Мое имя - мое право
план-конспект

Варанкина Марина Викторовна

Занятие с детьми. Тема: Мое имя-мое право. Цель: формирование у детей основ правового сознания. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, дать представление о праве на имя. Развивающие: развивать умение выслушивать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_imya_-_pravo.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие:

Тема: «Моё имя – моё право»

Цель: формирование у детей основ правового сознания.

 Задачи: 

Образовательные:  познакомить  детей с Конвенцией о правах ребёнка, как основным документами по защите прав детей; дать представление о праве на имя;

Развивающие:  развивать умение выслушивать друг друга;

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, формировать основы толерантности.

Методы и приемы:

- словесные (объяснение, рассказывание)

- логические (выводы, обобщение)

- организационные (групповая работа)

- практические ( игровые)

Оборудование для проведения занятия: глобус, мяч, Конвенция о правах ребенка, свидетельства о рождении, сообщения детей об именах, карточки с изображением цветов.

Ход занятия:

Дети вместе с педагогом садятся в круг, в центре которого расположен глобус. Проводится приветствие в форме игры с мячом. Педагог прокатывает мяч каждому ребенку со словами приветствия: «Здравствуй, Ваня. Здравствуй, Аня». При этом дети, возвращая мяч педагогу, тоже здороваются с ним, обращаясь по имени.

Педагог,  (показывая на глобус): Что это? (Глобус)

- Что такое глобус? (Это модель нашей планеты)

- Как называется наша планета? (Земля)

- Покажите страну, в которой мы с вами живем, и назовите её имя. (Ярким кружочком отмечают Россию).

- Есть ли имя у народа, который населяет нашу страну? (Россияне)

- Итак, ребята, у всего, что нас окружает, у большого и маленького, есть своё имя. У каждого гражданина любой страны тоже есть имя. Вы являетесь маленькими гражданами большой страны, и у вас у каждого есть имя.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у внучки есть,

И у кошки есть,

А чтоб его узнать,

Надо вслух сказать. (Имя)

- Ваше имя принадлежит только вам, потому что вы имеете на него право. Может быть, кто-то из вас знает, что значит «право»? (Педагог выслушивает ответы детей, даёт понятие «право – это то, что принадлежит только вам, и это у вас никто не может отнять).

- Значит и те имена, которые есть у вас, тоже никто не может забрать.

- Право на имя – одно из самых важных прав. Все ваши права написаны в особой книге, которая называется Конвенция о правах ребенка. (Педагог показывает Конвенцию). Конвенция  - это документ, который доказывает, что у вас, детей, есть свои права.

-  Ребята, когда мы с вами здоровались, как мы обращались друг к другу?

(По имени)

- Приятно ли вам, когда произносят ваше имя? Когда к вам обращаются по имени? (Да.  Имя – самое приятное для человека слово)

- Как вы думаете, что будет, если я вас буду называть не вашими именами? Например, Ваню я назову Сережей, а Сережу- Ваней.

-  Могу ли я так делать?

(Нет, не можете).

- Почему?

(Потому что вы забираете у нас наше право на имя).

Далее проигрывается ситуация:

Педагог, не обращаясь к конкретному ребенку по имени, просит: «Принеси мне, пожалуйста, стул»

Дети не выполняют данную просьбу, так как не понимают, кому она адресована. Если кто-либо из детей все же выполнит просьбу, педагог задает вопрос: А почему именно ты решил это сделать? (еще раз акцентируя внимание на то, что ничье имя не звучало)

Педагог:  Так зачем же каждому человек свое имя? Дети дают различные ответы, рассуждают. (Без имени трудно общаться друг с другом, невозможно понять о ком идет речь, нельзя обратиться к кому – либо.)

Педагог делает обобщение:  У каждого человека есть свое имя. Оно дается сразу, как только рождается ребенок. Имя отличает человека от других людей. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя каждого ребенка записано в документ, который называется «Свидетельство о рождении».

Совместно с детьми педагог подробно рассматривает их свидетельства о рождении, а также сравнивает старый и новый образцы документа. 

Физминутка.

Дети встают в свободном порядке и выполняют команды педагога, услышав свое имя:

Аня топает ногами,

Федя машет нам руками.

Денис громко засмеется,

А Ванюша наш проснется.

Никита высоко подпрыгнет,

И Алёша  звонко крикнет.

Алиса глазками моргает,

А Лера Аню обнимает,

Стеша здорово танцует,

Надюша что-то нарисует.

И все мы вверх потянемся,

А потом расслабимся.

Проводится два раза и на второй раз можно поменять имена и команды (Называются имена детей, присутствующих на занятии)

Дети садятся на коврик.

 Педагог: Имена у детей разными бывают.

                Почему, отчего так нас называют?

                Вот Виктория- победа-

                Названа по просьбе деда.

                Леонид - подобный льву,

                Ленькой я его зову.

                А Мариночка - морская,

                Имя это слух ласкает.

                Почему, отчего так нас называют?

                Почему имена разными бывают?

Педагог: Каждое имя что-то обозначает. Вот, например, мое имя Юлия означает «пушистая, кудрявая, волнистая». Таким именем называли девочек, рожденных в июле или в Рождество. Мама  назвала меня Юлией, потому что я родилась  в июле.

Александр – мужественный, сильный, смелый. Алексей – защитник: поможет защитить слабого, хороший друг. Ирина – мирная, добрая, хорошая, ласковая.  

- Ребята, наши дети вместе с родителями подготовили краткие сообщения о своих именах. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают подготовленные ими сообщения – не более двух сообщений).

Педагог  предлагает игру  «Цепочка имен».

Педагог: Человек растет, и вместе с ним растет и его имя. Вспомните, как вас называли родители, когда вы были совсем маленькими, как вас будут называть в школе. Подумайте, как вас будут называть, когда вы будете взрослыми. Например, в детстве меня называли Юлечка, в школе - Юля, а сейчас ко мне обращаются Юлия.

Каждый ребенок выстраивает свою цепочку.

 Педагог: Наше имя со временем становится еще более значимым, когда  к нему добавляется отчество. Знаете ли вы свое отчество, и откуда оно появляется? (От имени папы).

Педагог: Отчество дает каждому ребенку его отец. Например, если папу зовут Владимиром, то его сын носит отчество Владимирович. Если папу зовут Антоном, то отчество у его дочери – Антоновна. Имя моего папы  - Александр, поэтому отчество у меня Александровна, а мое полное имя – Юлия Александровна. А теперь каждый из вас встанет и представится, назвав свое имя и отчество. Начните  с полного имени папы.

Каждый ребенок называет имя своего папы, затем свое отчество и полностью представляется. Например, «Моего папу зовут Денис, значит, я – Алексей Денисович».

- Ребята, вы, наверное, слышали выражение:  «Дети – цветы жизни»? Как вы думаете, почему так говорят?  (Ответы детей)

 Педагог: Может быть,  поэтому некоторые имена схожи с названиями цветов. Из предложенных вам карточек с цветами выберите те, которые обозначают имена людей.

Каждый ребенок выбирает карточку цветка и говорит, с каким именем он связан.

Название цветов

Имена

Маргаритка

Маргарита

Роза

Роза

Ромашка

Рома

Астра

Астра

Василек

Василиса, Василий

Лилия

Лиля

Георгин

Георгий

Подснежник

Снежана

Иван - Чай

Иван

Педагог: Имена есть не только у людей, но и у сказочных персонажей. Давайте подумаем, почему так назвали Красную Шапочку, Царевну – Несмеяну, Дюймовочку, Лунтика, Мальчика-с-пальчик, Кикимору Болотную? (Дети дают свои ответы)

 Итог: Вы сегодня узнали о том, что есть специальный документ,  который защищает вас и ваши права. Одно из таких прав – право на имя. О других правах вы сможете узнать на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...