Профориентация “Звездный час”
классный час (7 класс)

Рудаков Николай Иванович
помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своими собственным представлением о счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Профориентация “Звездный час”38.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Звездный час”

  

            Цель игрового упражнения - помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своими собственным представлением о счастье.

          1 вариант (основные этапы проведения):

 1.    Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный стереотип (или социальный  стереотип) они будут обсуждать. Например, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бармена”.

2.    Далее ведущий дает участникам следующее задание:

 “Сейчас каждый из вас попробует представить, какие самые   приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у  каждого может быть свое собственное представление об этом).   Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения,     после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее  реалистичными, то есть в наибольшей степени соответствует “счастью” большинства барменов...”.

 3.      Участники по очереди говорят о своих представлениях о “звездном часе” бармена. Ведущий  при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях вполне возможны шутки и некоторая ирония по отношению к “счастью” стереотипов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду...

4.      Далее организуется обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для  бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной “объективности” обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы познакомить участников с “правдой”, сколько в том, чтобы актуализировать их представления о “радостях” того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.

 2 вариант:

 1.      Участники разбиваются на группы по 3-5 человек (микрокоманды).

 2.      Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых микрокоманд. 

3.       Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...) Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микро группа.

4.     Далее по очереди представители микро групп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение, Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противоположными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое. 

Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональный (или  социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микро группах некоторые представления

 

Игровое упражнение «Эпитафия...»

  

             Цель игрового упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

           Методика рассчитана на работу в круге. Количество участников - от8 - 10 до 15-20. Время проведения - от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

 1.         Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадочным голосом рассказывает такую примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...”, или “Нугзар Гаприндашвили.Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет...”. Далее ведущий может спросить у группы: “Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?”. Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека”.

 

2.          Общая инструкция : “Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 1997 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложиться его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, проработал там-то, сделал то-то...- по типу “комсомольско-молодежной биографии”), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими  размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из дома...).Желательно предлагать события,  соответствующие реальности ( без всяких встреч с инопланетянами и прочими «веселыми ребятами-суперменами»...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...».

 

3.      Ведущий называет первое событие, например, «наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

 

4.      Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

 

5.      Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

 

6.      Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).

 

7.      Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту - 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду - чушь какая-то (или «...мрак какой-то»)...». Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

 

8.      Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние ( нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

 

9.      Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

 

10.  Можно даже предложить участникам «задание на дом»: «Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час математики

внеклассное мероприятие "Звездный час математики"...

приложение к игре "Звездный час математики"

разработка мероприятия "Звездный час математики"...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...