Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"
статья

Ховрина Яна Юрьевна

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого педагога.
Воспитательный процесс многом зависит от того, как воспринимает сам обучающийся это воздействие и какова его собственная активность в формировании личностных качеств гражданина своей страны.
Воспитательная работа предполагает формирование морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе общественных связей и выработку активной позиции по основным проблемам общественной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vospitaniya_v_sovremennom_obrazovatelnom_protsesse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитания в современном образовательном процессе

        Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого педагога.
        
Воспитательная работа предполагает формирование морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе общественных связей и выработку активной позиции по основным проблемам общественной жизни. [1]
        
Под типом воспитания понимается то, как воспитывается человек, какие цели, принципы и механизмы заложены в этом процессе. Различные типы воспитания обусловлены культурно-историческими особенностями развития человеческих общностей. При этом в обществах с различными социальными слоями, классами, конфессиями они могут сосуществать в один и тот же исторический период, и поэтому идеалы воспитания в разные века были различны.
        
В Древнем Китае, например, был разработан своеобразный моральный тип воспитания. Особенно ярко этот тип воспитания проповедовал Конфуций. Он считал, что в воспитании надо опираться на традиции, обычаи, нравы, которые создают определенные установки в жизни. Конфуций утверждал, что человек от природы добр, что, его портят внешние обстоятельства, воспитание должно строиться на постижении мирового идеала.
Своеобразные типы воспитания складывались в Индии, а также в Японии, где особенно выделяется воспитание самураев, включавшее обучение боевым искусствам, физическое самосовершенствование, воспитание преданности, сдержанности, верности идеалам, чести.
Первый известный европейский тип воспитания - это спартанский, где целью воспитания мальчиков было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, а девочек воспитывали как физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку, подчиненную своему господину.
        
Афинский тип воспитания отличается от спартанского, тем, что в нем ставилась задача гармоничного развитии человека. Он должен был постичь семь искусств: грамматику, диалектику, искусство спора, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
В средние века – «рыцарское воспитание» - овладение «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь песни в честь сюзерена и «дамы сердца». Этот тип воспитания, культивировал жертвенность, послушание и соблюдения кодекса чести.
В эпоху возрождения – воспитание гражданина. «гражданское воспитание» подразумевало формирование члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитому телесно и духовно, воспитанного в ходе трудовой деятельности.
В английском обществе идеалом по Дж.Локку было воспитание джентельмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Его содержание включало: чтение, письмо, рисование, родной язык, французский и латинский языки, география, астрономия, хронология, этика, танцы, фехтование, навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света».
        
Для дореволюционной России характерны такие типы воспитания, как крестьянский, сословный и аристократический. А идеалом коммунистического воспитания начала ХХ в. был образ «бойца-коммуниста».
        
В современном обществе идеалом можно считать успешного конкурентоспособного, креативно-творческого специалиста. Таким образом, каждая эпоха имела свой идеал воспитания.
        Г
уманистические системы воспитания в качестве своего идеала всегда имели в виду всесторонне и гармонично развитую личность. При этом в конкретных условиях различных направлений и уровней образования, типов образовательно-воспитательных учреждений и религиозно-этнических условий этот идеал воплощался в конкретных целях и задачах воспитания.
        
В современную эпоху прогрессивной целью воспитания считается формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
        
А под гармоничностью развития личности сегодня нужно понимать не столько гармоничное соотношение умственных, физических, моральных и других ее качеств, сколько гармоничное сочетание личных потребностей, требований общества и государства. Такое понимание гармоничности должно защищать разностороннее развитие личности от насилия и придать ему действительно гуманистический характер, повышая роль самоактуализации, самосовершенствования и самореализации личности в соответствии с ожиданиями общества.
Весьма актуальной проблемой целеполагание в процессе воспитания для многих стран является также гармоничное соотношение общечеловеческих и национальных ценностных ориентаций. Проявлением или последствием дисгармоничности в реализации этой воспитательной задачи ведет к нежелательным последствиям.
        
В отличие от авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы:
уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников;
культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, культурные привычки;
гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среди жизнедеятельности и развития воспитанников.
        
Основы содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. [3]
        
Для воспитания высокообразованных, инициативных, предприимчивых людей, способных творчески реформировать наше общество, увеличивать потенции страны, развивать духовную культуру, необходимо готовить их к трудностям, нравственной стойкости, социальной закаленности, к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Внешней мотивации для этого недостаточно. Необходима опора на внутреннюю мотивацию, потребности саморазвития и самоутверждения, самоопределения, все то, что побуждает к самосовершенствованию. [4]
        
Гуманистическая педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей».
        
Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.
        
Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания.
«…Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности педагога и педагогических коллективов… Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий… Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» писал Ш.А. Амонашвили в своем трактате «Школа Жизни».
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен. [5]
        
Человек, который не разобрался в себе, не может овладеть обычными человеческими ценностями. Он может быть зрячим по природе, но слепым в человеческих отношениях, в понимании человеческого развития, еще больше в развитии цивилизации, не может полноценно принять участие в развитии «общечеловеческой культуры созидания». Развитие цивилизации нужно чувствовать сердцем. Развитие личности без любви может сделать его рабом неразумных, низменных потребностей, он остается «слепым» в жизни при наличии зрения. [6 ]
        
Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
        
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, определяется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить, в чем заключаются задачи практического воспитания.
        
Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но также экономисты, политики, юристы, социологи, и многие другие специалисты. Сфера воспитания и образования всегда вызывала интерес у любого человека, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства. Необходимость ее изучения объясняется тем, что главное назначение образования – приобщить человека на пути его становления как человека специалиста и гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных задач, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе.
        
Вузовская среда оказывает непосредственное воздействие на формирование личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью социальной активностью. Вместе с тем она должна быть дополнена продуманной системой воспитательной работы, без которой цели современного высшего образования недостижимы.
Развитие воспитательной работы в структуре высшего учебного заведения позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического формирования конкурентоспособностей личности, интеллектуального, креативного и других видов воспитания, что является необходимым условием для соответствия вуза реалиям сегодняшнего дня.

Использованная литература:

1. Резник С.Д., Филиппова М.В. Управление высшим учебным заведением.- М.:, Инфра-М, 2013г. -416с.
2. Мынбаева А.К .Основы педагогики высшей школы, учебное пособие.- Алматы, 2013.-190с.
3. Вечерко Г.Ф.Основы психологии и педагогики. -Минск: Тетралит, 2013.-192с.
4. Гуламова Ю.Б., Психология профессионально-личностного самосовершенствования учителей.-М.,2014.
5. Амонашвили Ш.А .Школа жизни. -М., 2000.
6. Мадиев Х.Р.Педагогика созидания и новый человек ХХІ века.- Астана,2011.-128с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

«Роль хореографии в духовно-нравственном воспитании в современном образовательном процессе»

Система дополнительного образования так же озадачена вопросом, как воспитать гармонично развитую, духовно богатую личность в условиях современного общества. Огромную роль в решении этой проблемы играе...

Доклад "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"

Доклад на тему "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе" для выступления на методическом объединении учителей истории....

Статья на тему: "Роль английского языка в современном обществе".

В статье говорится о значимости английского языка в современной жизни. В XXI веке просто невозможно преуспеть, не зная английского языка, являющегося сегодня средством международного общения. В н...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»

         Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческо...