Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий
статья

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. 

Школьная газета – это мощное  средство воспитания и повышения интереса к учебе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

       Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». 

        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. 

Педагог и его уроки  в формировании УУД  учащихся играют важную роль. Но и внеурочная деятельность  предоставляет широкие возможности для их развития.

       

  Особое место в формировании УУД  всех видов занимает кружковая работа.    Я в 6 классе являюсь не только учителем русского языка и литературы, но и классным руководителем. В своем классе я веду занятия кружка «Юный журналист». Будучи учениками 4-го класса, мои ребята начали выпускать школьную интернет-газету «М@лекулы».  В прошлом учебном году мы продолжили работу, начатую ими с их  первой учительницей.

Школьная газета – это мощное  средство воспитания и повышения интереса к учебе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.         Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в такой работе поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Каждый может проявить себя в полной мере. Тот, кто обладает творческими способностями, пишет материал для рубрики «Проба пера», кто любит фотографировать, исполняет роль фотокорреспондента. Часто ребята меняются ролями, каждому хочется попробовать взять интервью, поработать на компьютере, когда готовится статья, или отредактировать уже полученный материал. Такая работа способствует взрослению ребят, они чувствуют ответственность.  Работа в команде - дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Приобретенные навыки сотрудничества, умение поддерживать единый рабочий механизм - важные, незаменимые качества, необходимые для взрослой жизни. Это и есть коммуникативные УУД. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Интернет-газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с нее, она не требует больших затрат, выпускается в электронном варианте и выставляется на сайте школы. Многие ребята имеют сотовые телефоны с функцией диктофона, это незаменимая вещь, которая помогает брать интервью, фотоаппараты тоже теперь не редкость. Все это облегчает работу юных корреспондентов.

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают компьютерные программы, с помощью которых верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Наша газета создавалась не только для обучающихся и учителей, но и для родителей. Школьная газета для  родителей:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения. (Например, в создании последнего номера нашей газеты принимали участие и родители, к 70-летию Сталинградской битвы взять интервью у участника Великой Отечественной войны помогала мама одной нашей начинающей журналистки, в итоге получилась статья «Воспоминания ветерана». Эта работа будет продолжена в следующем номере – мы готовим новую статью.)

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

           На занятиях  кружка формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у учителя, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов.

Следующий вид внеурочной деятельности, позволяющий формировать УУД - это конференции.  Такая форма внеклассной работы, как конференция известна достаточно давно. Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно-исследовательские или научно-практические конференции. Такие конференции проходят в школах, где организованно действует научное общество учащихся. В ходе конференции учащиеся имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез. Но это в основном работа с одаренными детьми. Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в таких конференциях, занимают призовые места. Кстати работа в кружке «Юный журналист» помогает участвовать и в научно-практической конференции, например, самый активный участник нашей редколлегии Митрофанова Мальвина – автор нескольких публикаций в нашей газете, начинающий поэт, выступила на научно-практической конференции в секции «Творчество», она представила свою работу «В моей душе рождаются стихи» и первую книжку стихов. Другая девочка, работая над статьей к юбилею Сталинградской битвы, увлеклась историей своей семьи и тоже приняла участие в конференции в секции «Отечество» с работой «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи».
Научно-исследовательские конференции помогают развивать у учащихся коммуникативные умения: умения логически выстраивать свое выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора.

Но я хочу остановиться подробнее на читательских конференциях учащихся. В  сегодняшней школе, на мой взгляд, они незаслуженно забыты или используются крайне редко. А ведь педагоги-предметники, говоря об учебных достижениях учащихся по учебным предметам, часто жалуются на то, что учащиеся не умеют и не хотят читать.

Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 в  г. Москве В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социологического опроса), растет число россиян, не читающих книги, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

 Основная цель читательских конференций - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора  учащихся, познавательного интереса.

Их  уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов. На таких конференциях продуктивна интеграция с другими видами искусств: живописью, фотографией, музыкой, кинематографом. Наиболее эффективно используются следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный, сравнительно-сопоставительный, исследовательский. Учащиеся с интересом подходят к творческим работам (рецензиям, эссе, стилистическим экспериментам). Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому читательская конференция  должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к такой работе в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке конференции проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление конференции.


          При планировании читательской конференции желательно:

1. Побеседовать с учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить литературные произведения и авторов, с творчеством которых можно связать тему будущей читательской конференции.
2. Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
- Любишь ли ты читать?
- Читаешь ли ты регулярно программную литературу?
- Какие жанры художественной литературы тебя привлекают?
- Какую книгу ты хотел бы предложить для чтения и совместного обсуждения в классе?
- Какую роль ты отводишь себе в подготовке такой  конференции?
3. Изучить приоритеты читательских интересов сегодняшней молодежи.
          Методика подготовки  читательской конференции:
• Определение темы читательской конференций.
• Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
• Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
• Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
• Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
• Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
• Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
• Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
• Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
• Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Возможные темы читательских конференций
- Книги детства моих родителей и моего детства.
- Афоризмы художественных произведений прошлого и современности.
- «Мелочи жизни» в литературных произведениях.

Форма проведения тоже может быть разная:
1) турнир литературных героев,
2) театр миниатюр,
3) литературный ринг,
4) литературная гостиная писателя,
5) праздник встречи с любимой книгой,
6) литературная встреча.

В своем классе я проводила читательские конференции по произведениям А. Грина, по повести В. Железникова «Чучело» под названием «Можно ли оправдать жестокость». Сейчас с 6-классниками готовимся провести конференцию по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Если первые две конференции проходили по моей инициативе, то повесть Б. Полевого предложили сами ученики, один из инициаторов – трудный подросток, который в прошлом году много пропускал уроков без причины, учится слабо, хотя способный, но любит читать и активно участвует в подготовке читательских конференций, а также является членом кружка «Юный корреспондент», работая  над выпуском школьной интернет-газеты в роли верстальщика номера.

Таким образом, организация внеурочной деятельности с позиций формирования УУД обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач  жизнедеятельности  учащихся. Однако  все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, как бы он ни учился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

«Исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий»

Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативн...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....

Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....