Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Российское Движение Школьников» Направление: Социально – педагогическое Возраст учащихся: 7-18 лет
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ларина Екатерина Сергеевна

 

 Программа направлена на развитие личности в четырех направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pfdo_2020-2021_rdsh.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени П.И.Батова

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОШ № 20 имени П.И.Батова        

С.В.Кочегарова

____________________________

Приказ № _______

От « »___________20__г.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Российское Движение Школьников»

Направление: Социально – педагогическое

Возраст учащихся:  7-18 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

Автор - составитель:

Ларина Екатерина Сергеевна,

Педагог-организатор

2020 год

Пояснительная записка

 Программа направлена на развитие личности в четырех направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное.

Личностное развитие.

Творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии.

Творческое развитие:

-Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;

-Поддержка детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;

-Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов;

-Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;

Популяризация ЗОЖ среди школьников:

-Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов;

-Организация туристических походов и слетов;

-Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;

-Поддержка работы школьных спортивных секций;

-Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

Популяризация профессий:

-Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;

-Популяризация научно-изобретательской деятельности;

-Поддержка и развитие детских проектов;

-Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов.

Гражданская активность

Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев.

Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни. - Популяризация и пропаганда в электронной среде социальной активности по отношению к  пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, бездомным животным.

-создание социальной рекламы

-Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

- Проведение экоуроков, экологических акций и флешмобов в электронной среде

Поисковая деятельность - это возможность отправиться в настоящую поисковую экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об исторических событиях и судьбах Героев Отечества, присоединиться к одному из отрядов Поискового движения России.

Краеведение, школьные музеи - это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны.

- создание документальных видеороликов об истории и культуре Малой Родины

- Создание виртуальных экскурсий по музеям школы.

- создание творческих игровых видеороликов, раскрывающих направление деятельности музея.

Военно-патриотическое направление

Юнармейцы, юные друзья полиции, юные инспектора движения

Работа военно-патриотических клубов и вовлечение в неё детей

Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России. - Реализация образовательных программ в электронной среде – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.

- Создание видеороликов,   направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

-Создание цикла видеороликов «Дети о Победе»

- Участие в флешмобах, акциях, посвященных Великой Победе.

- Проведение видеоконференций,  уроков мужества

Поисковая деятельность

-  поиск информации об исторических событиях и судьбах Героев Отечества.

- создание документальных видеороликов о событиях ВОВ  и дальнейшее  использование их на уроках мужества.

Информационно-медийное направление

Большая детская редакция, создание школьных газет, радио и телевидения, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки

Поддержка талантливых юных журналистов;

Создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;

Повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;

Большая детская редакция;

Создание единого медиапространства для школьников;

Проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников;

Проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.

 Программа рассчитана на следующие уровни образования: Среднее общее и основное общее образование

  1. Актуальность

Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально­ активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию; способствует профессиональному самоопределению детей и молодёжи, так как приобретённые знания и умения  позволяют сформировать навыки организаторской деятельности, необходимые во взрослой жизни.

1.3  Цель и задачи программы:

Цель: содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Задачи:

Воспитательные:

– содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

– объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения или содействующих формированию личности;

Развивающие:

– сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;

- формирование виртуального фонда, социальной активности и инициатив учащихся

– ведение издательской и информационной деятельности;

– поддержка детско-юношеских объединений и других структур;

– развитие детско-юношеских обществ и организаций;

– осуществление взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, научными, образовательными, спортивными и иными учреждениями по вопросам деятельности Организации;

Образовательные:

– проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад на виртуальной платформе, участие в обучающих вебинарах;

– осуществление просветительской деятельности;

– организация физкультурно-спортивного досуга среди подросткового поколения;

– осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

– участие в установленном порядке в работе общественно-государственных и общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную и спортивную, а также благотворительную направленность;

Программа «Российское Движение Школьников»  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Данная программа актуальна для учащихся с активной жизненной позицией, нацеленных на самореализацию в различных направлениях деятельности.

Формы деятельности – групповые (благотворительные акции,  молодёжные форумы и слёты, мероприятия школьного, муниципального и регионального уровня)

-индивидуальные (тренинг, тематические занятия, консультации по проведению мероприятий)

1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы

Обучающиеся научатся:

– осуществлять деятельность, способствующую формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

– свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели, задачи в информационных ресурсах;

– участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами;

– создавать проекты;

– организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные публичные мероприятия;

– осуществлять издательскую деятельность по выпуску газет, сборников творческих работ, видероликов, информационных  агитирурующих буклетов.;

– представлять и защищать свои права, законные интересы участников Организации, детских и юношеских объединений и организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

– осуществлять благотворительную деятельность;

– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни;

– участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– оказывать консультативную помощь;

– организовывать и проводить конкурсы, фестивали, олимпиады, семинары, курсы, лекции, практикумы, мастер-классы и т.п.

Обучающиеся смогут научиться:

– проводить социологические исследования и мониторинги, заниматься научно-исследовательской деятельностью;

– осуществлять информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность в целях сохранения, пропаганды и распространения знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;

– издавать (выпускать) и реализовывать книжную, аудио, видео и иную полиграфическую продукцию;

–  сотрудничать с международными общественными объединениями, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи.

Мониторинг результатов освоения программы.

Входная и итоговая диагностика: анкетирование (выявление степени заинтересованности обучающихся в занятиях), текущий контроль (наблюдения за развитием интереса к занятиям и выступлениям обучающихся, опрос детей и родителей о степени удовлетворенности занятиями, выявление потребностей заинтересованных сторон), наблюдение за степенью активности участия обучающихся в социально – значимой деятельности (уровень рейтинга активитов РДШ, личная заинтересованность). 

Оценочные материалы:

-анкеты (на предмет мотивации, круга интересов и потребностей подростков;

-тесты (психологические особенности подростков, по направлениям работы РДШ);

-квест-игры по истории России,  детскому, молодёжному движению, различным направлениям деятельности РДШ;

-презентации;

-творческие проекты в рамках участия во всероссийских конкурсах, фестивалях, акциях;

-выпуск стенгазет, видеороликов, буклетов, статей, сборников творческих работ.

Для отслеживания состояния и развития детского объединения «РДШ» используются различные формы диагностики (приложение 1):

- Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

- Экспресс-тест «Лидер ли я?».

- Тест « И Лидеры бывают разные»

- Стена гласности

- Экран соревнования (Пирамида личностного роста лидера).

          По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.

Содержание программы

1.Личностное направление (14 часов)

Организация заседаний Большого ученического совета с целью изучения направлений деятельности РДШ, символика и атрибутика РДШ. Создание официального брендбука. Организация и проведение мероприятия ко дню

Учителя, разработка декорация и атрибутики. Организация и проведение классных часов по презентации РДШ в начальной школе

организация и оформление  проекта «Новогодняя неделя», дня рождения РДШ, организация и проведение итогового праздника «Апельсин» и   «Последнего звонка»

2.Военно-патриотическое направление ( 6 часов)

Особенности организации мероприятий в

формате «День единых действий». Организация и проведение мероприятие по профилактике безопасного поведения среди учащихся

Популяризация музейного дела и краеведения, организация музейных уроков, участие в событиях, посвящённых памятным датам Военной истории России. Организация и проведение мероприятия , посвященного Дню защитника Отечества Организация мероприятий «Музей в чемодане», Митинга, посвященного Дню Победы.

3.Гражданская активность (7 часов)

Организация и проведение социальных акций и волонтёрской деятельности в ОУ и микрорайоне, участие в благотворительных акциях города. Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков, лимонадов, фастфуда.

Разработка и оформление мероприятия ко дню пожилого человека.

Популяризация деятельности волонтёрского отряда – организация встреч с младшими школьниками, классные часы на тему:  «Особенности волонтерской (добровольческой)деятельности.». Изучение и охрана природы и животных

родного края. Организация и проведение мероприятия по защите окружающей среды. Организация и проведение акции «Спешите делать добро» (сбор корма бездомным животным, патрулирование на пешеходных переходах в микрорайоне)

4.Информационно-медийное направление ( 7 часов)

Проведение тематических занятий на тему: Особенности создания ИМЦ (информационно-медийных центров) РДШ. Организация иформационно-медийного взаимодействия участников РДШ, СМИ. Выпуск видео роликов : Школьные новости, скетчи на тему «Я и моя школьная жизнь»

Календарный график

Год обучения

Дата начала занятий по программе

Дата окончания занятий по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2020

25.05.2021

34

34

34

1 раз в неделю

Раздел

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностное развитие

14

Организовать мероприятия, направленные на развитие личности.

Поддержать работу школьных спортивных секций.

Проводить акции, квесты, конкурсы.

Планировать программу личностного роста.

Гражданская активность

7

Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия.

Попробовать себя в роли волонтёра спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней.

Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийских общественных движений «Волонтёры медики», «Волонтёры Победы».

Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.

Военно-патриотическое направление

6

Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.

Помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.

Информационно-медийное направление

 

7

Уметь рефлексировать опыт персональной и совместной деятельности с другими людьми.

Освоить социокультурные нормы, образцы, способы действий и правила поведения.

Презентовать личные и коллективные результаты и достижений.

осуществлять информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность в целях сохранения, пропаганды и распространения знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;

Всего:

34

 

Методическое обеспечение

Для проведения занятий необходимы:

материалы и инструменты:

•        бумага белая и цветная, ватман

•        цветные карандаши, фломастеры, краски

•        ножницы

•        скотч

•        степлер

технические средства:

•        переносной компьютер (ноутбук)

•        интерактивная доска с проектором

•        видеокамера, фотоаппарат

дидактический материал:

•        календарь событий Ярославского отделения РДШ

периодическое печатное издание – газета «76 в тренде»

публикации о деятельности РДШ в интернет -пространстве

презентационное оборудование:

форма (футболки, значки  и платки с логотипом РДШ)

№ п/п

Содержание (наименование)

Раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Устав задачи и положения  РДШ

 1

1

Заседание актива РДШ

2

Изучение направлений деятельности РДШ

Символика и атрибутика РДШ.

Официальный брендбук.

1

1

Семинар

3

Организация акций социальной направленности.

Разработка и оформление мероприятия ко дню

пожилого человека.

1

1

Концерт

4

Разработка и оформление мероприятия ко дню учителя, создание поздравительного Видеоролика.

1

1

Концерт

5

Разработка декораций для оформления мероприятий РДШ

1

1

Творческая работа

6

Разработка мероприятий направленных на

популяризацию направлений РДШ.

1

1

Презентация,

Интерактивное занятие

7

Особенности организации мероприятий в

формате «День единых действий».

1

1

Лекция

8

Особенности волонтерской (добровольческой)

деятельности.

1

1

Круглый стол

9-10

Изучение и охрана природы и животных родного края. Организация и проведение мероприятия по защите окружающей среды

2

2

Акция,Флешмоб

11-12

Онлайн –конференция «Презентация РДШ в начальной школе»

2

1

1

Презентация,

Интерактивное занятие

13

Особенности создания ИМЦ (информационно-медийных центров) РДШ.

1

1

Дискуссия

14-15

Подготовка и реализация  проекта «Новогодняя неделя»

2

2

Концерт

Конкурс-выставка

Дискотека

16-17

Популяризация здорового образа жизни и

спорта.

2

1

1

 Соревнования

Флешмоб

18

Выпуск буклетов о вреде энергетических напитков, лимонадов, фастфуда

1

1

Акция

19-20

Популяризация музейного дела и краеведения. Создание Буктрейлера

2

1

1

Акция

21-22

Организация и проведение мероприятия , посвященного Дню защитника Отечества

2

1

1

Концерт

23-24

Организация и проведение мероприятия, посвященного Международному женскому дню

2

1

1

Концерт

25-26

Организация и проведение акции «Спешите делать добро».

2

2

Акция

27

Иформационно-медийное взаимодействие

участников РДШ. СМИ.

1

1

Практическое задание

28

Особенности создания ИМЦ (информационно-медийных центров) РДШ.

1

1

Дискуссия

29

Организация и оформление дня рождения

российского движения школьников.

1

1

Концерт

30

Организация мероприятий посвященных Дню авиации и космонавтики

1

1

Блиц-опрос

31

Организация и проведение Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

1

1

Показ тематических документальных роликов

32

Организация мероприятий «Музей в чемодане», Митинга, посвященного Дню Победы, онлайн марафон «Мой герой на карте города»

1

1

Выставка,

Митинг

33

Организация и проведение итогового праздника «Апельсин» и   «Последнего звонка»

1

1

Концерт

34

Итоговое занятие

1

1

Круглый стол

34

15

19

Список литературы

Литература для педагогов

1. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320 

2.Волохов А.В. Технология и программы организации семинаров по самоуправлению в детских коллективах./А.В.Волохов, И.И.Фришман.-М.:ГОУ«Центр развития системы дополнительного образования детей.-2015.

3.Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство.../Г.Ф.Гаврилычева.-М.:ФДО«ЮнаяРоссия».-2013.

4.Дедов А. Деятельность старшего вожатого по руководству детско-юношеским общественным объединением./А.Дедов, при участии Козловой Ю. и Самойловой М.-Курган:ГУ«Центрмолодёжныхинициативипрограмм».2012.

5.ДедовА.Изучаем детский коллектив./А.Дедов Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2012.

6.Дедов А. Компас в вашей работе./А.Дедов.-Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2012

7.Культяпова Ж.В. Хочу быть лидером!-Выпуск3/Ж.В. Культяпова.-Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии».-2014

8.Молодые лидеры России: Методические рекомендации по организации профильной смены.-Владивосток: Всероссийский детский центр«Океан».-2005.

9.Организация деятельности общественного объединения в школе. Из опыта работы Российского Союза Молодежи - М.-2016.

10.Поповичева О.Н. Думая вместе./О.Н. Поповичева .- Орел.-2011.

11.Ромулус О.В. Книга вожатого./О.В. Ромулус. - Воронеж: ГУ «Областной молодёжный центр».-2014.

12.Ромулус О.В. Вестник содружества./О.В. Ромулус О.В.-Воронеж: ГУ «Областной молодёжный центр».-2015.

13.Ромулус О.В. Уроки истории./О.В.Ромулус.-Воронеж: ГУ «Областной молодёжный центр».-2005.

14.Савинкова Д.С. Игра и творчество./Д.С. Савинкова.-Воронеж: ГУ «Областной молодёжный центр».-2014.

15.Фришман И.И. Тебе, вожатый!/И.И.Фришман.Выпуск4.-Н.Новгород:ООО «Педагогические технологии».-2015.

16.Л.Б.Малыхина и др. «Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование.Реализация.Экспертиза»,Волгоград,Издательство«Учитель»,2013год.

Для обучающихся:

1.Беляев В.Н. В гостях у радости./В.Н. Беляев, Ю.Н.Таран.-Липецк.-2017.

2.Воронкова Л.В. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно ролевые игры. /Л.В.Воронкова.-М.: Педагогическое общество России.-2015.

3.Вуд Д. Игра? Ура!100 шумовых и подвижных скаутских игр./Дейв Вуд-Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2011.

4.Гапонова Н.Л. Весёлые каникулы./Н.Л. Гапонова, Н.Л. Поспелова.-Погорельский ДДТ«Солнышко»-Шадринск.-2005.

5.Дедов А. Конкурсные программы на любой случай.Выпуск1,2,3./А.Дедов, С. Краснобаева.- Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2016.

6.Дедов А. Игры на празднике и прогулке./А. Дедов.- Курган :ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2012.

-интернет - источники:

Методические материалы «Российское движение школьников».https://рдш.рф Методические материалы «Российское движение школьников».

https://рдш.рф11.

Методические материалы «ЮнАрмия».http://юн-армия.рф

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.ЖАРИКОВ, Е.КРУШЕЛЬНИЦКИЙ)

Шкалы: уровень лидерских качеств

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

ТЕСТ

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
   1. да;
   2. нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
   1. да;
   2. нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
   1. да;
   2. нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
   1. да;
   2. нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
   1. да;
   2. нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
   1. да;
   2. нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
   1. да;
   2. нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
   1. да;
   2. нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
   1. да;
   2. нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
   1. да;
   2. нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
   1. да;
   2. нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
   1. да;
   2. нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
   1. да;
   2. нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
   1. да;
   2. нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
   1. да;
   2. нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
   1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;


   2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
   1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
   2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
   1. с покорными людьми;
   2. с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
   1. да;
   2. нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
   1. да;
   2. нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
   1. да;
   2. нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
   1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;


   2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
   1. да;
   2. нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
   1. да;
   2. нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
   1. да;
   2. нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
   1. самый компетентный человек;
   2. тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
   1. да;
   2. нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
   1. да;
   2. нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
   1. тот, который все решает сам;
   2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
   1. коллегиальный;
   2. авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
   1. да;
   2. нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
   1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;


   2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
   1. промолчите;
   2. будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
   1. да;
   2. нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
   1. да;
   2. нет.
36. Что бы вы предпочли?
   1. работать под руководством хорошего человека;
   2. работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
   1. согласен;
   2. не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
   1. да;
   2. нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
   1. да;
   2. нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
   1. опускаете руки;
   2. появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
   1. да;
   2. нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
   1. да;
   2. нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
   1. введу нужные изменения немедленно;
   2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
   1. да;
   2. нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
   1. да;
   2. нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
   1. да;
   2. нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
   1. художником, поэтом, композитором, ученым;
   2. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
   1. могучую и торжественную;
   2. тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
   1. да;
   2. нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
   1. да;
   2. нет.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

• Если сумма баллов оказалась 
менее 25, то качества лидера выражены слабо.
• Если сумма баллов в пределах 
от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
• Если сумма баллов оказалась 
от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
• Если сумма баллов 
более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
• Настойчив, умеет разумно рисковать.
• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
• Надежен, держит слово, на него можно положиться.
• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.


Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

Б) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.


Тест «Я – лидер» для 5-8 кл.


Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».


Вопросы к тесту «Я – лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12.Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18.Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда всё получается.

23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ребенок был неискренним в самооценке.


ТЕСТ "И ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ"

Попробуйте проэкзаменовать себя: "да", "нет", "не знаю".


1. Уже в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.
2. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями господствовать над другими.
3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.
4. Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.
5. Согласен с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.
6. Не все, возможно, догадываются, что "брать все на себя" мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.
7. По-моему, большинство проблем у нас возникает из-за недостатка лидеров с "железной рукой".
8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не нужно много времени, чтобы поступить правильно.
9. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.
10. Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.
11. Мне не чужды мечты о "тихой пристани".
12. Думаю, что подчиненному просто необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.
13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден просить о чем-то.
14. Часто сталкиваюсь с ситуацией, в которой кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно. 15. Мне кажется, что мой характер похож на отца, который был опорой в
семье. 


"Да" - 10 очков, "нет" - 0 очков, "не знаю" - 5 очков.


150-100 очков. Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и должно быть. И такому поведению вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставлять выполнять работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте ваших подчиненных говорит: "Дай передохнуть!
99-50 очков. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет - вот ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите, если нужно - уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.
49-0 очков. Ваши ответы характерны для "психологического ужа". Вы способны проглотить любой упрек, даже если это и необязательно; всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность - ищите в других недостающие вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для вас жизнь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

программа дополнительного образования по информатике для старшей и подготовительной группы....

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности

    В настоящее время назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. В основ...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность

Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский с увлечением» Направленность: социально-педагогическая Срок реализации: 1 год

Предлагаемая программа «Английский с увлечением» имеет социально – педагогическую  направленность и предназначена для дополнительного образования детей в возрасте от 7 до 8 лет....