Программа кружка "Радуга талантов"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Хлебникова Оксана Витальевна

Хореография — искусство танца. Познать, ценить искусство – одна из величайших радостей человека, облагораживающая его духовный мир. Стремление к прекрасному, не всегда даже осознанное, живет в каждом человеке. А вот умению видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведения искусства следует учиться. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего мира. Специфика её в том, что чувства, переживания человека, она передаёт в пластической образно-художественной форме. Хореография – искусство, любимое детьми. Сейчас оно особенно популярно и востребовано. Посредством знакомства школьников с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения. Благодаря танцам происходит активное общение детей, ведь из всех видов увлечений танец наиболее ярко выражает непосредственность, искренность эмоционального порыва. Присущая молодости спонтанная энергия, направленная в нужное русло, питает эстетический, интеллектуальный и моральный рост ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа танцевального кружка33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное  

бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Суна»

   

Дополнительная общеобразовательная программа

  «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

художественной направленности

Возраст обучающихся:7-16лет

Срок реализации программы 1год

Составитель:

Хлебникова О.В.

учитель математики

 

                                                         Суна 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа художественной  направленности «Радуга талантов» (далее программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Рабочей программы воспитания;
  • Устава КОГОБУ СШ пгт.Суна Кировской области;
  • На основе: типовой программы «Хореографический кружок» авт. Боголюбская М.С., М., Просвещение, 1987.  

     Хореография — искусство танца. Познать, ценить искусство – одна из величайших радостей человека, облагораживающая его духовный мир. Стремление к прекрасному, не всегда даже осознанное, живет в каждом человеке. А вот умению видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведения искусства следует учиться. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего мира. Специфика её в том, что чувства, переживания человека, она передаёт в пластической образно-художественной форме. Хореография – искусство, любимое детьми. Сейчас оно особенно популярно и востребовано. Посредством знакомства школьников с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения. Благодаря танцам происходит активное общение детей, ведь из всех видов увлечений танец наиболее ярко выражает непосредственность, искренность эмоционального порыва. Присущая молодости спонтанная энергия, направленная в нужное русло, питает эстетический, интеллектуальный и моральный рост ребёнка. Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение, ориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных. В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. В XX веке танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни. Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...» Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Цель программы: формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности средствами хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные: 

· сформировать практические умения и навыки;

· дать определенные теоретические знания;

· научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;

· научить самостоятельно, пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.

Воспитательные:

· воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

· создать дружный коллектив;

· сформировать нравственную культуру;

· выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации.

Развивающие:

· приобщить детей к танцевальному искусству;

· сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру;

· развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;

· сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании;

· развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;

· укрепить здоровье и развить физическую выносливость.

Формы занятий: 

  • групповое занятие;
  • коллективное занятие;
  • итоговый концерт.

Учащиеся включены в различные виды деятельности:  художественную, творческую, познавательную, практическую и др.

Условия реализации программы.

 Срок реализации данной программы 1 год. На  изучение  курса «Радуга талантов» отводится 1 час в неделю, всего за учебный год 34 часа. Возраст детей 7 – 16 лет.

      В ходе освоения программы дети приобщаются к богатству танцевального и музыкального искусства, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки хореографической культуры, развивают творческие умения.

      Главная линия программы заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам и педагогу возможность избрать свободный путь познания хореографического искусства. Активизация и развитие творческих способностей детей являются неотъемлемой частью образовательного процесса.  

     Акцент в работе делается на:

· воспитание у детей любви к танцевальному творчеству;

· обучение детей танцевальным традициям;

· пропаганду здорового образа жизни;

· организацию досуга и выступлений детей.

      Основные принципы обучения, заложенные в программу:

- принцип природосообразности: строится образовательный процесс, следуя логике (природы) развития личности ребенка;

- принцип развивающего обучения: развитие личности ребенка, направлено на умение сравнивать и обобщать, видеть и понимать;

- принцип индивидуального подхода, максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для развития его индивидуальности, опора на интересы ребенка;

- принцип гуманистичности: гуманистический характер отношений педагога и ребенка, ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах.

     Отличительные особенности:

  • программа рассчитана на детей, разных по уровню умения и вне зависимости от их природных способностей, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией (в отличие от специальных учебных заведений), не имеющих ограничений на двигательную деятельность в связи с проблемами в состоянии здоровья. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разно уровневых групп детей, нестандартностью, индивидуальных результатов обучения.
  • в связи с изучением разных направлений танца, является ее комплексность и мобильность. По, возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития. Если отдельные учащиеся легко овладевают учебной программой, то у них есть возможность освоить последующие этапы обучения, и, наоборот, если не справляются, не смотря на все усилия и дополнительные занятия (возможно, из-за отсутствия природных данных или по состоянию здоровья), меняется круг интересов ребенка или увеличивается нагрузка в школе, то всегда есть возможность закончить обучение на определенном этапе.  

Критерии оценочной деятельности детей

     Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям. Если зритель стремиться посмотреть выступления кружковцев, в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно. Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах.      

      Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, открытые.

     Форма оценки:

  • открытые уроки,
  • выступления в различных концертных программах, социальных акциях,
  • конкурсах муниципального, регионального, российского уровня,
  • фестивалях муниципального, регионального, российского уровня,
  • отчетный концерт коллектива в конце учебного года.

Набор на обучение по данной программе свободный без предварительных вступительных испытаний.

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

    Знать:

· правила исполнения поклона;

· направление движений;

· последовательность исполнения движения; · понятие о трех жанрах музыки (песня— танец— марш)

· правила поведения при работе друг с другом и в группе.

· постановку спины и головы;

· построение в шеренгу, клону, круг, шахматный порядок.

    Уметь:

· согласовать свои движения с музыкой;

· ходить легко, ритмично, бегать быстро с высоким подъемом ног, скакать с ноги на ногу, выполнять движения различного характера, пружинить на ногах;

· передавать игровые образы различного характера;

· строить совместно с группой ровный круг;

· расходится из пар в разные стороны;

· сидя на коврике держать спину ровно;

 · реагировать на замечания, менять исходные положения по необходимости; · начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки;

· простейшие движения народных танцев: подскоки, присядка, галоп, шаг по 1-й позиции, «ковырялочка», гармошка.

     Личностные качества — формирование внутренней самодисциплины: умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, умение работать в паре и в ансамбле, улыбка во время исполнения, внимание друг на друга.

     Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику современного и народного танцев, теоретическую и практическую части, индивидуальные, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию танцевальных навыков учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над сценическими постановками.  Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать учащиеся в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, методике исполнения и выразительности языка танца, знания по танцевальному этикету). В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, знания танцевальной лексики и танцев из репертуара ансамбля.  

     Материал программы включает несколько разделов по следующим дисциплинам:

1. Вводные занятия и правила техники безопасности.

2. Азбука танца, который состоит из подразделов:

· ритмика;

· музыкальная грамота;

· игровые технологии;

· история танца, танец сегодня.

3. Основы народного танца.

4. Современная хореография.

5. «Творческая мастерская».

6. Композиция и постановка танца, индивидуальная работа (малые формы).

7. Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера.

8. Работа с костюмерной базой и музыкальным материалом.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие и ТБ

1

0

1

2

Азбука танца

4

6

10

2.1

Ритмика

1

2

3

2.2

Музыкальная грамота

1

1

2

2.3

Игровые технологии

1

2

3

2.4

История танца, танец сегодня

1

1

2

3

Основы народного танца

1

3

4

4

Современная хореография

1

3

4

5

«Творческая мастерская»

1

3

4

6

Композиция и постановка танца, индивидуальная работа (малые формы)

1

5

6

7

Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера

1

1

2

8

Работа с костюмерной базой и музыкальном репертуаром

1

1

2

9

Итоговое занятие

0

1

1

                                                              Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие: Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

2. Азбука танца. Темы:

  • Ритмика:

Теория. Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части), изучение длительностей нот (целые, половины, четвертные, восьмые), понятие о ритмическом рисунке.

Практика. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движения в различных темпах, передача хлопками и ногами различного рисунка. Построение в колонну, шеренгу, круг и т.д. построение в пары, тройки, повороты. Игры организующего порядка, музыкальные игры, танцы-минутки.

  • Музыкальная грамота:

Теория. Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.

Практика. Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой.

  • Игровые технологии:

Теория. «Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и само - реализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций. Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

Практика. Сюжетно - ролевые игры, речи двигательные игры, лого ритмические игры, коммуникативные игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

  • История танца, танец сегодня:

Теория. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике, как одной из составляющих цельного художественного образа.

  1. Основы народного танца:

Теория. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.

Практика. Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук.

  1. Современный хореография:

Теория. Беседы о современной хореографии – субкультура, что такое и как она связана с современной хореографией.

Практика. Пластическая подготовка с использованием технических приемов современной хореографии. Упражнения на напряжения и расслабления. Упражнения, заимствованные из классического танца. Прыжки, вращения с падением, импровизация. Хореографическая гимнастика. Танцевальные комбинации в стиле различных направлений эстрадного танца.

  1. «Творческая мастерская»:

Теория. Большую роль в коллективе имеет доброжелательная обстановка. Чувство доброты, эмоциональная комфортность в данной среде воспитывается делами. Важно, чтобы каждый воспитанник мог расслабиться и почувствовать внутреннюю психологическую свободу и умел доверять своим товарищам. Детское творчество тесно связано с игрой, с поиском нового интересного и необычного, и, способствует больше саморазвитию ребенка, чем самореализации. В процессе творчества, как и в игре, ребенок стремится опробовать разные роли. Система творческих заданий помогает детям войти в образное содержание выбранной роли, а перевод образа из одного художественного ряда в другой уйти от общих шаблонов и развить ассоциативное мышление.

Практика. Совместное прослушивание музыкального материла. Разные образы в движении: животные, природные стихии – вода, огонь, воздух, земля, растения, разные предметы.

  1. Композиция и постановка танца, индивидуальная работа (малые формы):

Теория. Исследование творческих запросов и возможностей исполнителей. Посещение концертов с последующим анализом просмотренного, использование для детального разбора видеоматериалов. Привлечение старших ребят для показа движений данных номеров, разучивание этих движений.

Практика. Самостоятельная работа учеников над заданием, этюдная работа, разучивание танцевальных элементов, упражнение для растанцованности, постановка 1 концертного номера.

  1. Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера: Теория. Цели и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий для девочек и мальчиков (туфли, репетиционный костюм, прически). Беседа с родителями о целях и задачах, перспективный план. Практика. Организация групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками. Выбор родительского комитета.
  2. Работа с костюмерной базой и музыкальном репертуаром:

Теория. Творческая работа над эскизами концертного костюма, консультации с стилистами и дизайнерами.

Практика. Организация пошива или покупка танцевального костюма, искание и прослушивание нового музыкального материала, его обработка.

  1. Итоговое занятие.

Отслеживание результативности освоения программы

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые. Высокий уровень освоения программы (отлично)

· Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;

· Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;

· Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;

· Полное владение репертуаром коллектива;

 Средний уровень освоения программы (хорошо)

· Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;

· Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;

· Умение работать в ансамбле;

· Неполное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;

Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно)

· Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;

· Неточное исполнение танцевальных комбинаций;

· Не достаточная сформированность навыков работы в ансамбле;

· Частичный ввод в репертуар ансамбля.

Проверка освоения программного материала проводится по всем направлениям образовательной программы и ее результаты фиксируются в зачетных ведомостях и в журнале. При оценке результативности освоения образовательной программы учитывается участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для работы по программе необходимо:

· помещение (кабинет, зал);

· гимнастические коврики;

· музыкальный центр, DVD плеер, ноутбук;

· музыкальные и видео записи на СD и DVD носителях;

· для выступлении - танцевальная база костюмов;

· специальная танцевальная обувь;

· мячи для работы на занятиях по ритмике;

· аксессуары.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М. Просвещение, 2010.Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб., 1996 .

2. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии.- Орел: ОГИИК, 2001.

3. Роот З. Танцы в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Шершнев.В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008.

5. Белибихина Н. А., Королева Л. А. Организация дополнительного образования в школе. Планирование, программы, разработки занятий – Волгоград: «Учитель», 2009.

6. Шутиков Ю. Н.Учебно – методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам – С. Петербург,2006.

7. Шеренев В.Г. От ритмики к танцу – М.: Один из лучших,2008.

8.  Бекина С. Музыка и движение - М., 1983.

9. Алексеева Л.Н. Танцы для детей – М., 1982.

10. Первова О. А. Программа курса внеурочной деятельности спортивно – физкультурного направления «Ритмика».

11. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать – М.: Век информации, 2009.

12. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевальная – игровая гимнастика для детей [Текст]: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. – СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. – 352 с.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шоу – программа «Созвездие талантов»

внеклассное мероприятие для девочек  5- 7 классы по технологии, можно использовать к празднику 8 марта....

Концертная программа "Наши таланты"

Этот материал можно использовать для проведения концертных программ в школе для родителей....

Сценарий программы выступления команды "Поколение КОМП и НЕТ" на конкурсе "Алло, мы ищем таланты"

Выступление для конкурса "Алло, мы ищем таланты!" для 8-10 классов, можно использовать, как выступление команды КВН....

Сценарий конкурсной программы «Страна талантов»

Сценарий конкурсной программы «Страна талантов»...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"

Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....

Программа "Я - талант"

Программа работы с одаренными детьми в области художественно-эстетического воспитания и образования обучающихся...

Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...