Внеклассные мероприятия по химии и биологии
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Методическая разработка

Химико-биологического Брейн-ринга

(интеллектуальная игра для учащихся 8 – 11 классов)

Дефицит времени на уроках не даёт возможности выйти за рамки учебной программы, поэтому хороший способ заинтересовать предметом, помочь учащимся в определении устойчивых интересов, выявить склонности, способности и дарования – организация внеклассной работы. Участие в подготовке внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение самостоятельно работать с литературой, формирует ответственное отношение к делу, организованность, чувства коллективизма.

Один из видов внеклассной работы – интеллектуальная игра с предметным содержанием. Такие игры – это своеобразный тренажёр, на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности человека, раскрывается его творческий потенциал, создаются условия для активного обмена знаниями.

Предлагаю методическую разработку интеллектуальной игры «Брейн-ринг» для учащихся 8-11 классов. С её помощью можно проверить уровень усвоения обучающимися основных законов и понятий химии и биологии; выявить умения применять полученные знания в жизни; развить интерес и познавательную активность учеников. Как и любая другая игра, она учит самостоятельно мыслить, способствует развитию навыков межличностного общения.

Правила аналогичны телевизионной версии игры. В игре участвуют команды 8, 9, 10, 11 классов по 5 человек в каждой команде. В каждой команде выбирается капитан, команда имеет своё название, эмблему и девиз. Сначала учитель задаёт вопросы для разминки, та команда, которая даст больше правильных ответов, выходит первой на ринг и получает право вызывать себе любую команду соперников. Во время игры команды располагаются за двумя игровыми столами напротив друг друга. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если на вопрос не был дан правильный ответ ни одной из команд, то цена следующего вопроса увеличивается на 1 балл. После того как ведущий зачитал вопрос, даётся время на обдумывание (30 секунд). Первой отвечает та команда, которая первая заявит о себе (поднимет руку или даст звуковой сигнал); отвечающего игрока назначает капитан команды; если команда дала неправильный ответ, то получает право отвечать команда соперников. Каждый раунд идёт до 5 баллов. Команда, набравшая 5 баллов, остаётся в игре дальше, а проигравшая команда покидает игровой стол. Команда-победитель раунда вызывает следующую команду. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды; победителем становится та команда, которая выиграет в заключительном раунде.

В помещении, где проходит игра, вывешиваем газеты, которые готовит каждый класс. На столах раскладываем бумагу, ручки, периодическую таблицу химических элементов , таблицу растворимости, ряд активности металлов.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с другой точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет весёлым, добрым, остроумным. Вы увидите, что знание химии и биологии может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег)

Учитель представляет жюри, рассказывает правила игры и начинает разминку. Затем вызывает первую команду и начинает игру.

Вопросы для разминки.

1.  Перечислите элементы, названные в честь стран.

(Германий, франций, полоний, рутений, галлий)

2.  Название какого полуострова звучит в названии химического элемента?

(Скандий – Скандинавский полуостров)

3.  Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»?

(Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела)

4.  Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов?

(Фтора)

5.  В какой капусте содержится много йода?

(В морской капусте – ламинарии около 3% йода)

6.  Назовите элементы, которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? (Углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо; входят в состав жизненно необходимых веществ)

7.  Учёный, заложивший теоретические основы органической химии. ()

8.  Органические вещества, необходимые человеку и животным в малых количествах и участвующие в обмене веществ.

(Витамины)

9.  Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

(Коррозия)

10.  Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак)

11.  Положительно или отрицательно заряженная частица. (Ион)

12.  Какое молоко не пьют? (Известковое)

13.  Аллотропное видоизменение кислорода. (Озон)

14.  Единственный жидкий металл. (Ртуть)

15.  Русский учёный-энциклопедист. ()

16.  Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)

Вопросы для основных туров игры.

Вопросы по химии.

1. Какое слово заканчивает фразу академика : «Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идёт, то ещё не найден …»

(Катализатор)

2. Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростёрлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке. Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок какого-то вещества величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое жёлтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнём! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать!»

Что за металл был упомянут в рассказе? Каково его положение в периодической системе? (Натрий – щелочной металл, элемент первой А подгруппы)

3. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой? (Из картофеля получают спирт, а из спирта вырабатывают каучук, из которого делают автопокрышки)

4. Много открытий было сделано этим великим учёным. Сообщение о самом главном его открытии сделал на заседании Русского химического общества в марте 1869 года.

Из воспоминаний племянницы учёного -Губкиной:

«Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нём было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие проникновенные глаза…

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…». О каком учёном идёт речь? ()

5. Когда спрашивали, как он открыл периодический закон, он отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро привело к тому заключению, что….» К какому заключению пришёл ? (Свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса»)

6. В 1871 году выступил со статьёй «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов». В ней он описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их…Как назвал неоткрытые ещё в то время элементы?

(«Экакремний», «Экабор», «Экаалюминий»)

7. Как следует из формулы Н2О, вода состоит из молекул водорода и атомов кислорода. Так ли это? Исправьте выражение.

(Молекула воды состоит из атомов водорода и атомов кислорода)

8. В название какого химического элемента входит напиток морских пиратов? (Бром – ром)

9. В письме к Эйлеру писал: «Сколько я затрачиваю на сон, столько отнимаю у бодрствования». О каком великом научном открытии идёт речь? (Закон сохранения массы вещества и энергии)

10. Что означает название «водород»? («рождающий воду»)

11. Какие металлы одними из первых стали известны людям? (Медь, железо, золото)

12. Про какие химические вещества можно сказать, что они «хамелеоны»? (Индикаторы)

13. При каких условиях можно сжечь спичкой стальное перо или иглу?

(В атмосфере кислорода)

14. Какому металлу можно поставить в вину искоренение целого племени? (Этот металл – золото, было искоренено племя инков, которые рассматривали золото не в качестве денежной валюты, а как потребительский металл для своих изделий)

15. «Клей для камня», «хлеб строительства». Как одним словом можно заменить эти выражения? (Цемент)

16. Какое вещество называют «хлебом химии»? (Серную кислоту)

17. Откуда произошло название «поваренная соль»? (От слова «варить», так как поваренную соль добывают из природных соляных растворов с помощью выпаривания)

18. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Синий лакмус; опустить в кислоту)

19. Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает её горячей? (Серная кислота – купоросное масло)

20. Что калорийнее: голландский сыр, сливочное масло или «масло голландских химиков»? (Сливочное масло)

21. В каком молоке не содержится молока? (В известковом молоке)

22. Кого из учёных и за что в детстве наказывали обидной кличкой «великий химик»? (; за то, что он часто занимался опытами, досаждая тем самым преподавателям)

23. Этот удивительный жидкий минерал в русском языке назывался по-разному: горячая вода, жидкий огонь, земляное масло, земляной дёготь, петролеум. А как называется это вещество сейчас? (Нефть)

24. Отрицательную степень окисления ионов обозначают с помощью отрицательной черты. Скажите правильно. (Отрицательную степень окисления ионов обозначают знаком минус)

25. Если верить древнему историку, то во время похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, а вот посуда металлическая – разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, т. к. оно обладает бактерицидными свойствами)

26. Если варили в алюминиевой кастрюле борщ или компот, то после этого она на какое-то время остаётся светлой и блестящей. Почему? (Соли и органические кислоты, содержащиеся в овощах, ягодах и фруктах, разрушают оксидную плёнку на поверхности алюминия)

27. Какой металл в древности называли «небесной медью» и почему? (Железо; т. к. оно входило в состав метеоритов, падающих с неба)

28. Это вещество изготавливали на Руси ещё в древности, собирая и перетапливая смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в Китае – корень женьшеня. Основа современной подобной продукции – тоже смола, только от некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Востока – хризантемы, розы и сирени, Европы – мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создаёт большие проблемы при уборке помещений. Какая это продукция? Из чего изготавливается сейчас? (Жевательная резинка; производится из бутилового или бутадиенстирольного каучука)

29. Это растение растёт в затенённых местах, оврагах, у дорог, вблизи жилья. Листья, помещённые в молоко, предохраняют его от скисания. Свежие мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из волокон этого растения можно изготовить сети, которые не гниют в воде, а из корней можно получить жёлтый краситель. Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи. Мы с детства знаем это растение по сказкам , личный же опыт общения с ним малоприятен. Как называется это растение, и какое вещество в нём содержится? (Крапива; в волосках крапивы содержится муравьиная кислота)

30. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

31. Какое вещество считается символом дружбы и постоянства? (поваренная соль)

32. Какую воду можно назвать «жидкой рудой»? (Морскую воду)

33. Назовите «крылатый металл». (Алюминий)

34. Его изобрели как дорогой упаковочный материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни оно стало чуть ли не главным мусором планеты. О каком веществе идёт речь? (Целлофан)

35. Лао-Цзы утверждал, что она «самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». О каком веществе идёт речь? (Вода)

Вопросы по биологии.

1.  Что такое регенерация? (Восстановление утраченных частей тела)

2.  Что такое цитоплазма? (Полужидкая движущаяся часть клетки)

3.  Почему при разрезании помидора, яблока, вишни вытекает много сока? (Разрушается вакуоль с клеточным соком)

4.  Почему у берёзы белый ствол? (Потому, что в коре берёзы содержится особое красящее вещества – бетулин)

5.  У животных есть нос. Есть ли такой орган у растений? ( Это – устьице, чечевички)

6.  Что такое усики у гороха, колючка у кактуса? (Видоизменённые листья)

7.  Назовите самое длинное растение. (Водоросль – макроцистис; достигает в длину до 300 метров)

8.  Кобра жертву убивает ядом, удав душит, а уж…..(заглатывает целиком)

9.  Как иначе называются биологические катализаторы? (Ферменты)

10.  Какое вещество в клетке определяет такие её свойства, как объём и упругость? (Вода)

11.  Какую структуру белка определяет последовательность аминокислотных остатков? (Первичную структуру)

12.  Какому веществу принадлежит роль хранителя наследственной информации? (ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота)

13.Как называют процесс нарушения природной структуры белка? (Денатурация)

14. Какое азотистое основание комплементарно гуанину? (Цитозин)

15. Почему бабочек-пестрянок не трогают насекомоядные птицы, хотя они и очень заметны на лугу? (Они имеют предупреждающую окраску)

16. Какая рыба одомашнена человеком? (Зеркальный карп, его искусственно разводят в прудах)

17. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

18. Самое высокое травянистое растение? (Бамбук)

19. Этому обитателю торфяных болот для питания достаточно одного комара в сутки. (Росянка)

20. Какие «овощи» могут быть в море? (Морская капуста)

21. Что является родиной кактусов? (Пустыни и полупустыни Америки)

22. С какой целью весной стволы деревьев белят извёстковым раствором? (Чтобы предохранить от солнечного ожога)

23. С какой целью овощеводы удаляют пасынки с растений томатов? (Чтобы ускорить созревание плодов и увеличить урожай)

24. Растения какого семейства способны усваивать азот из воздуха с помощью клубеньковых бактерий? (Бобовые)

25. Назовите родину картофеля. (Южная Америка)

26. Процесс образования органических веществ в растительной клетке на свету. (Фотосинтез)



Предварительный просмотр:

Зарубина Лариса Александровна,

                                                                                учитель химии, биологии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Игра - викторина «Знатоки биологии» 

для учащихся 5-7 классов

        

        Викторина разработана для повторения и закрепления знаний обучающихся, для мотивации и углубления знаний для изучения предмета биологии. Вопросы подобраны несложные, интересные, заставляющие ребят подумать и легко справиться с ними.  В современном мире бывает сложно привлечь внимание школьников к живой природе, из-за массы компьютерных технологий, они перестают интересоваться биологией. Проводя подобные мероприятия, можно вернуть интерес учащихся к биологии и как можно больше интересного и полезного узнать о жизни организмов.

        Цель мероприятия: побуждение дальнейшего интереса к изучению биологии, воспитание бережного отношения к  окружающей природе, животным. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

        Задачи:

Воспитывать ответственность за общее дело,  уважение к сопернику, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;

Развивать познавательный интерес учащихся к предмету;

Развивать умение решать логические задачи;

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Ход игры

                Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами проведем игру-викторину, которая поможет нам лучше узнать природу, которая нас окружает. Игра будет проводиться между двумя командами.  

Конкурс 1. «Разминка»

1.Соком каких растений выводят бородавки?                 Ответ: чистотелом.

2.Никто не пугает, а вся дрожит?                                 Ответ: осина.

3.Какая птица иногда кричит как кошка?                 Ответ: Иволга.

4. Какой цветок является символом солнца и символом Японии? Ответ: хризантема.

5.Самое быстрое животное суши?                         Ответ: гепард, 110 км в ч.

6. Какой цветок всю жизнь любуется собой?                 Ответ: нарцисс.

7. Какие существа имеют три сердца?          Ответ: осьминоги, каракатицы, кальмары.

8.Какое самое маленькое плотоядное животное суши?         Ответ: горностай.

9.Какая нить в природе самая тонкая?                                 Ответ: паутина.

10. Что такое бутоньерка?                      Ответ: Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол с каждым прибором.

11.Какого цвета у моллюсков кровь?                                 Ответ: голубая.

12.Какое растение дает лучший мед?                                 Ответ: липа.

13.Какая самая мелкая птица?                                         Ответ: колибри.

14. Что означает понятие "икебана"?                                 Ответ: живые цветы.

15. Какой цветок считают последней улыбкой осени?         Ответ: астра.

16. Косой ли заяц?                                                         Ответ: нет.

Конкурс № 2.   «Забавная анатомия»

1. У кого есть ручки, но нет ножек?                 (У дверей, у окон, у кружек.)

2. У кого есть нос (носик), но нет лица?                 (У корабля, у чайника.)

3. У кого есть ребра, но нет позвоночника?    (У куба, у призмы, у пирамиды.)

4. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)

5. У кого есть язык (язычок), но нет рта?                 (У колокола, у пламени.)

6. У кого есть кисти, но нет рук?                         (У винограда, у рябины.)

7. У кого есть спинка, но нет животика?                 (У стула, у дивана, у кресла.)

8. У кого есть горлышко, но нет шейки?                 (У бутылки, у графина.)

9. У кого есть почки, но нет желудка и печени?     (У дерева, у кустарника.)

10. У кого есть косточки, но нет скелета?        (У персика, абрикоса, у вишен)

11. У кого есть ножки, но нет ручек и головы?                 (У стола, у дивана.)

12. У кого есть лицо, но нет головы?                         (У ткани, у одежды.)

13. У кого есть зубы, но нет языка, рта?                         (У пилы, у расчески)

14. У кого есть ушко, но нет головы?                         (У иголки.)

Конкурс № 3 Конкурс капитанов

(вопросы задаются по очереди)

1.Самое массивное дерево.                                         Ответ: секвойя.

2.У какой акулы глаза расположены в 2 метрах друг от друга? Ответ: рыба - молот.

3.Самая тяжелая древесина. Ответ: железное дерево - "парротия персидская"

4. У какой птицы клюв длиннее самой птицы? Ответ: у некоторых видов тукана.

5.Самая большая змея на земле.                         Ответ: анаконда до 9 м.

6.Какая лягушка для своих головастиков строит дом, но без окон, крыши и дверей.                                                                 Ответ: квакша-кузнец.

7.Самые высокие деревья в мире.                         Ответ: эвкалипты до 187 м.

8.Какая бабочка любит путешествовать? Осенью она улетает, как птица на юг, в Африку, а весной возвращается в наши края. Ответ: бабочка-репейница.

9.Какая змея "видит" тепло, даже слепая, без слуха и обоняния.

                                                                Ответ: шестимордник.

10.Самое крупное плавающее растение. Ответ: "Виктория-регия", ее листья достигают диаметра до 2 м. И могут выдерживать груз до 50 кг.

Конкурс 4.   «Кто как разговаривает?»

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

– кузнечик…         (стрекочет);

– слон…                 (трубит);

– медведь…         (ревет);

– утка…                 (крякает);

– голубь…                (воркует);                                                        

– коза…                 (блеет);

– комар…                 (пищит, крыльями);

– шмель…                 (жужжит, гудит);

– пчела…                 (жужжит, гудит);

– гусь…                 (гогочет);

– филин…                 (ухает);

– конь…                 (ржет);

– свинья…                 (хрюкает).

Конкурс №5  «На последок!»

Исправить пословицы и поговорки: 

  1. Друзья познаются на контрольной.         (Друзья познаются в беде.)
  2. Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает.)
  3. У каждого своя голова на шее.         (У каждого своя голова на плечах)
  4. Труд человека кормит, а лень красит. (Труд человека кормит, а лень портит)
  5. Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше)
  6. Язык, голова, болтает, отвечает, а.         (Язык болтает, а голова отвечает).
  7. Будешь лениться – узнаешь директора. (Будешь лениться – узнаешь голод.)
  8. Одна нога здесь, другая в гипсе.                 (Одна нога здесь, другая там)
  9. Пришел, увидел, купил!                         (Пришел, увидел, победил!)
  10.  Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.     (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

Подведение итогов и награждение участников

Спасибо за участие!

Приложение

Конкурс 1. «Разминка»

1.Соком каких растений выводят бородавки?           Ответ:

2.Никто не пугает, а вся дрожит?                          Ответ:

3.Какая птица иногда кричит как кошка?         Ответ:

4. Какой цветок является символом солнца и символом Японии?         Ответ:

5.Самое быстрое животное суши?                         Ответ:

6. Какой цветок всю жизнь любуется собой?         Ответ:

7. Какие существа имеют три сердца?                 Ответ:

8.Какое самое маленькое плотоядное животное суши?         Ответ:

9.Какая нить в природе самая тонкая?                 Ответ:

10. Что такое бутоньерка?                                 Ответ:

11.Какого цвета у моллюсков кровь?                 Ответ:

12.Какое растение дает лучший мед?                 Ответ:

13.Какая самая мелкая птица?                         Ответ:

14. Что означает понятие "икебана"?                 Ответ:

15. Какой цветок считают последней улыбкой осени?         Ответ:

16. Косой ли заяц?                                         Ответ:

 

Конкурс № 2.   «Забавная анатомия»

1. У кого есть ручки, но нет ножек?

2. У кого есть нос (носик), но нет лица?

3. У кого есть ребра, но нет позвоночника?

4. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?

5. У кого есть язык (язычок), но нет рта?

6. У кого есть кисти, но нет рук?

7. У кого есть спинка, но нет животика?

8. У кого есть горлышко, но нет шейки?

9. У кого есть почки, но нет желудка и печени?

10. У кого есть косточки, но нет скелета?

11. У кого есть ножки, но нет ручек и головы?

12. У кого есть лицо, но нет головы?

13. У кого есть зубы, но нет языка, рта?

14. У кого есть ушко, но нет головы?

Конкурс № 3 Конкурс капитанов

(вопросы задаются по очереди)

1.Самое массивное дерево.                                                         Ответ:

2.У какой акулы глаза расположены в 2 метрах друг от друга?                 Ответ:

3.Самая тяжелая древесина.                                                         Ответ:

4. У какой птицы клюв длиннее самой птицы?                                 Ответ:

5.Самая большая змея на земле.                                                 Ответ:

6.Какая лягушка для своих головастиков строит дом, но без окон, крыши и дверей.                                                                                         Ответ:

7.Самые высокие деревья в мире.                                                 Ответ:

8.Какая бабочка любит путешествовать? Осенью она улетает, как птица на юг, в Африку, а весной возвращается в наши края.                         Ответ:

9.Какая змея "видит" тепло, даже слепая, без слуха и обоняния. Ответ:         10.Самое крупное плавающее растение.                                         Ответ:

Конкурс 4.   «Кто как разговаривает?»

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

– кузнечик…         (                        );

– слон…                 (                        );

– медведь…         (                        );

– утка…                 (                        );

– голубь…                 (                        );                                                        

– коза…                 (                        );

– комар…                 (                        );

– шмель…                 (                        );

– пчела…                 (                        );

– гусь…                 (                        );

– филин…                 (                        );

– конь…                 (                        );

– свинья…                 (                        ).

Конкурс № 5  «На последок!»

Исправить пословицы и поговорки:

  1. Друзья познаются на контрольной.

____________________________________________________        

  1. Кто мало говорит, тот много съедает.

____________________________________________________        

  1. У каждого своя голова на шее.                 

____________________________________________________        

  1. Труд человека кормит, а лень красит.         

____________________________________________________        

  1. Одна голова хорошо, а две некрасиво.         

____________________________________________________        

  1. Язык, голова, болтает, отвечает, а.         

____________________________________________________        

  1. Будешь лениться – узнаешь директора.         

____________________________________________________        

  1. Одна нога здесь, другая в гипсе.                 

____________________________________________________        

  1. Пришел, увидел, купил!                         

____________________________________________________        

  1.  Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

____________________________________________________        



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Методическая разработка

Интегрированной интеллектуальной игры «Пять звёзд»

(для учащихся 9 -11 классов)

Цель: выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся, создание условий для реализации творческих способностей учащихся, формирование навыков конкурсных испытаний.

Образовательные:

расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и творческих способностей учащихся посредством элементов игры, соревнования и решения проблемных вопросов, повышение интереса учащихся к предметам “Химия, Биология, География”.

Развивающие:

развитие естественнонаучного мышления, принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач.

Воспитательные:

формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений. Рост познавательной самостоятельности учащихся.

Участники: учащиеся 9, 10, 11 классов

Для проведения нужно изготовить стенд любых размеров с тем, чтобы по вертикали и по горизонтали на нём можно было разместить по 8 квадратов. В левой колонке (по вертикали) пишут цифры 1-8, а на верхней строке (по горизонтали) – буквы А-Ж. На каждый из оставшихся 49 квадратов прикрепляют вырезанные из картона квадраты с рисунками: звезда (10 шт.), планета (15 шт.), астероид (7 шт.), чёрная дыра (5 шт.), скаутская лилия (7 шт.), стрелка (5 шт.). Квадраты вешают на стенд тыльной стороной наружу. Необходимы также 15 звёзд и 45 планет из картона.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Условия игры:

В игре принимают участие три команды (9, 10, 11 классы). Игрок называет номер любого квадрата, например, Б-2, Ж-4 и т. д. Ассистенты ведущего снимают квадрат, переворачивают его обратной стороной и вешают на прежнее место. Далее игра идёт в зависимости от того, какой квадрат открыт.

Рисунок «звезда» обозначает, что игрок должен ответить на вопрос ведущего. Если ответит правильно, то получает изготовленную из картона звезду. Если открыт рисунок «планета», игрок отвечает на вопрос ведущего, выбирая правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. За правильный ответ играющий получает 3 планеты. За 10 планет можно купить 1 звезду. Рисунок «скаутская лилия» означает переход хода, «стрелка» - открытие следующего квадрата по ходу стрелки. Если выпадает рисунок «астероид», игрок передаёт ведущему все свои планеты и ход переходит к следующему игроку; если «чёрная дыра», то игрок может откупиться, т. е. отдать звезду, тогда «чёрная дыра» не поворачивается обратной стороной. Если у игрока нет звезды или он не желает отдавать её, то ассистент снимает рисунок «чёрная дыра», под ним висит ещё один квадрат с номером. Игрок, чей номер открыт, покидает игру.

Побеждает тот, кто первым соберёт 5 звёзд, или тот, у кого в конце игры их будет больше.

Вопросы на получение звезды.

1.  В процессе жизнедеятельности в клетке постоянно образуются кислоты и щёлочи. А какая реакция среды является нормой для клетки? (Слабощелочная или нейтральная).

2.  Из какого устойчивого и прочного белка состоят рога, копыта, панцири животных?

(Из кератина)

3. Реакция гидролиза крахмала была открыта в 1812г.

Для чего её используют в настоящее время?

(Для получения патоки – смеси глюкозы и декстринов)

4.  Этот химический элемент обнаружили сначала на Солнце, а потом на

Земле. (Гелий)

5.  Название этого элемента в переводе с греческого означает «луна» (Селен)

6.  Что пытались получить алхимики?

(Философский камень)

7.  Английский химик Деви с помощью веселящего газа устраивал специальные сеансы, в результате которых «одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи лезли со всеми драку». Какова формула «веселящего газа»?

(Оксид азота N2O)

8.  Какой галоген жидкий при обычных условиях?

(Бром)

9. Как в химической формуле показывают число атомов в молекуле?

(Индексом)

10.  Какой химический элемент назван в честь ?

(Менделевий - № 000)

Вопросы на получение трёх планет.

1.  Гуанину комплементарно азотистое основание:

А. Тимин

В. Цитозин

2. Пептиды с цепью средней длины называются:

А. Олигопептиды                 Б. Полипептиды                В. Дипептиды

3.  Последовательность аминокислотных остатков определяет структуру белка:

A.  Первичную                 Б. Вторичную                B.  Четвертичную

4.  Вещества, потребность в которых мала, но недостаток весьма опасен

для жизнедеятельности организма:

А. Углеводы                        Б. Жиры                         В. Витамины

5. Атмосфера Марса состоит в основном из:

А. Углекислого газа         Б. Аммиака                        В. Азота

6. Алхимик Бранд в 1669 году в поисках философского камня получил вещество, светящееся в темноте. Какое это было вещество?

А. Красный фосфор                 Б. Золото                        В. Белый фосфор

7.  Раствор гидроксида какого металла называют «известковой водой»?

А. Калия                         Б. Магния                        В. Бария

8. Что не является углеводородом?

А. Метан                         Б. Бутан                В. Силан

9. Какой газ не образует в растворе кислоту?

А. Углеводород                 Б. Бромоводород        В. Сероводород

10. Какое вещество не содержит в своём составе химический элемент

углерод?

А. Графит                 Б. Кварц                 В. Уголь

В перерыве между заданиями для того, чтобы участники игры могли немного отдохнуть, мы проводим музыкальные и развлекательные паузы.

Музыкальные паузы в качестве домашнего задания готовят сами ученики: различные миниатюры на предметные темы, инсценировки песен или стихов с химическим, биологическим и географическим содержанием. Это всё ребята придумывают сами, проявляют своё творчество, смекалку, фантазию. Получается всегда интересно.

Развлекательные паузы готовят члены предметных кружков: занимательный материал по предметам, интересные сообщения «За страницами школьного учебника», занимательные опыты по химии.

Занимательный опыт «Марсианский пейзаж»

На листе бумаги нарисовать карандашом марсианский пейзаж, затем аккуратно прописать те участки рисунка, где цвет должен быть красновато-бурым, раствором сульфата меди (CuSO4), а те, где цвет должен быть синим, - раствором хлорида железа (FeCl3). Рисунок должен высохнуть. При демонстрации надо обработать рисунок из пульверизатора раствором гексацианоферрата калия K4[Fe(CN)6].

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]↓ + 12KCl

Тёмно-синий цвет

2CuSO4 + K4[Fe(CN)6] → Cu2[Fe(CN)6]↓+ 2K2SO4

Красно-бурый цвет



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Развлекательная игра «Зов джунглей»

( для учащихся 5 – 6 классов)

Приветствие команд.

● Команда «Травоядные» (коротко о каждом члене команды, девиз, приветствие команде соперников в музыкальной форме).

● Команда «Хищники» (эмблема, девиз, песня-приветствие).

Конкурсы.

1. «Вправо, влево…, выбирай дорогу смело» (проверяется умение ориентироваться на местности с помощью компаса и специальных опорных знаков).

Задание: Капитаны команд получают начальные указатели маршрутов. Далее каждый капитан, руководствуясь инструкцией, выбирает дорогу среди разноцветных кружков, которые в определённой последовательности разбросаны по залу. На каждом кружке указано, какого цвета следует брать кружок в следующей группе, чтобы правильно двигаться к цели и не сбиться с маршрута. Конечная цель движения по маршруту – конверт с набором букв. Необходимо собрать из предложенных в конверте букв словосочетание – «Зов джунглей». В этом конкурсе выигрывает та команда, которая правильно определит свой маршрут, первой придёт к своему конверту и первой соберёт заданное словосочетание.

2. «Экипировка в джунглях» (проверяются практические умения изготовить из подручного материала необходимые принадлежности).

Задание: Для того чтобы двигаться по маршруту, необходимо специальное снаряжение, которое вы сейчас должны будете сделать из подручного материала (из обыкновенных газет).                                                                            

Во-первых, чтобы успешно двигаться по заболоченной местности, вам понадобятся непромокаемые сапоги, которые вы должны сейчас сделать из газеты.

Во-вторых, чтобы защитить себя от солнца, вы должны будете сделать себе из газеты самую обыкновенную панамку.

В-третьих, у каждого из вас должен быть хотя бы стаканчик, чтобы вы

могли при необходимости напиться воды. Стаканчик вы тоже должны

сделать из бумаги.

В этом конкурсе выигрывает та команда, которая окажется победителем

по сумме всех трёх этапов.

3. «Тяни-Толкай» (проверяются творческие умения, фантазия).

Задание: При движении по маршруту вам могут встретиться различные

животные. Вам необходимо за 2 минуты нарисовать самое удивительное

животное джунглей, которое можно условно назвать «Тяни-Толкай».

На отдельном столе расположить большой лист бумаги, на котором вся команда по очереди рисует это сказочное животное.

В этом конкурсе выигрывает та команда, которая нарисует быстрее, красивее, аккуратнее, а также расскажет о нарисованном животном, т. е. «защитит» свой рисунок.

4. Мозаика (проверяются быстрота, смекалка, эрудиция, умение выполнять задания в нестандартной ситуации).

Задание: В предыдущем задании вы показали то животное, которое вы лучше всего запомнили потому, что оно показалось вам удивительным, ярким, необыкновенным. В джунглях встречаются и другие животные. Сможете ли вы их узнать? В конвертах, которые вы получите, находятся картинки с изображением различных животных, но эти картинки разрезаны на отдельные части. Ваша задача состоит в том, чтобы быстро и правильно собрать все эти разрезанные части в одну общую картинку, угадать это животное и немного рассказать о нём.

В этом конкурсе выигрывает та команда, которая справится со своим заданием быстрее, а также правильнее и больше расскажет о заданном животном.

5. Клад в джунглях: пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что (проверяется логическое мышление, умение ориентироваться в нестандартной ситуации).

Задание: Необходимо разгадать загадку, найти предмет в классе, о котором говорится в данной загадке, и принести его.

Не рубашка, а сшита

Не человек, а разговаривает.

(Книга)

Они идут, идут, идут

С места всё же не сойдут.

(Часы)

Маленький Ивашка

Белая рубашка

По полю идёт

След оставляет

(Мел)

Кто ребятам велит:

То встань, разойдись,

То сядь и учись

(Школьный звонок)

В этом конкурсе выигрывает та команда, которая первая справится с заданием, т. е. правильно отгадает загадки, найдёт предметы и принесёт их.

6. Спортивная эстафета (проверяются спортивные качества участников игры, сила, ловкость, выносливость, быстрота).

Задания: Эстафета (каждое задание выполняет один человек от команды)

1. Бег с ракеткой и теннисным мячом.

2.  Бег в мешке.

3.  Бег со скакалкой.

4.  Бег с мячом.

5.  Бег с обручем.

Подведение итогов.

По ходу игры каждая команда, выигравшая конкурс, получает жетоны в виде кости (команда «Хищники») или в виде банана (команда «Травоядные»).

В конце игры подсчитывается количество набранных жетонов и таким образом определяется команда-победитель.

В перерывах между конкурсами проводим различные интеллектуальные минутки, викторины для зрителей, а также интересные сообщения по предметам (занимательный материал), которые готовят учащиеся старших классов – члены предметных кружков.

Калейдоскоп загадок:

Первый слог – предлог известный,                 Я иду, иду, иду

Слог второй – трудней найти.                 С места всё же не сойду

Часть его составит цифра,                         Если первый слог отставить,

К ней добавьте букву «Й».                         И другой туда поставить,

Чтобы целое узнать,                                 То смогу для вас, к примеру,

Нужно вам металл назвать.                         Узнавать веществ я меру.

(Натрий)                                                 (Часы – Весы)

Корабли меня обходят,                 Мы первым позовём кота,

Знает лоцман наизусть,                 Вторым измерим толщу вод.

Если «л» на «д» заменят,                 Союз на третье нам пойдёт,

То металлом окажусь.                         А вместе будет …………

(Мель – Медь)                                 (Кислота)

Любопытные цифры и факты:

Золото в морской воде.

В воде морей и океанов находятся растворённые соли золота (около 8млрд т). Учёные ищут наиболее выгодные способы добычи золота из морской воды. В 1т морской воды содержится 0,01-0,05мг золота.

ТУ-134 и пластмассы.

В самолёте ТУ-134 насчитывается 120тыс. деталей из орг. стекла и других пластмасс в сочетании с другими веществами.

Масло дороже золота.

Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло. Оно представляет собой смесь душистых веществ, извлекаемых из лепестков розы. Для получения 1кг этого масла необходимо собрать и химически переработать 4-5т лепестков. Розовое масло ценится в 3 раза дороже золота.

Химические элементы в организме человека.

В организме взрослого человека содержится 3,5г железа, 1кг кальция, 1,5кг фосфора.



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

учитель химии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе

Химический калейдоскоп

по теме « Первоначальные химические понятия»

        Цель:

1. Проверить усвоение материала о первоначальных химических понятиях. Выявить пробелы знаний и наметить пути их преодоления

2. Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, активизация мыслительной деятельности учащихся.

3.Развитие коллективной игровой познавательной деятельности, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания

        Оборудование: доска, листы бумаги, химические стаканы, пробирки, химические реактивы - сода, метилоранж, хлорид бария, серная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, магний, бихромат аммония, спирт.

        Звучит музыка: 1 часть « Богатырской симфонии» Бородина

        Вступительное слово учителя

        Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте ребята! Я вижу, все улыбаются, а это сейчас самое главное. Наше мероприятие началось с Богатырской симфонии А.Бородина. Вы спросите, какое отношение имеет Бородин к нашему мероприятию? Самое прямое. Это русский химик, выдающийся русский композитор. «Господин Бородин»- часто говорил студенту профессор Зинин - поменьше занимайтесь романами, на вас я возлагаю большие надежды».

        «Занимайтесь музыкой»- призывал уже известного профессора-химика композитор Римский- Корсаков. Но Бородин не мог жить ни без музыки, ни без химии. Приведу пример. 1872 год. Бородин открывает новый тип химических реакций: альдольная конденсация. В этом же году он пишет оперу «Князь Игорь» и первую часть «Богатырской симфонии». Вот так может работать человек. Пусть он будет для Вас хорошим примером. Сегодня мы проверим ваши знания первоначальных химических понятий, и пусть вы не станете в жизни великими химиками, но эти знания вам помогут плыть по морю химической науки. А те, кто забыл знаки, валентность, плохо уравнивает реакции…,- с таким грузом далеко не поплывешь. Но зато они узнают о своих проблемах, а мы поможем эти пробелы устранить.

        Итак, игра «Химический калейдоскоп». В калейдоскопе меняются разнообразные картинки, так и вас ждут разные конкурсы, и что бы вы не устали, будут паузы. Вашу работу будет оценивать счетная комиссия. Мне в работе будут помогать мальчики 9 класса.

  1.  Приветствие

        Команда « Химики»

        Девиз: нам не представляет муки грызть гранит химической науки.

        Обращение к соперникам:

        Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны.

        Мы химичим с малых лет, в этом наш большой секрет.

Мы пришли сюда сразиться, чтоб заслуженных побед добиться!

Напомним вам из уважения, что тот не будет побежден

В большом химическом сражении, кто в химии силен.

Мы вам желаем в этой встрече активными как цезий быть.

Своими шутками и речью жюри и всех нас покорить.

        Команда « Алмаз»

        Девиз: Нет в природе тверже нас, потому что мы - алмаз!

        Обращение к соперникам:

        Попотеть придется вам!

        Мы для вас не по зубам!

        То урок, то перемена,

        Надоел такой покой,

        Калейдоскоп - родной, любимый,

        Мы навек теперь с тобой!

        Все на химии стоит

        от, кто лучше ее знает,

        Тот сегодня победит.

Учитель : Приступаем к разминке. За каждый правильный ответ- 1 балл

Команда « Химики»

  1. Вода в газообразном состоянии. (пар)
  2. Химически неделимая частица (атом)
  3. Количество вещества измеряется в (молях)
  4. Вертикальный ряд сходных по свойствам элементов (группа)
  5. Вещество, в состав которого входит один элемент (простое)
  6. Как заряжены электроны в атоме (отрицательно)
  7. Что обозначают записи: 5С,7О2, 5Н, О, 2Н2, H2O
  8. Написать правильно формулу: AlO, KO , SO(VI), PO
  9. Жидкий металл (ртуть)

Команда « Алмаз»

  1. Сколько агрегатных состояний имеет вода? (три)
  2. Молярная масса измеряется (г/моль)
  3. Что называется молекулой?
  4. Горизонтальный ряд химических элементов (период)
  5. Вещество, в состав которого входят несколько элементов (сложное)
  6. Как заряжены нейтроны в ядре? (положительно)
  7. Что обозначают записи: 8S, 3Mg, 3H2, P, 5O2, H2O
  8. Написать правильно формулу:NaO, FeO (III), NO,CO(IV)
  9. Наука, изучающая вещества и их превращения (химия)

2 конкурс «Посчитай»

Подсчитать молекулярную массу

Сахара С12Н22О11

Соли NaCl

Соды Na2CO3

Воды H2O

Марганцовки KMnO4

Музыкальная пауза

Команда « Химики»

Запевай подружка песню.

Запевай котору хошь

А про химию – не надо,

Мое сердце не тревожь.

На уроке отвечала

Все кислоты спутала,

Назвала « аш хлор» водою

С хлебом чуть не скушала.

Попросила я у Таньки

Геометрию списать

Да « аш два-эс-о-четыре»

Опрокинула в тетрадь.

Когда опыт проводила,

Булку ела, чай пила,

А потом меня качало

Чуть жива домой дошла.

В воду бросила я калий,

А подумала – свинец,

Как жива еще осталась?

Колбам всем пришел конец.

На практической работе

Веселилась как могла,

А закончила работу-

Без колгот домой пошла

Мы куплеты вам пропели

Да не очень складные.

Эта химия наука-

будь она неладная.

3 конкурс « Разделяй-ка»

        Задание: необходимо разделить смесь, состоящую из нескольких веществ. На столе стоят все необходимые приборы и реактивы. Объяснить ход выполнения. Выходят по 1 участнику от команды.

        Команда « Химики»

Разделить смесь состоящую из железных опилок, глины, соли.

        Команда « Алмаз»

Разделить смесь, состоящую из древесных опилок, песка, сахара.

Музыкальная пауза

        Команда « Алмаз»

Мы - ребята молодые,

Озорны и веселы,

Будем петь сейчас куплеты

Вам от сердца, от души.

Что-то в классе взорвалось,

Страшно мне становится.

Это химии урок,

Не стоит беспокоиться!

Сунул палец я в пробирку,

Оказалась в пальце дырка.

Вот беда, игра опасна,

Слёзы лью теперь напрасно.

Попробовать на вкус решил я кислоту,

Глядь, языка уж нет во рту,

Растаял мой язык, как лёд

И до сих пор во рту всё жжёт.

Мне не хватало волшебства,

В пробирке размешал я вещества.

Взрыв раздался,

Еле жив остался.

А химичка как-то раз

Чуть не подпалила класс

Ей ребята вместо бора

В колбочку налили квас

На базаре море яств,

А в аптеке тьма лекарств,

Чтобы знать, как есть и пить,

Надо химию учить!

А не то пропадешь

И здоровеньким умрешь

Пошутить и спеть мы рады,

Нам похлопайте в награду!

4 конкурс « Кто быстрее»

        Кто быстрее составит уравнение реакции с учётом валентности, уравняет ее и напишет тип реакции

Fe+HCl=FeCl2+?

Al+O2=

K+O2=

Al+HCl=AlCl3+H2

Zn+O2=

H2O→H2+?

Рублика « Нарочно не придумаешь»

Очень часто ученики на уроках при ответах на заданные вопросы допускают смешные ошибки.

  1. Синильная кислота- это такой сильный яд, что если положить каплю на язык собаки, то человек сразу же умрет.
  2. В организме 400грамм фосфора, которым можно отравить 10000человек.
  3. Реакции бывают соединения, обмена, замещения и размножения.
  4. Сульфид кальция применяется в кожевенном производстве и парфюмерии для удаления волос со шкур
  5. Химическая реакция и свет находятся друг с другом в довольно близких соотношениях.
  6. Металлический натрий в нормальных условиях теряет свой шик и блеск и бесследно исчезает
  7. Фосфор применяется в медицине, чтобы вправлять мозги, и для изготовления взрывчатых веществ
  8. Алюминий широко применяется в народном хозяйстве- из него делают железные ведра.
  9. Сталь широко применяется в народном хозяйстве- из нее главным образом делают швейные иголки
  10. Хлористый натрий некультурные люди из простонародья называют поваренной солью.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

        Расставить карточки с символами химических элементов в порядке возрастания их массы, написать их названия.

N, Al, H, Fe, Ca, O, Mg, Cu, Na, Ва, S, C, P, Cl, Zn

6 конкурс « Отгадай кроссворд»

        Каждая команда получает лист с заранее нарисованным кроссвордом и все одновременно приступают к работе. Условие: каждое правильно разгаданное слово приносит команде 1 балл. Команда, сдавшая разгаданный кроссворд первой, получает 8 баллов, вторая, на балл меньше

        Вопросы:

  1. Элемент из семейства лантоноидов
  2. Самый распространенный металл на Земле
  3. Ученый, открывший Периодический закон
  4. Инертный газ
  5. Атома химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разную массу
  6. Частица, входящая в состав ядра.
  7. Элемент 4 группы
  8. Щелочной металл

Ответы 1Эрбий 2. Алюминий 3. Менделеев 4. Криптон 5. Изотопы 6. Протон 7. Олово 8. Натрий

Экспериментальная пауза

Ученик 9 класса

        Химия- это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.

Опыт №1

        Возьмем стакан с белыми камешками  (карбонат кальция) и прильем прозрачной бесцветной жидкости ( раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено

Опыт №2

        А теперь получим молоко. Нальем в раствор хлорида бария серную кислоту, и что мы видим?

Опыт №3

        От удивления вы немного, конечно, вспотели. Вам нужен платочек? Мы можем вам дать волшебный несгораемый платок. Не верите, смотрите, поджигаем; горит, но не сгорает. Разве это не волшебство?

Опыт №4

        Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, я- фенолфталеин.

        В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный и зовусь я метиловый оранжевый.

7. Конкурс «Химический элемент»

Каждая команда назовет больше элементов, начинающихся на букву «а»

Ответ: азот, аргон, астат, актиний, алюминий, америций

Подведение итогов игры. Вручение памятных подарков.

        1 команда

У химии большие перспективы,

Она во всем на помощь к нам идет.

Чтоб жил народ и лучше и красивей,

Чтобы шагал уверенно вперед.

Роль химии заметней год от года,

Решить задач ей много предстоит.

Растет число химических заводов,

И химия упорно входит в быт.

        2 команда.

Мы химию повсюду наблюдаем:

Желтеют листья или дождь идет,

Плоды ли на деревьях созревают,

Или трава зеленая растет.

Химию любить и не лениться.

Значит и понятно будет все:

Почему на газе посуда коптится,

На морозе сушится белье.

Жизнь вокруг себя поймешь, познаешь.

Разрешишь любой серьезный спор,

без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер.

        Учитель: Дорогие ребята, вы прекрасно справились с заданиями и теперь пройдем посвящение в химики. Вы должны дать клятву химиков. Повторяем за мной.

Клятва.

Я, юный химик, торжественно клянусь.

Любить уроки химии и всегда их посещать.

Знать все 118 элементов Периодической системы наизусть.

Соблюдать правила техники безопасности.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Не тратить зря химические реактивы.

Клянусь!

        В вашу честь опыт « Извержение вулкана».

        Учитель: я поздравляю вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить мероприятие мы хотим гимном химиков.

Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам.



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Конкурс-выставка «Чей портрет?»

(в рамках недели естественных наук)

        В школьной рекреации вывешиваются 15 портретов (формат А4) известных ученых (по 5 химиков, географов и биологов). Задача учащихся в течение недели определить, чьи портреты изображены. Для участия в конкурсе школьникам предлагается заполнить таблицу и сдать её в жюри конкурса.

Положение

о проведении школьного конкурса–выставки «Чей портрет?»

  1. Цель и задачи конкурса
  1. Целью конкурса-выставки портретов ученых естествоиспытателей является углубление и расширение знаний учащихся в области естественных наук, формирование интереса к изучаемым наукам, формирование умения искать необходимый материал в интернете, выделять главное из полученной информации.
  2. Задачей конкурса является выявление лучших учащихся в области естествознания.
  1. Условия конкурса
  1. Конкурс проводится с понедельника по пятницу включительно во время проведения школьной недели естественных наук.
  2. В конкурсе могут принимать участие учащиеся 6-11 классов.
  3. На конкурс принимаются заполненные по предложенному плану таблицы.
  1. Подведение итогов конкурса
  1. Победитель – учащийся первым предоставивший информацию обо всех 15 портретах, изображенных на выставке.
  2. Призеры – 3 учащихся назвавшие больше всего портретов ученых, правильно указавших их вклад в науку.
  3. Учащиеся, определившие 5 ученых химиков, 5 ученых – биологов и т.д., правильно оформившие конкурсную работу, получают оценку «пять» по соответствующему предмету.
  1. После оглашения победителей и призеров конкурса, портреты подписываются и выставка ещё 2-3 дня работает.

Рабочий лист конкурсанта «Чей портрет?»

ФИ участника конкурса          Класс         

Заполните таблицу и сдайте её в жюри конкурса

п\п

Фамилия, имя,

отчество ученого

В какой

сфере наук работал

Вклад в науку

Критерии подведения итогов:

  1. Выявляется участник, узнавший и назвавший большее количество портретов.
  2. Участник, назвавший все 5 портретов ученых из одной области наук (например, географов или биологов) и правильно и аккуратно заполнивший таблицу, оценивается по данному предмету положительной оценкой.



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Положение

о проведении конкурса рисунков

«Парк Юрского периода»

Цели и задачи конкурса: расширить и углубить знания учащихся по зоологии рептилий, развивать творческие способности учащихся изображать вымерших пресмыкающихся.

  1. Сроки проведения конкурса

1.1. Конкурс проводится в течение школьной недели естественных наук.

1.2. Информация о начале конкурса рисунков доводиться до сведения учащихся за неделю до начала недели естественных наук.

  1. Условия конкурса
  1. В конкурсе могут принимать участие учащиеся 5, 6, 7 классов. Количество предоставленных работ от одного участника не ограничивается.
  2. На конкурс представляются рисунки вымерших пресмыкающихся, выполненные в любой технике (рисунок карандашом, фломастерами, красками, гравюра, аппликация и т.д.) на листе форматом А4. Рисунок должен быть ярким и достоверным.
  3. На лицевой стороне работы прикрепляется табличка с указанием фамилии, имени автора, класса, названия рисунка (размер таблички 5х7 см)

2.5.  Приемно-отборочная комиссия в составе учителей биологии и ИЗО, а также  учащихся – членов жюри проводит оценку работ, лучшие работы оформляются в выставку работ учащихся.

  1.   Подведение итогов. Награждение победителей.
  1.  По окончании выставки подводятся итоги и награждение лучших участников.

3.2.    Оценка работ производится конкурсной комиссией (жюри) анонимно по 10-балльной системе и заносится каждым членом жюри в оценочный лист и общий протокол.

        Победителям присуждаются 1-е, 2-е, 3-е места в каждой возрастной номинации, 9 почетных грамот



Предварительный просмотр:

Зарубина Л. А.,

                                                                                учитель химии, биологии и географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Конкурс-выставка

«Лучшие творческие работы учащихся по биологии»

За неделю до проведения школьной недели естественных наук учащимся 6 класса дается задание описать своё самое любимое домашнее растение, а учащимся 7 класса – описать свое домашнее животное. К началу школьной недели наук подводятся итоги. Лучшие работы демонстрируются на выставке в школьной рекреации или в кабинете биологии на стенде.

Положение

о конкурсе «Лучшие творческие работы учащихся 6-7 классов по биологии»

  1. Общие положения.

Творческий конкурс «Лучшие творческие работы учащихся по биологии» направлен на пробуждение познавательной мотивации и творческих способностей детей. В ходе конкурса учащиеся наблюдают за домашними растениями и домашними животными, выявляют их характерные особенности, описывают их, представляют свои наблюдения в письменном виде, иллюстрируя работу фотографиями и рисунками. По итогам конкурса проводится выставка лучших ученических работ.

  1. Цель и задачи конкурса.

Цель: содействовать развитию интереса школьников к изучению растений и животных, расширению знаний учащихся о правилах ухода за растениями и домашними животными.

Задачи:

  1. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, художественного образного мышления.
  2. Формирование навыков работы по уходу за домашними растениями, умения наблюдать за домашними животными.
  1. Расширение знаний школьников о многообразии растений, о повадках и особенностях жизнедеятельности домашних животных.
  1. Организация конкурса.

        Подготовку, организацию и общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет в составе учителей и активных учащихся.

4.         Сроки проведения конкурса.

Конкурс проводится в течение школьной недели естественных наук.

5.      Участники конкурса.

Участниками конкурса являются все желающие учащиеся 6-7 классов. От каждого участника принимается 1 работа.

  1. Порядок проведения смотра-конкурса.
  1. этап - подготовительный (ознакомление с положением конкурса, выбор объекта для исследования).
  2. этап - творческий (изучение характеристики растения или животного, наблюдения, оформление работы).

Обязательным условием является выполнение работы с использованием фотографий или рисунков.

  1. Критерии оценки выполненных работ:

Критерии оценки: учащийся правильно, наглядно и эмоционально описал внешний вид и образ жизни растения или животного. В ходе выполнения работы школьник провел наблюдения за растением и животными и описал эти наблюдения, сделав выводы.

Приветствуется оригинальность оформления работы, творческий подход.

  1. Награждение победителей

Оценка работ производится конкурсной комиссией (жюри) анонимно по 5-балльной системе и заносится каждым членом жюри в оценочный лист и общий протокол. Победителям присуждаются 1-е, 2-е, 3-е места, 3 почетные грамоты и отличные оценки по биологии.



Предварительный просмотр:

Зарубина Лариса Александровна,

                                                                                учитель химии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Игра «Химия в моей будущей профессии»

        Цель проведения игры: показать возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности; создать целостную картину биологических и химических процессов, происходящих в организме человека при расщеплении органических веществ,  повысить интерес к профессиям, связанных с естественными науками.

        Задачи: способствовать развитию познавательного интереса; развивать творческие умения обучающихся; воспитывать коллективизм, уважение и интерес  к профессиям естественно-научного направления.

         Игра проводится между 10 и 11 классами, в рамках недели естественных наук.  В игре принимают участие две команды по 6 человек. Каждая команда выбирает себе название и капитана, задача которого следить за работой членов своей команды и принимать решение о правильном ответе. В игре задействованы еще 2 обучающихся из этих групп, которые выступают в роли помощников. Игра состоит из пяти туров.

1 тур «Дуэль эрудитов»

2 тур «Не ошибись!»

3 тур «Химическая лаборатория»

4 тур «Диетология»

5 тур «Рациональное питание»

Правила игры:

        Каждый тур оценивается определенным количеством баллов. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Победителем считается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Жюри заносят результаты в сводную ведомость. При одинаковом количестве набранных баллов, командам будут предложены дополнительные вопросы.

Право начать игру определим с помощью жеребьевки.

Ход  игры.

 Без химии жизни, поверьте, нет. 
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

Итак, как сказал Козьма Прутков “Принимаясь за дело, соберись с духом”.

1-й тур “Дуэль эрудитов”.

        Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. На обдумывание дается 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов в этом туре – 8.

1. В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему?

Ответ: Избыток углеводов переходит в жиры, которые откладываются на почках, сердце, в сальнике на животе, увеличивая массу тела.

2. Найдите лишнее: крахмал, целлюлоза, галактоза, гликоген, декстрин.

Ответ: Галактоза относится к моносахаридам.

3. Почему при длительной варке бульон становится мутным?

Ответ: При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые и придают бульону мутность.

4.  Почему в хлебе много дырочек?

Ответ: в основе производства хлеба лежит процесс спиртового брожения, в результате которого образуется углекислый газ.

5.  Верно ли утверждение: Все жиры растительного происхождения – жидкие, а животного происхождения – твердые.

Ответ: Нет, не верно, так как есть исключения: рыбий жир, пальмовое (кокосовое) масло.

6.  В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?

Ответ: Углеводы – главный источник энергии.

7. Почему образуется пена на поверхности бульона?

Ответ: Это объясняется свертыванием растворимых в воде белков (альбумин, глобулин)

8. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?

Ответ. При жарении образуются ароматические углеводороды – канцерогенные вещества

9. Назовите элемент, входящий в состав морской капусты и его значение для здоровья человека:

Ответ: йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которая играет важную роль в обмене веществ.

10. Вещество,  содержащееся в зёрнах кофе, листьях чая 

Ответ: кофеин

11. Вещество, которое используется как консервант и  вкусовая приправа

Ответ: уксусная кислота

12. Вещества, входящие в состав любого жира.

Ответ: глицерин и карбоновые кислоты.

13. К названию студенистого десерта прибавьте две буквы и получите название металла.

Ответ: железо

14. К названию сладкого продукта, которым обычно намазывают крем, прибавьте три буквы и получите название неметалла.

Ответ: кремний

15. Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции?

Ответ: Все эти продукты содержат крахмал. Крахмальные зерна при повышении температуры набухают, образуя вязкий коллоидный раствор – крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200–400% воды, что приводит к привару.

16. Как отличить котлетный фарш от бифштексного химическим путем?

Ответ: Котлетный фарш содержит крахмал, поэтому под действием йода его проба должна окраситься в синий цвет.

Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты 1 тура.

2-й тур «Не ошибись»

        Сейчас каждой команде мы дадим пищевой продукт.

1-й команде – кусочек хлеба.
2-й команде – вареное яйцо.

        Необходимо ответить на вопросы:

1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта?
За правильное определение органического вещества – 1 балл.

2. Дайте определение данного класса.

За правильный ответ – 1 балл.

3. Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ.

За правильно выполненное задание команда получит 2 балла.

4.  Запишите уравнение реакции гидролиза данного вещества.
Это задание оценивается в 2 балла.

Задание выполняется письменно, ответы сдаются жюри для подсчета баллов.

Время выполнения данного задания – 5 минут. Максимальное количество баллов, которое вы можете  заработать в этом туре – 6.

Ответ: Белки – биополимеры, состоящие из остатков аминокислот.

Белок пищи →пепсин →пептид →трипсин → аминокислоты

Реакция гидролиза белка

(NH – CHR – CO )n + nH2O → n NH2 – CHR – COOH

        Углеводы – природные соединения, которые являются исходными веществами для биосинтеза других органических соединений.

        Крахмал → мальтаза → мальтоза →амилаза → глюкоза

        Реакция гидролиза крахмала

(C6H10O5)n + nH2O → nC6H10O5 → C12H22O11 → C6H12O6

3-й тур  “Химическая лаборатория”

Представьте, что вы являетесь владельцами кондитерской. Поставщики привезли вам для выпечки мед и сливочное масло, но у вас возникли сомнения в качестве продуктов. Ваша задача определить качество меда и сливочного масла. Каждой команде дается задание, которое вы должны выполнить в течение 7 минут. За правильно выполненное задание и объяснение полученного результата, команда получает 2 балла; если задание выполнено, но нет объяснения полученным результатам – 1 балл.

1-й команде.

Оборудование:

1 стакан с натуральным медом;

1 стакан с медом и крахмальным раствором;

2 химических стакана;

пипетка;

раствор йода;

вода, 2 ложки.

Задание: Некоторые продавцы меда, для увеличения веса подмешивают в мед крахмальный раствор. Перед вами 2 стакана с медом: в одном натуральный, а в другом с добавлением крахмала. Определите, в каком стакане натуральный мед.

Решение: В каждый стакан добавим несколько капель раствора йода. В том стакане, где находится смесь меда с крахмалом, наблюдается синее окрашивание (качественная реакция на крахмал).

2-й команде.

Оборудование:

1стакан с кусочком маргарина;

1 стакан с кусочком сливочного масла;

раствор перманганата калия;

скальпель;

2 стеклянные палочки.

Задание: Натуральное сливочное масло содержит жиры смешанного характера, содержащие остатки, как предельных, так и непредельных карбоновых кислот. Как, используя раствор перманганата калия, отличить маргарин от сливочного масла?

Решение: В 1 стаканчик с раствором KMnO4 бросим кусочек сливочного масла, а в другой стаканчик – кусочек маргарина. Где произойдет обесцвечивание раствора, там находится сливочное масло (качественная реакция на непредельные вещества).

Жюри объявляет результаты 4 тура.

4-й тур  «Диетология»

Командам необходимо рассчитать энергетическую ценность представленных продуктов.

Данное задание оценивается в 1 балл. На выполнение задания – 3 минуты.

Шоколад Российский – 531,6 ккал

Крупа гречневая – 325,5 ккал

Торт «Каприз» - 518,9 ккал

Кефир «Нежный» - 37 ккал

5–й тур «Рациональное питание»

Каждой команде нужно из предложенных продуктов составить меню на один день с учетом физиологических потребностей молодых людей в возрасте 17-18 лет.

За правильно выполненное задание команды получают 1 балл. Время для составления меню – 10 – 15 минут. Меню должно быть 4-х разовое с общей калорийностью 2600 ккал.

№ п/п

Продукты

Состав продуктов

Калорийность, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Творог

28

23,8

29,5

      444,2

Яйцо

12,7

11,5

11,9

201,9

Сахар

0,1

-

15,0

60,4

Капуста

1,9

2,2

8,5

61,4

Свекла

1,0

5,0

4,2

65,8

Сметана

1,2

15,0

1,5

145,8

Говядина

7,7

12,1

4,6

158,1

Хлеб

4,5

1,2

29,3

146

Крупа гречневая

2,9

2,7

22,0

123,9

Сок яблочный

0,5

-

11,7

107,3

Огурцы

1,1

3,3

1,5

40,1

Какао-порошок

3,0

3,2

22,8

131,6

Молоко

4,8

2,4

15,6

103,2

Мука

3,6

4,6

11,9

103,4

Повидло яблочное

8,6

24,7

70,8

539,9

Рыба

15,0

10,4

20,2

234,4

Сухофрукты

0,5

-

30,2

122,8

Сыр

3,5

4,5

-

54,5

Подведение итогов игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный тир (игра для внеклассных мероприятий по химии и биологии)

Игра предназначена для использования во время проведения недели химии и биологии в основной и средней школах....

Внеклассное мероприятие по химии, биологии, географии, истории "Хочу все изнать"

Внеклассное мероприятие содержит вопросы и задания  для учащихся 8-10 классов....

Внеклассное мероприятие по химии, физики, биологии и географии «Семь грецких орехов»

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии «Семь грецких орехов»...

Внеклассное мероприятие по химии, физики, биологии и географии «Семь грецких орехов»

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии «Семь грецких орехов»...