Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Тема :"Священные сооружения мира "
план-конспект урока (5 класс)

Селезнева  Наиля Фяритовна

Работа выполнена в рамках прохождения курсов ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока №10 В курск ОРКиСЭ524.76 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Технологическая карта урока    ОРКиСЭ

Выполнила слушатель Селезнева Наиля Фяритовна.

КПК  Показать закладки»Проектирование педагогической деятельности учителем ОРКСЭ в соответствии с ФГОС НОО »

Тема урока         Священные сооружения.

№ урока              10     1 часть)

Цель урока:

формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий

Задачи:

Образовательные

- сформировать у детей представление об основных священных сооружениях  мировых религий: церковь, синагога

- учить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям

Развивающие

- формировать навыки смыслового чтения, развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения

Воспитательные

- воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Виды деятельности

-создание проблемной ситуации, устный рассказ на тему, беседа, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, игра, работа с текстом.

Новые понятия

церковь, алтарь, икона, фреска, синагога, менора,

Оборудование

ПК, презентация, учебник, тетрадь,

раздаточный материал.

Формы контроля

самоконтроль, взаимоконтроль

Домашнее задание

творческое: подготовить сообщение о церкви или синагоге

Структура урока:

1) Организация деятельности учащихся.

2) Проверка усвоения материала прошлого урока.  

3) Введение в тему.

4) Постановка проблемы.

5) Объяснение нового материала.

а) Демонстрация презентации.

б) Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

6) Закрепление материала

а) Заполнение таблицы.

б) Игра «Да – нет»

в) Работа в группах с раздаточным материалом и текстом группам

7) Проверка усвоения знаний

8) Рефлексия. Подведение итогов урока.

9) Задание на дом.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Планируемый результат

(формируемые УУД)

1. Организационный

1)Организация деятельности учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

в начале урока

в конце урока

Заполнение таблицы «Индикатор настроения»

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока.

- На прошлых  уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии  и кто является основоположником тех или иных религий.

- Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени  по мере их возникновения: христианство, ислам, буддизм, иудаизм

 

-Вспомните, кто считается основателями мировых религий.  

Дети располагают карточки в правильном порядке: иудаизм, буддизм, христианство, ислам.)

Ответы детей.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

3. Введение в тему.

- Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то в чем еще нуждаются верующие?

- Как бы вы назвали такие сооружения?

-Какое определение, на ваш взгляд, самое точное?

Ответы детей: в сооружениях, где бы хранились реликвии, где бы люди молились, совершались таинства и т.д.

Предположения детей.

Фронтальная работа.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

4. Постановка проблемы.

- Слышали ли вы когда-нибудь слово «ХРАМ»? Что оно означает?

- Послушайте стихотворение о храме.

Слово о Храме.

Величественны Храмы на планете.

 Трудом людей они воздвигнуты в юдоли.

 Но, человек, запомни- в этом Свете-

 Все Храмы - суть Творенья Моей Воли.

Татьяна Лепина

9 января 2011 года.

Купола, купола, купола...

Всюду церкви, соборы, мечети,

Колокольни и минареты -

Старину  от темна до темна

Реставрируют божьи дети.

Для чего? Для кого? Для души?

Дань истории? Для потомков

Собирают они осколки

В городах, в деревенской глуши

И в архивных томах, на полках.

- Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят  и чем отличаются друг от друга .

(презентация: фотографии различных  свящённых сооружений)

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. - Сложная задача? Но мы с вами предполагали,  а ведь нам нужно знать это точно.

- Сформулируйте тему нашего урока.

ответы детей

рассматривают фотографии, высказывают предположения

Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться.

Формулируют тему, записывают в тетради.

Фронтальная работа.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

5. Решение проблемы. Объяснение нового материала

- О каждом священном сооружении мы подготовим сообщение по определенному плану: алгоритму. 

Совместно с учителем составляют алгоритм сообщения:

  • религия
  • название сооружения
  • внешний вид
  • внутреннее убранство
  • правила поведения

Работа в группах с учебником и раздаточным материалом с дополнительными сведениями о сооружении.

(1-2 группы: Стоунхендж, христианский храм; 3-4 группы: синагога)

Результаты поиска заносятся в таблицу:

христианство

иудаизм

ислам

буддизм

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Физкультминутка

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Выполняют упражнение для релаксации

Организация психофизической тренировки

7. Первичное закрепление материала.

Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

-Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились?

Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.

- В чём особенность каждого из сооружений?

Представление сообщений. Каждая группа представляет результаты своей работы по алгоритму с показом иллюстраций. Остальные группы заполняют свои таблицы.

Коммуникативные:

 - умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8.  Закрепление материала.

Игра «Да –нет»

- А сейчас давайте поиграем в игру. Можно отвечать только «да» и «нет».

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

У синагоги есть колокола?

У православного храма много куполов?

Ступа это место для молитвы?

Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы?

В синагоге прихожане сидят на полу?

В православном храме мы увидим иконы?

Синагога – это здание где молятся иудеи?

Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры?

 У миноры 10 свечей?

Иконы пишутся на сырой штукатурке? и т.д.

- Возьмите  конверты, которые лежат у вас на столах. Из деталей нужно собрать мозаику, определить к какой религиозной культуре относится сооружение и назвать основные понятия, относящиеся к нему. (например: церковь, икона, фреска, алтарь, иконостас)

Хором отвечают на вопросы.

Собирают изображение, отвечают на вопросы.

Самоконтроль.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

9. Заключительный этап. Проверка усвоения знаний.

Рефлексия.

- Какие священные сооружения религий мира мы теперь знаем?

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы). Вот и в нашем прекрасном городе мы можем увидеть различные священные сооружения. (показ презентации «Храмы Санкт-Петербурга», церкви района Охта)

Отвечают на вопросы.

 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7a/Pavlovsk_1025.jpg/1280px-Pavlovsk_1025.jpg

Рассматривают изображения, узнают, где находятся данные церкви.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

10. Домашнее задание.

- Если вас заинтересовали священные сооружения, о которых мы сегодня говорили, подготовьте дома вместе с родителями сообщение об одном из них. 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

Закрашивают «смайлик», соответствующий их настроению и эмоциональному состоянию.

Личностные:

- положительно оценить свою работу на уроке

- проявить заинтересованность в получении дополнительной информации совместно с родителями

- выразить желание выполнить домашнее задание

Приложение.

в начале урока

               

                    

в конце урока

               

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок для 4 класса"Священные сооружения"

Методическая разработка урока по ОРКСЭМодуль»Основы мировых религиозных культур»Тема:Священные сооружения.Цель:формирование понятия»священное сооружение»через ознакомление с культовыми сооружениями ми...

Презентация"Священные сооружения"

Презентация к уроку "Священные сооружения" предназначена для учителей преподающих курс ОРКСЭ модуль"Основы мировых религиозных культур"....

Священные сооружения иудаизма и христианства

Данный  урок разработан в соответствии с программой курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур», и  предназначен для учащихся 4-х к...

Проверочная работа по теме "Священные сооружения мировых религиозных культур" (предмет ОРКСЭ)

Проверочная работа составлена на основе учебника по ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур", автор Беглов А. Л., Саплина Е. В. Проверочная состоит из 2 вариантов по 5 вопросов каждый. Проверяются з...

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения"

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения" содержит аннотацию, подробный конспект, где представлена как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, метод...