План групповой работы с классом по улусному проекту «Самый читающий класс» педагога-библиотекаря по развитию интереса к чтению МБОУ «Тумульская СОШ»
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Десяткина Елена Степановна

Цель:

создание условий для развития у учащихся интереса к чтению, обеспечивающих формирование духовно зрелой, образованной и социально ценной личности.

Задачи:

·         повышение интереса к чтению;

·         - повышение образовательного и культурного уровня ученика;

·         -формирование духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления школьников;

·         - формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.

Основные этапы реализации:

1 этап: 2019 – 2020 учебный год, пятый класс

2 этап: 2020 – 2021 учебный год, шестой класс

3 этап: 2021 – 2022 учебный год, седьмой класс

4 этап: 2022 – 2023 учебный год, восьмой класс

Основные направления деятельности

·         Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

·         Расширение литературно-образовательного пространства учащихся;

·         Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

·         Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.

Актуальность проекта.

Интерес к чтению является важным условием повышения грамотности людей, что во многом определяет качество трудовых ресурсов, уровень общего образования, доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам. Век видео и компьютеров привёл к падению интереса к чтению.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают  школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.

Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием. Сегодня школьники больше времени проводят с телефоном и компьютером, чем с книгами. А для развития полноценного навыка чтения одних уроков недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической деятельности, направленной на решение этой проблемы.

На решение этих проблем направлен улусный проект «Самый читающий класс».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samyy_chitayushchiy_klass_1.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

План групповой работы

с классом по улусному проекту «Самый читающий класс»

педагога-библиотекаря для развитию интереса к чтению

МБОУ «Тумульская СОШ»

Цель:

создание условий для развития у учащихся интереса к чтению, обеспечивающих формирование духовно зрелой, образованной и социально ценной личности.


Задачи:

  • повышение интереса к чтению;
  • - повышение образовательного и культурного уровня ученика;
  • -формирование духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления школьников;
  • - формирование единой читательской общности – Школа, Библиотека, Семья.

Основные этапы реализации:

1 этап: 2019 – 2020 учебный год, пятый класс

2 этап: 2020 – 2021 учебный год, шестой класс

3 этап: 2021 – 2022 учебный год, седьмой класс

4 этап: 2022 – 2023 учебный год, восьмой класс

Основные направления деятельности

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
  • Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.

Актуальность проекта.

Интерес к чтению является важным условием повышения грамотности людей, что во многом определяет качество трудовых ресурсов, уровень общего образования, доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам. Век видео и компьютеров привёл к падению интереса к чтению.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают  школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.

Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием. Сегодня школьники больше времени проводят с телефоном и компьютером, чем с книгами. А для развития полноценного навыка чтения одних уроков недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической деятельности, направленной на решение этой проблемы.

На решение этих проблем направлен улусный проект «Самый читающий класс».


Содержание деятельности

Главное направление работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагаю решение следующих задач:

развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

стимулирование творчества детей.

Систему работы по развитию интереса к чтению школьников можно представить в виде схемы:

урок литературного чтения;

внеклассные занятия;

совместная работа с библиотекой;

работу с родителями.

В основе моей работы лежат приемы развития критического мышления через чтение:

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Прием «Чтение с остановками».

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

1. Прием «Ассоциация»

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые также записывает на листе бумаги или доске.

2.Прием «Ключевые слова».

После объявления темы  учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы графической организации учебного материала:

1.Прием «Составление кластера».

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

2.Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Я использую следующие формы внеклассных занятий:

  • дискуссия;
  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • беседа-"приманка";
  • состязание чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • библиотечный час;
  • час "тихого чтения".

Центральным звеном в моей работе по развитию читательского интереса является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:

игры и упражнения по развитию речи;

литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

литературные викторины;

"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Организация разнообразных форм работы с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую следующие формы работы с родителями:

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
  • групповая (тематическая консультация);
  • индивидуальная (консультация).

Ожидаемые результаты:

  • возрастёт читательская активность;
  • улучшится техника чтения;
  • облегчится процесс учёбы, улучшится успеваемость;
  • чтение поможет воспитанию духовно-моральных ценностей;
  • увеличение числа участников конкурсов,
  • акций, мероприятий.

Выводы:

1. Работа по развитию читательского интереса учеников должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;

2. Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

3. Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;

                 Достижения класса :

Год

Самый читающий класс»

Класс

результат

2019 – 2020

Результаты теста по летнему чтению – 29,5 балл

5

Участие

2020 – 2021

Итоговая контрольная работа по годовому чтению -  55,5 балл

6

1 место

2021 – 2022

Результат олимпиады по чтению -  45,5 балл

7

3 место

2022 – 2023



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самый читающий класс

Библиотечный урок - игра для 4-х классов....

Самый читающий класс

Библиотечный урок - игра для 4-х классов....

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

Рост читательской активности подростков посредством участия в проекте «Самый читающий класс»

           Проектом «Самый читающий класс» руководит отдел содержания общего образования МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...