокоста" 

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста . Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории , она была установлена Генассамблеей ООН и отсылает к событиям, произошедшим в этот день в 1945 г., когда войска Красной Армии освободили несколько тысяч узников Аушвица (Освенцима, если по-польски).

В годы  Второй мировой войны  в результате агрессии на оккупированных нацистской Германией территориях преднамеренно истреблено около 20 млн. человек , в том числе примерно 7,4 млн советских граждан. Из этих 20 млн примерно 6 млн. – евреи (2,8 млн советских евреев) , которые ввиду этнической принадлежности подлежали уничтожению. 

Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».

Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах XX в . и символизировал крематории концлагеря Освенцима.

Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?   В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.

В связи с этим, евреи были изгнаны с государственной службы, их магазины бойкотировали, книги еврейских авторов подлежали сожжению.

В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев» . В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог (еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений . Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”.

 Вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков.

На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев).Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России.

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

В годы Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.  . Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.

  По прибытии в лагерь заключенным вытатуировывали на левой руке их идентификационный номер.  

С этого момента переставали существовать имена, фамилии - все то, что выделяет человека как личность. Оставался только номер. 

Далее стригли волосы машинкой и отправляли в душ.   После этого заключенные получали грязное лагерное белье и деревянные ботинки, распределялись по баракам. Спали по девять человек на одних нарах. Ни подушек, ни одеял. Заключённые лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде. 6 дней в неделю, кроме воскресенья, заключённые были обязаны работать.

 Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста. немецкие медики совершали в том числе испытание на заключенных различных новых химических препаратов; искусственное заражение малярией, тифом.

После проведенных экспериментов большинство «подопытных» отправлялись в газовые камеры, поскольку уже не представляли ценности в качестве рабочей силы.

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме (Освенцим - город, расположенный в 65 км к западу от Кракова), где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Около 1 300 000 человек, из которых около 1 000 000 составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах.

 

27 января 1945 года Красная Армия освободила главную «фабрику смерти» нацистской Германии - концлагерь Освенцим

В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек.

В течение 1933-1945 годов погибло 6 миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей, юношей и девушек.

В 1947 году на месте Освенцимского лагерного комплекса создан государственный музей «Освенцим-Бжезинка». Ежегодно сюда продолжают приезжать люди из многих стран мира почтить наметь погибших в стенах лагеря и поразмышлять над тем, на какие зверства способен «человек разумный». 

     Массовые расстрелы. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, Польше, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся «ямы» - овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

 Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева,
получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Бабий Яр был один из самых больших на территории Киева природных оврагов. Его общая длина составляла свыше 2,5 километров, а глубина в разных районах была от 10 до 50 метров. Фашисты и их пособники использовали его как место для массового уничтожения людей. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

1945г.

27 января - Советские войска освобождают Освенцим.

11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.

8 мая - капитуляция Германии.

октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге.

В начале классного часа вы видели на слайде высказывание  И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".  Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.

(Идёт обсуждение эпиграфа к классному часу)

Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)- О чем мы сегодня говорили?

- Что такое Холокост?

- Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

- Что является причинами Холокоста?

- Кто стал его жертвами?

Учитель: Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

 Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста

Цели: Целью проведения мероприятия является формирование у детей представления о хронологии развития Холокоста; о том, какие нации стали его жертвами....

: «27 ЯНВАРЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА».

Цели: Целью проведения мероприятия является формирование у детей представления о хронологии развития Холокоста; о том, какие нации стали его жертвами.Личностные: создать условия для достижения уч...

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста

Классный час по материалам Интернет-ресурсам, посвященныйМеждународному дню памяти жертв Холокоста...

Тема «27 ЯНВАРЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА».

«27 ЯНВАРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА».  2.Вид ресурса:            презентация3.Цель ...

Открытое воспитательное мероприятие «27 января - День снятия блокады Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. ...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...