Авторская воспитательная система "МYНГЭН СЭРГЭ"
материал (8 класс)

Будаева Дарима Аюшеевна

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

«Давайте детям больше и больше

содержания общего, человеческого, мирового,

но преимущественно старайтесь знакомить их

с этим через родные и национальные явления»

В.Г. Белинский

Моделирование воспитательной системы 8а класса в условиях ФГОС

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.2).

Эти идеи обращены в первую очередь к школе как институту социализации личности. Конечно, ценности личности в значительной мере формируются вне школы — в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, культуре. Однако влияние этих субъектов социализации сегодня, к сожалению, не всегда способствуют осознанию подростком или молодым человеком своей внутренней связи с обществом. Наиболее системно и последовательно указанные ценности могут воспитываться укладом школьной жизни. Тем более, что школьный возраст наиболее восприимчив и для эмоционально-ценностного воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач  духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию (ФГОС).

Огромный, многоликий мир окружает ребенка. Найти себя в нем, приумножить добро, овладеть знаниями, внести свой вклад в будущее страны – достойный путь, который начинается с первых открытий в классе, научной лаборатории, творческом  объединении, спортивной секции.

И этот путь ребенку должен открыть  учитель, воспитатель. Предметом заботы современного педагога  стало создание воспитывающей среды и развитие в ней индивидуальности каждого ребенка. Школа является важнейшим фактором  формирования новых жизненных установок личности.

        Четвертый год я работаю над проблемой совершенствования процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательной  системы  класса.  Моя совместная деятельность с родителями и детьми позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса под названием «Мүнгэн сэргэ» (Серебряная  коновязь). Испокон веков буряты почитали коновязь, сэргэ, который  символизирует гостеприимство, богатство, счастье, почитание  языка, культуры, истории бурятского народа. Программа способствует воспитанию достойного гражданина России.  

Целью моей воспитательной системы является формирование системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

В соответствии с  Программой развития школы в своей воспитательной  деятельности выделяю следующие основные задачи:

  1. Формировать  способности к самопроектированию, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
  2. Воспитывать у учащихся любовь к родителям, близким, приобщить к изучению и сохранению национальных, духовных, семейных ценностей и традиций, обеспечить духовную и культурную преемственность поколений.
  3. Внедрять многообразные формы деятельности для развития социального, художественного, интеллектуального  и других видов творчества.
  4. Развивать интеллектуальные, познавательные, творческие и организаторские способности воспитанников.
  5. Формировать чувство патриотизма, активной гражданской позиции,  через развитие самоуправления, толерантного отношения к окружающим.
  6. Укреплять здоровье, формировать общую культуру здорового и безопасного образа жизни.

Основные принципы нашей воспитательной системы: сотрудничество, соучастие, сопереживание.

Моделирование воспитательной системы в рамках ФГОС проходит в 4 этапа развития:

I этап  - проектирование воспитательной системы класса (5 класс)

II этап –  становление системы (6-7классы)

III этап – стабильное функционирование системы  (8, 9 классы).

IV этап – завершение функционирования системы (10, 11 классы).

8 класс – этап стабильного функционирования воспитательной системы.  В соответствии с возрастными особенностями обучающихся воспитательная деятельность направлена на подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, создание необходимых условий  для самоутверждения  и самореализации личности в коллективе с учётом её возможностей; приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду и социально-значимой деятельности.

        Моя деятельность как классного руководителя, воспитателя ориентирована на становление и развитие высокоразвитой интеллектуальной личности, идеалами которой являются Добро, Истина, Красота.

Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов мною определены направления внеурочной деятельности. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося:

- духовно-нравственное «Уянга»;

- спортивно-оздоровительное «Тамир»;

- социальное «Тулга»;

- общеинтеллектуальное «Оюун Эрдэни»;

- общекультурное «Эрмэлзэл».

Ожидаемые результаты:

1. Формирование «духа» как признака корпоративной культуры.

2. Самореализация обучающихся через приобретение социального опыта, участия в ученическом самоуправлении, социально-полезных практиках и разнообразных видах творчества.

3. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового и безопасного образа жизни, рациональной двигательной активности.

4. Увеличение количества обучающихся с высокой мотивацией на приобретение  новых знаний, развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.

5. Повышение уровня удовлетворенности учащихся школой.

6. Формирование личности выпускника, отвечающего требованиям сегодняшнего общества, обладающего высоким духовно - нравственным потенциалом.

Школа сотрудничает с такими гражданскими институтами, как Комитет по делам молодежи Кижингинского района, муниципальное образование  «Кижингинский сомон», ТОС «УЮТ-1», РДК «ОДОН», школа искусств, межпоселенческая библиотека, Центр детского творчества, Детская юношеская спортивная школа,  центр духовного развития, как дацан, которые находятся на территории района. Они создают пространство неограниченных возможностей для развития детей.

Создание эффективной воспитательной системы основано на образовательной программе школы, включающей работу различных детских объединений: образцовый детский ансамбль «Наран залаа», клуб «Юный патриот», исследовательское общество учащихся «Найдал», отряд юных инспекторов дорожного движения,  фольклорная студия «Лаадуухай» и др.

Формированию коммуникативной компетенции и межкультурной толерантности способствуют занятия фольклорной студии «Лаадуухай», руководителем которого являюсь я. Цель данной студии -  изучение и сохранение национальных ценностей, национальных духовных традиций, приобщение к богатствам бурятской культуры. Ребята являются организаторами, активными участниками таких мероприятий: Республиканский фестиваль школьных музеев, НПК «Чудесный клад Бурятии», «Бэлигэй туяа», «Юный Будамшуу».

Студия является участником инновационной площадки Байкальского образовательного форума (2013, 2014 гг.).

В рамках направления «Одаренные дети» мои ученики участвуют в очных и заочных олимпиадах, предметных конкурсах, чемпионатах, являются победителями Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, бурятскому языку, лауреатами школьного конкурса «Ученическая слава».

Гордостью класса являются лауреаты регионального конкурса «Баатар, Дангина», дипломанты республиканского конкурса «Наранай туяа», «Юный Будамшуу».

Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация ученического самоуправления в классе, которое способствует формированию таких интегративных качеств, как: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить. Ученическое самоуправление дает возможность учащимся самим планировать, организовывать свою деятельность, подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Так,  стали традиционными классные дела, как «День Матери», «Копилка добрых дел», «Помоги Ветерану», «День рождение класса», поездки в город Улан-Удэ, экскурсия на озеро Байкал и т.д.

Организация творческой атмосферы, поддержка личностных способностей каждого ученика – моя прерогатива как классного руководителя и результат слаженного взаимодействия всех

компонентов воспитательной системы. В своей работе я стараюсь в каждом ученике найти точку опоры, которая помогает обрести  веру в себя и признание сверстников, умение работать в команде. В целом, в классе создан благоприятный микроклимат, каждый чувствует себя комфортно.

В соответствии с требованиями ФГОС особое место в системе воспитания занимает контроль результативности воспитательного процесса, который проводится  на двух основных уровнях.

1 уровень -  контроль развития личности воспитуемого. В своей работе стараюсь определить, в каком направлении происходит развитие личности обучающегося, на какие ценности он ориентируется, какое у него складывается отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе в процессе воспитания.

Совместно с психологом школы использую следующие формы работы: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием обучающегося в повседневной жизни, создание специальных педагогических ситуаций, проведение анкетирования.

2 уровень - контроль развития коллектива, как одно из важнейших условий развития личности воспитуемого, так как традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе (классе, кружке, спортивной секции, общественном объединении и т.д.).

Для осуществления контроля результатов на втором уровне использую: опрос, анкетирование, диагностические методики.

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то анкету или опросник использую для выявления динамики развития личности обучаемого, его личностного роста или регресса. Опрос  провожу в течение учебного года: первый раз - в начале года, второй - в конце. Это позволяет мне увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, т. е. проследить возможную динамику личностного роста.

 Учителем бурятского  языка работаю 22 года, в качестве  классного  руководителя сделала один выпуск в 2007 году. Каждый нашел  свой  жизненный  путь, есть среди них учителя, экономисты, предприниматели, многие из них  трудятся в родном селе.

В результате педагогической деятельности у меня появился ряд соображений об учительском труде и о воспитании школьников. Главное в учительском труде – выдержка, умение лично побудить заинтересованность ученика, справедливо и объективно относиться к ребенку, смотреть и видеть, понимать и делать выводы, найти путь к душе и сознанию каждого ребенка, создать условия для развития его способностей, помочь ему осознать себя личностью, воспитать у него

чувство человеческого достоинства, составной частью которого служит ответственность за свои поступки.

В течение 5 лет являюсь уполномоченным по правам ребенка в школе. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. Осуществляю контроль над соблюдением прав и интересов участников образовательного процесса. Занимаюсь правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений, провожу индивидуальные и коллективные беседы с учащимися, учителями и родительской общественностью.

Хороший класс подобен ростку, который благодаря стараниям хозяев расцветает и приносит плоды. Классный руководитель – выступает в роли садовника, который бережно ухаживает за каждым лепестком своего ростка. Педагоги, учителя – помогают процветанию, развитию лучших качеств и свойств каждого росточка. Родители – это мои самые близкие союзники во всех педагогических инновациях, зарождающихся в нашем классе. С ними сообща ищем новые формы и методы воспитания наших любимых детей.

Итак, 8а класс – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений, обладающий высоким духовно - нравственным потенциалом.

Разработанная мною модель воспитательной  системы «Мунгэн сэргэ» – это инновационная программа развития образовательного и окружающего социокультурного пространства, где созданы условия для самореализации личности, формирования духовно-нравственных идеалов социокультурного опыта через гуманизацию образовательной среды школы.

Стремясь ко всему лучшему в настоящем и последующем,

Овладевай знаниями, одинаково необходимыми любому человеку.

Если стремишься к полному совершенству в чем-нибудь,

То основой исполнения этого явится наука.

Эрдэни-Хайбзун Галшиев

«Зерцало мудрости»

Список использованной  литературы

  1. Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).
  2. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина - М.: ИСВ РАО, 2010.
  3. Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.
  4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.
  5. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.
  6. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. -            С. 38 - 42.
  7. Каршинова, J1. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
  8. Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.
  9. Федеральный государственный  образовательный стандарт – 2010.
  10.  Список электронных ресурсов
  11. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958
  12. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] /                     А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.  http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.-

http://г omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn  

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт, -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс]/Н.Н.Никитина.-http://www.pedagogik.a-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Авторская воспитательная программа "Все флаги в гости к нам"

   Данная программа создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы с использованием эффективности педагогической работы....

Внеклассное мероприятие "Обряд - установление сэргэ"

Обряд - установление коновязи. В старину мужчины перед Сагаалганом обновляли свой символ дома коновязь - сэргэ. Также сэргэ  устанавливали по случаю женитьбы сына,как залог будущего благополучия ...

Проект "Алтан сэргэ". 2015г

Выступление ученика по проектной работе....

Авторский воспитательный профориентационный проект: «Школа Вожатых» для обучающихся среднеобразовательной школы

Вопрос профессиональной ориентации становится значимой проблемы деятельности образовательных учреждений. Ребенку тяжело определиться с направлением, которое он хочет выбрать для своей профессиональной...

Авторская воспитательная программа "История"

Разработка авторской воспитательной работы "История" для учащихся 5-9 классов...