"Добровольчество как образ жизни"
методическая разработка (8 класс)

Классный час о волонтерстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrovolchestvo_kak_obraz_zhizni.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап III Всероссийского дистанционного  конкурса

 среди классных руководителей на лучшие методические разработки

 воспитательных мероприятий в Краснодарском крае

Методическая разработка воспитательного мероприятия 

 

«Добровольчество как образ жизни»

Автор: Карунина Ирина Владимировна,

учитель английского языка МОБУ СОШ № 11

им. Героя России И. В. Марьенкова

 г. Лабинска Лабинского района

Лабинск, 2022 г.

Технологическая карта

Цель: создать условия для развития позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность

Задачи мероприятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

-  познакомить с волонтёрской деятельностью

Развивающие:

     способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

     пробуждать интерес к волонтёрству;

     воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;

     учить выслушивать   мнения одноклассников,  правильно реагировать на их  замечания

Планируемые результаты

Предметные:

- дети самостоятельно сформулируют понятие «волонтёр».

  научатся извлекать нужную информацию.

   научатся обобщать, делать  выводы.

Личностные:

  мероприятие поможет развить учебно - познавательный  интерес, навыки сотрудничества, положительную  мотивацию  к внеклассной  деятельности;

Метапредметные:

   дети научатся планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    научатся учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Формирование УУД:

Личностные:  

    развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий.

     учить объективно оценивать свою деятельность.

 Регулятивные:

        способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность. 

Познавательные:

        развивать умения и навыки осуществлять деятельность в разных видах и формах;

        стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Коммуникативные:

     участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками.

     высказывать своё мнение, выслушивать  мнения других, соотносить их со своим, проявлять терпимость.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 6-8 классов (13-15 лет)

Форма проведения: групповая

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: ИКТ, дискуссия, решение практических задач, творческая и игровая деятельность, прием художественного чтения, тестирование.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, листы бумаги, ватман, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

 Учитель:

Здравствуйте, друзья. Садитесь. Я очень рада встрече с вами. Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!  Мне  хотелось бы начать наше мероприятие с замечательной притчи, которая называется «Морская звезда».

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.

— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.

Учитель:

- Что может изменить мальчик для этой звезды?

- Что получит мальчик для себя, спасая жизнь морской звезде?

- В каких словах заключается мудрость этой притчи?

Сделаем вывод. Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее.

  1. Выход на постановку учебной задачи.

Учитель: 

Сегодня мы поговорим о людях, которые делают добрые дела, помогая другим людям. Причем делают они это безвозмездно. Ребята, как мы называем этих людей? Правильно, волонтерами.

 (Учитель предлагает детям посмотреть видеоролик «Рука помощи» https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=bO7hukP2Poc) Кто этот мальчик? Как вы это поняли? А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика?   Каким самым главным качеством должен обладать волонтер?

Не каждый сможет, отложив свои дела, прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Быть добровольцем может только по-настоящему добрый и отзывчивый человек.

Труд добровольцев важен, нужен,

Они меняют мир порой

Тем, что в дожди, жару и стужу

Поддержат дружеской рукой.

Не ждут оплаты, поощрения,

Спокойно отдают свой труд.

У них такая точка зрения,

      Они так чувствуют, живут.

Ведущий 1

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. 5 декабря – Международный день добровольца (волонтера). 2018 год Указом Президента РФ был объявлен Годом волонтера. По словам В.В. Путина, проведение Года добровольца – это признание заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтеров в развитие страны. Ведь волонтеры это – те, кто стремится помогать другим, приносить пользу родной стране, своему городу, своему посёлку, не жалеет времени и сил ради общего дела.

Мир держится на добрых людях.

Не на агрессии и зле.

И если доброты не будет,

То ничего не будет на земле.

 

Мир держится на состраданьи,

А не на важности пустой.

Вот кто-то свет потёмкам дарит,

Чтоб озарить жизнь красотой.                                                                              

Мир держится на милосердьи,

А не на выгоде и лжи.

Никто из нас не минёт смерти,

А потому добро творить спеши.

 

Быть может, это всё наивно.

Но вижу я в который раз,

Как над землёй бушуют ливни,

Чтоб смыть скопившуюся грязь.

 

Так пусть в нас совесть не убудет

И правда не сорвётся вниз…

Мир держится на мудрых людях,

Как держится при солнце жизнь.

Ведущий 2

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. «Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком» (Святитель Иоанн Златоуст).

Ведущий 1

Милосердие — это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно. Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая.

Ведущий 2

При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и получило название Красный Крест. Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Ведущий 1

В советское время после публикации повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».

  1. Решение поставленной задачи (работа в группах)

Учитель

 Да, всегда народ ценил в человеке доброту и милосердие, и об этом сложено немало пословиц. Посмотрим, знакомы ли они вам.

На карточках - первое задание. Нужно составить пословицы о доброте и милосердии, соединив их части:

Добро помни, а

добром и платят

Милостивому человеку

сила, могущая защитить то, что беззащитно.

Худо тому, кто

злое калечит

За добро

и Бог тебя увидит

Добро творить -

и Бог подает

Доброе сердце

добра не делает никому

Доброе слово лечит, а

себя веселить

Доброго чтут, а

о чужой беде болит

Милосердие - это

злого не жалуют

Не откажи убогому, не откажи бедному, не откажи больному –

зло забывай

Ведущий 2

В наше время волонтерская деятельность имеет разные направления: социальное, экологическое, культурное, спортивное, медиаволонтерство, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.

(Учащиеся рассказывают о деятельности волонтеров)

Ведущий 1

Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных.

Ведущий 2

Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают старикам и больным детям в хосписах.

Ведущий 1

Готовы сутками искать пропавших людей.

Ведущий 2

Оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях.

Ведущий 1

Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, восстанавливают имена погибших солдат, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной войны.

Ведущий 2

Устраивают благотворительные концерты и театральные выступления; экологические марши, уборку мусора и загрязнений.

Ведущий 1

Сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру.

Ведущий 2

 Занимаются пропагандой здорового образа жизни.

Ведущий 1

Помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Так, на Олимпиаду в Сочи в 2014 году приехало примерно 25 000 волонтеров. Как вы думаете, ребята, чем могли помогать волонтеры?

Учитель

Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:

(учащиеся читают принципы волонтеров)

Ведущий 1

Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.

Ведущий 2

Пропаганда здорового образа жизни.

Ведущий 1

Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.

Ведущий 2

Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.

Ведущий 1

Волонтер всегда имеет право выбора.

Ведущий 2

Отличить волонтеров очень легко. Обычно они носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет.

Учитель

А теперь проверим свои знания, выполнив небольшой тест. Какая же команда наберет больше баллов?

Тест

1. Кто такие волонтеры?
А) добровольцы
Б) помощники
В) активисты

2. Какое детское движение стало основой для волонтерской деятельности?
А). «Тимуровское движение»
Б) «Юные инспекторы дорожного движения»
В) «Юные пожарные»

3. Международный день волонтерства отмечается:
А) 5 апреля
Б) 5 сентября
Г) 5 декабря

4. Зарождение благотворительной помощи в России произошло при:
А) Петре Первом
Б) князе Владимире Святославиче
В) Екатерине II

5. Что можно считать вознаграждением за труд волонтеров?
А) конфеты
Б) благодарность
В) признательность
Г) деньги

Учитель

Молодцы, хорошо справились с заданием. А как вы думаете, мы можем считать себя добровольцами? Думаю, что можем. В прошлом учебном  году мы помогали труженикам тыла, участвовали в экологических десантах. А какие акции мы  проведем в этом учебном году? Что доброго можем сделать людям? Давайте украсим своими идеями Дерево Добрых Дел. (Дети на вырезанных листочках пишут названия акций и приклеивают на нарисованное дерево. Например, акции «Посылка солдату», «Чистый школьный двор» и т. д.)

  1. Этап применения.

Учитель

Люди с общими интересами создают волонтерские объединения, группы с общими целями. Предлагаю вашему вниманию деловую игру «Волонтёрская организация». Мы с вами – участники акции «Добро не уходит на каникулы» (РДШ). В рамках этой акции каждая группа должна выбрать для себя задачу:

– организовать досуг детей из вашего микрорайона в летний период

– оказать помощь одиноко проживающим пожилым людям.

Сейчас вам необходимо: а) придумать название вашей волонтерской организации,  б) рассказать, как вы будете решать поставленную перед вами задачу. Время на подготовку – 5-7 мин. Регламент выступления – 1-2 мин.

(Защита работ)

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель

Наше мероприятие подходит к концу, и настало время подвести итоги (ведущие подсчитывают баллы, набранные каждой группой, объявляют результат).

Продолжите фразу:

-Я сегодня узнал, что…
-Я задумался о…

-Я понял, что…

Быть волонтёром – значит быть ….. (Счастливым, здоровым,  богатым душой)

- Скажите, появилось ли у вас желание стать волонтёрами?

- Какими качествами вы должны обладать, чтобы вступить в ряды волонтёры? Кто желает высказаться?

-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!».

Повернитесь к соседу справа… «Дай пять!». Повернитесь к соседу слева… «Дай пять!».

Этот жест сейчас мы выполнили в знак того, что вы проявили себя, отлично справились с заданиями и довольны этим. И именно таким жестом приветствуют друг друга волонтёры. Впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой.

Все нужно пережить на этом свете!
Все нужно испытать и оценить:
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить!
Но главное - во тьме безумной века,
Что б ни случилось в жизни, устоять!
Быть чутким к горю, оставаться Человеком,
И теплоту сердец не потерять!
И что-то в жизни этой бессердечной
Вам суждено исправить, изменить…
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть, когда-то Вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли,
И со спокойной совестью вздохнете-
Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете!
Все нужно испытать и оценить…
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить.

Спасибо за внимание! Пусть добровольчество станет образом вашей жизни!

Список использованных источников:

  1. https://www.culture.ru/poems/8510/mir-derzhitsya-na-dobrykh-lyudyakh  (Стихотворение Андрея Дементьев «Мир держится на добрых людях»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....