Роль критики в лидерских качествах
классный час (6 класс)

Прасол Елена Владимировна

Материал был подготовлен в рамках реализации национального проекта "Наставничество" детской группой "ученик-ученик" ("лидер-лидер").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kritiki_v_liderskih_kachestvah.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль критики в лидерских качествах

Как определить в себе лидерские качества

Приведём ниже десять признаков лидера. Оцени себя исходя из этих характеристик. Вдруг ты всегда был лидером, не осознавая этого! Загибай палец каждый раз, когда описание соответствует твоему характеру.

1) Открытый: ты непредвзят и умеешь слушать чужое мнение.

2) Советчик: окружающие часто просят помощи и твоя точка зрения ценна для них.

3) Ответственный: умеешь держать слово, поэтому люди доверяют тебе.

4) Порядочный: друзья легко рассказывают тебе свои секреты, без опасений, что ты их выдашь.

5) Трудолюбивый: показываешь своим примером, что работать нужно не покладая рук.

6) Целеустремлённый: предпочитаешь действовать, нежели обещать.

7) Оптимист: умеешь вселять в других уверенность, мотивировать к действию.

8) Уважительный: принимаешь людей такими, какие они есть. Умеешь находить в других хорошие стороны и ценить их.

9) Заботливый: беспокоишься не только о своём благополучии, но и помогаешь достичь успеха другим.

10) Энтузиаст: ведёшь себя уверенно и предлагаешь решение проблемы первым.

Если хотя бы восемь пунктов про тебя, то ты можешь считать себя прирождённым лидером. Если меньше, не расстраивайся. Лидерские качества можно развить.

Час общения с подростками «Конструктивная критика»

Цели: формирование конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о конкретности в критике.
Обучение навыкам критического отношения к себе, умения критически мыслить.

Ход занятия.

Организационный момент.
Знакомство с темой занятия. Постановка целей занятия.

Вступительная беседа.
Никто не любит критики – это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь была успешной, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Гораздо легче принять критику в свой адрес, когда мы воспринимаем критику не как личное оскорбление, а осознаем. Что она не затрагивает отношений в целом. Мы зачастую ошибаемся, когда думаем: «Если он критикует меня, значит, я ему не нравлюсь».
Необходимо уметь управлять своими эмоциями, тогда у вас появится возможность критиковать более взвешенно и беспристрастно; в результате мы становимся зрелыми людьми и достигаем значительно большего успеха в бизнесе и профессиональной сфере.
С точки зрения социальных отношений, этот навык просто незаменим.
Наиболее эффективный способ научиться принимать критику – это научиться самому правильно критиковать других.

Основная часть

Что такое критика?
Конечно, слова похвалы – это самый приятные слова, которые мы можем услышать в свой адрес. Но иногда мы должны позволять нашим друзьям и близким критиковать наши действия. Как вы считаете, что называется критикой?

Критика – это не только негативные высказывания в адрес кого-либо. Критически оценивать чью-то работу это значит рассматривать все ее положительные и негативные стороны. Мы можем привести простой пример: вы разбираете с учителем русского языка сочинение.
Учитель объясняет типичные ошибки в правописании слов, и вы их разбираете, он также говорит о том, как вы раскрыли тему. Критике подвергается практически вся деятельность человека, а в роли критиков часто выступают родители, учителя и друзья и, конечно, вы сами. Тяжелее воспринимать негативную критику, причем даже от близких вам людей. Но ведь лучше пусть они укажут вам на ваши ошибки, чем это будет кто-то со стороны.

- Как вы думаете, почему критика из уст друзей важна?

- Ваши друзья никогда не посоветуют вам плохого. А со стороны всегда лучше видны недочеты. Если ваши друзья заметили их, то не будет ничего удивительного, когда их увидят другие люди. Порой, когда вы долго работаете над чем-то, то у вас уже потом в глазах все перемешивается. Некоторые люди даже специально просят взглянуть на свою работу другого человека, чтобы он посмотрел «свежим взглядом» и увидел ошибку.
Например, вы решаете какой-то сложный пример по математике, а ответ у вас не сходится. Вы сидите над ним уже не первый час, но решение все равно не находите. Вы можете подойти к маме и посмотреть на ваш пример. Ей будет гораздо проще найти то место, где вы допустили ошибку, и она вам покажет его. Указывать на ошибки, чтобы потом их можно было исправить – это тоже критика.

Если критикуют несправедливо
- Но как поступить в том случае, когда критикуют уже готовую работу, да при чем и негативно? Для начала определись в том, действительно ли ты заслужил эту критику. Как в случае и похвалой попытайся оценить свою работу сам. Возможно, что тот человек, который негативно высказывается о твоей работе не очень-то к тебе расположен. Вы вполне могли поссориться или он затаил на тебя обиду. Он злиться на вас, поэтому не стоит ждать лестных не должна основываться на злобе. Главное правило – это спокойствие, причем оно должно соблюдать с двух сторон: спокоен должен быть и тот, кто критикует и тот, кого критикуют. Только при выполнении этого непростого условия можно учесть все ошибки. Это условие действительно непростое, потому что часто наши эмоции захлестывают нас: представьте, что ваш друг негативно высказался о вашем внешнем виде, а вы вместо того, чтобы спросить о том, что ему не понравилось начинаете на него кричать и обижаться. А возможно, что он действительно был прав, но из-за нетерпимости вы поругались с другом. Вы должны всегда помнить, что дружеская критика существует не для того, чтобы портить друг другу настроение, а для того, чтобы вы стали лучше.

К какой критике стоит прислушаться
- В принципе есть только одна тема, которую обсуждать стоит только в узких кругах: это тема внешнего вида. Не стоит критиковать какие-то физические недостатки человека, а также качество одежды. Не всегда ваши родители могут позволить вам дорогую одежду, да и она вам сейчас не нужна. Но вот если кто-то из ваших друзей вам сказал, что вы пришли в не глаженной рубашке или помятой юбке, то они абсолютно правы, поскольку за своим внешним видом нужно всегда следить и поддерживать его должным образом. Кстати, если вы немного обратите внимание на окружающих, то можете и без слов понять, что они думают о вашем виде, и когда вы подвергаетесь самой строгой критике. Например, вы заходите в класс и все в ужасе замолкают и поворачиваются в вашу сторону. Самая строгая оценка – это молчание. Просто ваши одноклассники даже не знают, как описать свои эмоции. Впрочем, это достаточно редкий случай, поэтому давайте разберемся, как же нужно вежливо реагировать на критику.


Критика всегда имеет свои основания
Если кто-то негативно высказывается в твой адрес или в адрес твоих поступков, то попроси этого человека объяснить тебе, почему он так считает. Если он сможет подкрепить свое утверждение, то ты должен согласиться. Если ваши родители говорят вам, что вы не можете сосредоточиться на одном деле, постоянно перескакиваете с одного на другой, а в итоге не можете ни одного доделать до конца, то, пожалуй, вам стоит к этому прислушаться. С критикой нужно соглашаться только в том случае, если вам могут объяснить, почему вам нужно что-то исправить. Если ваш друг негативно высказывается о каком-то вашем качестве (много болтаете, ленивы, безответственны), а подкрепить свои слова не может, то вам просто стоит задуматься над этим вопросом. Если вы считаете, что не соответствуете подобной негативной оценке, то просто не обращайте внимания. Если ваш друг действительно указал на ваш недостаток, а вы о нем и не подозревали, то вы должны поблагодарить за такую критику. Вполне достаточно будет простого «Спасибо». Ведь именно благодаря дружескому совету вы сможете вовремя исправить ваш недостаток. Иногда вовремя сказанная критика вызывает даже положительные эмоции, и вы даже можете сказать об этом: «Я рад, что ты указал мне на мои недочеты, я обязательно воспользуюсь твоим советом». Такая дружеская поддержка должна быть оценена вами по достоинству.

Критика и обида несовместимы
А вот чего никогда не стоит делать – так это обижаться на того человека, который тебя справедливо критикует. Вежливый человек всегда помнит, что указывать на недостатки можно только наедине. Поэтому если ваш друг начинает высказываться негативно в присутствии других людей, то вам стоит его прервать. Если вам действительно интересно мнение вашего друга, то вы можете сказать: «Давай поговорим потом на эту тему», а потом сами ему об этом напомните. Если вы понимаете, что критика в ваш адрес несправедлива, то вы можете открыто согласна» или «У меня другое мнение». Конечно, неплохо если ты сможешь как-то аргументировать свои слова. Этого должно быть вполне достаточно, чтобы закончить разговор двух вежливых людей. Никогда не нужно переходить на повышенные тона и в ответ указывать на недостатки.

Рассмотрим, какие бывают мотивы критики:
из-за недоброжелательного отношения ,
из мести,
по злому умыслу,
из зависти,
чтобы перенести свою критику на другого,
чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,
чтобы обратить внимание на себя,
чтобы оскорбить,
из-за общего дурного настроения,
из-за высокомерия,
из-за агрессивного поведения.

Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.
-Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих товарищей?

Упражнение:
каждый воспитанник называет по одному положительному качеству.

-А чего мы хотим достичь критикой?
- плохое настроение,
необходимости защищаться,
агрессивность,
враждебные отношения,
оскорбление,
встречную критику,
неуверенность,
безразличие,
противоположность тому, чего стремились достичь,
упадок сил той и другой стороны,
дальнейшее ухудшения собственного настроения

Как видите, никаких положительных результатов достичь с помощью критики невозможно. Причиной критики может быть или глупость, или человек не любит людей и не стремится к нормальному существованию с ними. Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.

Просмотр мультфильмов «Праздник», «Лунтик и его друзья».
Анализ мультфильмов.
Комарик из первого мультика сказал волку: «Я думал ты плохо играешь… А ты, оказывается, совсем играть не умеешь!» Вместо того, чтобы обижаться на вредного комара, нужно было дать ему балалайку в руки и попросить сыграть лучше. Пусть бы научил волка. И тут-то выяснилось бы, кто действительно играть на балалайке не умеет.

Дядя Шнюк не просто сказал, что картины плохие. Он обосновал свое мнение, указав на конкретные недостатки: «Вот тут много пустого места. Краски бледные. И плохо сочетаются. А у тебя, Кузя, что? Похоже на гриб какой-то — тогда цветы маленькие». Дядя Шнюк знает простое правило критики и умело использует его: «Критикуя, предлагай!»

Критика бывает разной.
Можно критиковать, чтобы специально обидеть человека, чтобы реализовать себя за счет другого, чтобы повысить свой мнимый авторитет среди других. Так делал комарик из мультика. Такую критику не нужно вообще воспринимать серьезно.
А можно критиковать с целью помочь другому. Так делал паук Дядя Шнюк из второго мультика. В таком случае нужно следовать совету голоса за кадром:
«Всегда приятно, когда тебя хвалят. Но критика — это тоже хорошо. Ведь благодаря критике ты сможешь увидеть и исправить свои ошибки».

Прежде, чем как-то отреагировать на критику в свой адрес, нужно посмотреть на уровень мастерства человека, который сделал Вам замечание.
«Дядя Шнюк — хороший художник!» — сказал Лунтик. А это значит, что следуя советам паука, можно тоже стать хорошим художником. И в конце Лунтик нам эту мысль четко доказал. Исправленная картина Лунтика поразила всех посетителей выставки и даже понравилась самому мастеру, Дяде Шнюку.

Во время просмотра мультфильма «Праздник» обратите внимание на поведение комара. Он постоянно всех обижает. Мышке с лягушкой праздник испортил. Волку сказал, что тот не умеет играть на балалайке.

Итог занятия.
Давайте подведем итог нашему занятию. Сегодня мы разобрались, как нужно реагировать на критику, на справедливую критику, нужно всегда отзываться благодарностью. Если вас критикуют, то вы не должны воспринимать это как личный упрек. В первую очередь вы всегда должны сами выступать самыми строгими критиками в свой адрес. Если вы сможете объективно оценивать себя и свои поступки, то и окружающие будут поступать так же по отношению к вам.

Этапы конструктивной критики

  1. Определите, какую цель Вы преследуете свой критикой. Для этого ответьте на вопрос: "Для чего я хочу это сказать?"
  2. Критикуйте наедине, а хвалите при людях.
  3. Подберите соответствующие слова, которые бы мотивировали на изменения, отключая потребность защищаться. Будьте корректны!
  4. Критикуйте факты, события, возможности, поведение, но не самого человека.
  5. Критика должна быть содержательной, но не длительной. Вспоминать все ошибки и неточности другого человека не стоит.
  6. Критикуйте без лишних эмоций, спокойно, беспристрастно.
  7. Используйте правило "+" "-" "+". Которое заключается в том, что сначала стоит отметить какую-то сильную сторону критикуемого, положительный момент, затем высказать, что лучше изменить, что выполнено, сделано не так, и закончить положительным высказыванием, например, верой в то, что человек сможет исправить или в то, что человек сам знает, как наилучшим образом решить данный вопрос и другое.
  8. Дайте человеку высказаться, проявите уважение к его мнению и готовность к диалогу.
  9. Будьте искренними!

Для выражения конструктивной критики можно воспользоваться следующими техниками:

  • Выражения сомнения в правильности, нужности, результативности. Например, "Полагаю, что выбранный способ наиболее затратный", "Боюсь, что…"
  • Обращение к прошлым аналогичным случаям. Например, "у нас был аналогичный случай…", "я сталкивался с такой ситуацией".
  • Ссылка на три причины. Например, "я не согласен… (Аргумент). Это раз. (Аргумент). Это два. (Аргумент). Это три".

Каждый человек может выработать свою схему конструктивной критики, главное, чтобы она таковой являлась.

Критика при умелом использовании может служить эффективным инструментом во взаимодействие с окружающими людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты на выявление лидерских качеств

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер?...

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Социализация личности ребенка путем развития и становления его лидерских качеств

Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате. Джим Рон...

Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...