МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
методическая разработка

Елена Станиславовна Фесенко

Воспитательное мероприятие —  одно из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения. Представлена концепция подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия. Каждое воспитательное мероприятие представляет собой элемент развития воспитательной работы и её постоянного улучшения. В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1.1 Общие положения

Воспитательное мероприятие —  одно из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить  качественное  повышение его эффективности.

Каждое воспитательное мероприятие представляет собой элемент развития воспитательной работы и её постоянного улучшения.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции,  включая цель и задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

1.2 Подготовка внеклассного мероприятия

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей обучающихся
  • Продумать об оптимальной занятости обучающихся в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

  • В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
  • Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
  • Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
  • Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
  • Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
  • Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

1.3 Примерная структура внеклассного мероприятия

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна точно отражать содержание:

«Легенды Старой деревни»

«Подвиг Ленинграда в блокаду»

Цель

Формулируется общее направление мероприятия, это конечный результат:

- Сохранение и укрепление здоровья детей через…

- Оказание психологической помощи обучающимся

- Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата: четкие,  направленные на развитие конкретных качеств учеников, отражать содержание мероприятия:

- Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства

- Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности

- Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности

Формы, методы и приемы

Подбирать в соответствии с темой, с учетом возраста обучающихся:

- Формы (тематический вечер, развлекательная программа, КВН, викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)

- Методы и приемы (беседа, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

Материал и оборудование

карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

   

Приложение №1

Разработки внеклассного мероприятия «Легенды Старой деревни».

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о родном районе.

Задачи:

  • формировать ценностные отношения к малой Родине
  • развивать познавательную активность детей
  • воспитывать патриотические чувства к своему району, уважение к культуре и традициям Санкт-Петербурга
  • развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма игра-акция

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов Старой деревни, создание проекта

Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи, клей, ножницы, цветные и простые карандаши, ластик, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

     Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

      Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

      Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

      Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

      С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

       Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и обучающимися образовательного учреждения.

       Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....

положение о проведении открытого внеклассного мероприятия "Широкая Масленица"

спортивное мероприятие, посвященное празднику Масленица...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...

Из опыта работы. Презентация проведения открытого внеклассного мероприятия. Все мы разные, но мы едины.

        В настоящее время одной из наиболее важных проблем российского общества является проблема воспитания толерантности, особенно в молодежной среде. ТОЛЕРАНТНОСТЬ /с лат...

Сертификат за проведение открытого внеклассного мероприятия на тему "Столетие Российской армии"

Сертификат за проведение открытого внеклассного мероприятия на тему "Столетие Российской армии"...

Методическая разработка "ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД"

Занятие в УДОД. Что это такое?Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного проце...

Методическая разработка урока-игры для учащихся 8-го класса. Внеклассное мероприятие «12 апреля – День Космонавтики»

Методическая разработка урока-игры для учащихся 8-го класса. Внеклассное мероприятие «12 апреля – День Космонавтики»...