«Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства.»
статья

Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства. Данная тема актуальна для классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства.»

Выполнила: Учитель технологии

ФИО:Дворяткина Н.Ю.

Социальное партнерство семьи и школы

Кризисные явления в семейной сфере, которые нарастали в течение последних десятилетий, повлекли за собой изменения воспитательного потенциала семьи. Отмечают снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи, ухудшение взаимодействия родителей и детей и, как следствие многочисленные проблемы детства. В этой ситуации семья остро нуждается в педагогической поддержке.

Очевидно и снижение воспитательных возможностей образовательных учреждений. Причины этого хорошо известны: уничтожающая критика советского воспитания, повлекшая за собой обесценивание воспитания в сознании педагогов; масштабное недофинансирование воспитательной практики и инфраструктуры воспитания в школе; чрезмерная бюрократизация т.д. Выход школы из кризиса воспитания, по мнению многих авторов невозможен без участия семьи.

Снижение воспитательных возможностей школы и семьи отразилось на характере их взаимодействия, привело к обострению взаимных требований и претензий. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, экономией на воспитательных усилиях во многих семьях. Родители жалуются на низкий уровень педагогического профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни.

Таким образом, для развертывания социального партнерства школы и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия:

- формирование готовности педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в сфере воспитания;

- выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов во взаимодействии, потребностей, воспитательных ресурсов сторон;

- формирование стратегии социального партнерства;

- формирование управляющей системы социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания;

- формирование нормативно-правовой базы социального партнерства школы и семьи.

Названные условия можно рассматривать как задачи школы, инициирующей развитие партнерских отношений с семьей. Они же могут определить различные логики программ школы по переводу взаимоотношений школы и семьи на партнерский уровень.

Можно выделить несколько типов социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания:

• коммуникативно-дидактическое, состоящее во взаимообучении через общение педагогов и родителей по вопросам воспитания;

• управленческое, проявляющееся через совместное управление педагогами и родителями воспитательным процессом школы;

• экспертное, состоящее в совместной экспертизе педагогами и родителями воспитательного процесса школы;

• проектно-деятельностное, реализующееся через разработку и осуществление школой и семьей совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

• консультативное, выражающееся через профессиональное консультирование педагогами и родителями друг друга.

Для инициирования и развертывания (школой социального партнерства с семьей в сфере воспитания необходимо создание следующих организационно-педагогических условий:

- формирование готовности педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в сфере воспитания (формирование позитивного отношения к социальному партнерству с семьей через трансляцию положительного опыта, овладение знаниями теоретических основ и технологиями социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания);

- выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов во взаимодействии, потребностей, воспитательных ресурсов сторон;

- формирование стратегии социального партнерства (разработка модельного представления системы социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания с выбором наиболее приемлемых содержания и форм для конкретной школы, презентация новой позиции школы в отношениях с семьей);

- формирование управляющей системы социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания;

- формирование нормативно-правовой, базы социального партнерства школы и семьи на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, принципов, критериев и показателей эффективности работы;

- создание переговорной площадки, удобной для; школы и семьи, для согласования взаимных интересов В1 сфере воспитания и возможностей их реализации;

- формирование информационного пространства социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания.

Названные условия можно рассматривать как задачи школы, инициирующей развитие партнерских отношений с семьей. Они же могут определить различные логики программ школы по переводу взаимоотношений школы и семьи на партнерский уровень.

Анализ путей эффективного взаимодействия школы и семьи позволяет выделить характеристики, которыми должно обладать продуктивное, развивающее взаимодействие школы и семьи:

- субъекты взаимодействия должны осознавать ценности и смыслы взаимодействия, опираться на сферу пересечения актуальных потребностей и на знания воспитательных ресурсов друг друга;

- целью взаимодействия должна быть актуализация имеющегося в семье и школе позитивного воспитательного потенциала;

- взаимодействие должно опираться на принципы: открытости, добровольности, взаимной ответственности, партнерства и равноправия, обеспечения и приоритета субъектной позиции всех участников, согласования, интеграции;

- содержание взаимодействия должно осуществляться в разнообразных сферах и направлено на различные виды совместной деятельности;

- взаимодействие должно быть управляемым, осуществляться через разнообразные формы и методы, приоритетными среди которых являются диалоговые.

Сегодня родители оказались под своеобразной «информационной лавиной», им, как никогда, необходим доброжелательный и компетентный проводник в мире образования и воспитания. Это позволит каждой семье выстроить собственную педагогическую стратегию. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Им требуется комплексное сопровождение, которое на разных ступенях образования ребёнка должно иметь разную интенсивность, объём и направленность. Одно лишь должно оставаться неизменным: родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное развитие взаимодействия с ней. Системой же можно назвать только совокупность связанных между собой элементов, объединённых общей целью функционирования, единства управления и выступающих как целостное явление во взаимодействии со средой. Работа должна строится не от праздника к празднику, а иметь своеобразную мотивационную сетку, когда родители вместе с педагогическим коллективом и постепенно становятся готовыми к партнёрскому взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни.

Образовательный уровень многих родителей достаточно высок, они охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Очень часто взрослые не в состоянии помочь своему ребёнку не из-за лени, а из-за плохой информированности о том, что и как конкретно требуется сделать и какую пользу принесёт то или иное мероприятие.

При построении системы работы с семьёй всем членам коллектива необходимо определиться со своей позицией в отношении семьи (субъект-субъектная или объект- объектная) и осознать её.

Если коллектив придерживается субъект-субъектной позиции – это значит, что в процессе взаимодействия он выступает в роли своеобразного навигатора, помогающего семье обнаружить и использовать имеющиеся ресурсы. В современной науке такая позиция называется тьюторской.

Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует разделению ответственности за конечный результат и снижению нагрузки на обе стороны.

Специальная работа по подготовке семьи к сотрудничеству необходима прежде всего для образовательного учреждения.

При проектировании сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:

Работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании их детей;

Работа, направленная на стимулирование (получение) помощи от семьи.

Если эти направления выстроены грамотно и находятся во взаимосвязи, можно говорить о том, что система существует и что ресурсы семьи используются максимально. Только взаимообмен может поставить субъектов в равные условия, а значит, позволит создать поле для сотрудничества и далее для партнёрства.

Система работы с семьёй включает шесть направлений:

  • Изучение
  • Совместная деятельность
  • Обучение
  • Консультирование
  • Просвещение
  • Информирование

Как однажды отметил У. Черчиль, «учителя обладают такой властью, о которой министры могут только мечтать». Но этой властью стоит поделиться с родителями, и от этого только выиграют основные участники образовательного процесса – дети.

На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками.

Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы.

От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях, для подготовки методических материалов к уроку, внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.

Во всех классах должна вестись целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся. Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле. Оставшиеся -- пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.

Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе. Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из проблемных семей:

  • семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети, семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка,
  • семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Во втором случае необходимо объединяться с родителями в решении проблем ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы. Сложнее обстоит дело с первой и третьей группами. А именно такие проблемные семьи нередко встречаются в школе. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. Чаще всего именно учителя становятся первыми помощниками и в оказании психолого-педагогической поддержки детей, и в поиске специалистов, служб, организаций, которые могут защитить права и интересы ребенка, создать условия для его полноценного развития.

Формы и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей, поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи.

Итак, содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель.

Содержание общего педагогического просвещения родителей, они следующие:

1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

2. Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.

5. Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

Традиционные:

- Родительские собрания

- Лекции

- Вечера вопросов – ответов

- Диспуты

- Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

- Деловые игры.

- Регламентированные дискуссии.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрании. Классному руководителю надо, начиная с первого собрания, стараться добиться максимальной посещаемости родителей, и постараться дать родителям понять, что их дети теперь для вас - не чужие, что вы готовы принять их в сердце, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы жить в школе им было интересно.

Думаю, можно довести до родителей уже сложившиеся определенные принципы работы учителя, например, такие как:

1. Уважать, любить и доверять детям;

2. Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначить, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются совместные усилия.

3.Призвать родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Очень важно настроиться на плодотворную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей и твердо руководить всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого "класс.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.

Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе. А как повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др.

  • Рекомендации по проведению родительских собраний:
  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.; собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

И в заключении - Советы педагогам и родителям:

Если

- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

- ребенка высмеивают, он становится замкнутым

- ребенка хвалят, он учится быть благородным

- ребенка поддерживают, он учится ценить себя

- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным

- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями, а современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».

Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями.

Использованные источники:

- http://festival.1september.ru/articles/584867/ Педагогический совет «Семья и школа как социальные партнеры» автор Жовтонога Ольга Ивановна

-Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-partnerstvo-shkoly-i-semi-kak-faktor-povysheniya-ikh-vospitatelnogo-potentsiala#ixzz2kLWdY59N Автор научной работы:

Кожурова, Ольга Юрьевна «Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала»

- «Школа и родители: социальное партнерство» Бычкова Анна Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни

Выживает не самый сильный,и не самый умный, а тот, кто лучше всехоткликается  на происходящие изменения.Чарльз Дарвин Социальное партнерство для профессионального образования должно стать ес...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Образовательное пространство, классный руководитель, социальное взаимодействие, педагоги, родители, сотрудничество...

Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса

Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских  старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных пе...