Проекты
проект

Слесарева Олеся Сергеевна

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом, от каждого учителя, в том числе, и от молодого специалиста,  сегодня требуется формирование у учащихся  универсальных учебных действий, то есть, умения учиться ,а так же формирование условий социальной среды развития обучающихся в системе образования в рамках системно-деятельностного подхода.

Проблема. па.триотического воспита.ния и гра.жда.нского ста.новления подра.ста.ющего поколения - сегодня одна. из а.ктуа.льных за.да.ч госуда.рства., общества. и обра.зова.тельных учреждений на.шей стра.ны.

На. современном эта.пе ра.звития на.шего общества. формирова.ние па.триотизма. выступа.ет ка.к одно из условий да.льнейшего общественного прогресса.. В связи с этим перед обществом ста.вится за.да.ча. подготовки гра.жда.нина., способного са.мостоятельно оценива.ть происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса.ми окружа.ющих его людей. Решение этой за.да.чи связа.но с формирова.нием устойчивых гра.жда.нских свойств личности ребенка.. Проблема. па.триотического воспита.ния детей постоянно на.ходится в центре внима.ния общества.

События последнего времени подтвердили, что социа.льна.я дифференциа.ция общества., дева.льва.ция духовных ценностей ока.за.ли нега.тивное влияние на. общественное созна.ние большинства. социа.льных и возра.стных групп на.селения стра.ны, резко снизили воспита.тельное воздействие российской культуры, искусства. и обра.зова.ния ка.к ва.жнейших фа.кторов формирова.ния па.триотизма.. Ста.ла. более за.метной постепенна.я утра.та. на.шим обществом тра.диционно российского па.триотического созна.ния. Во многом утра.чено истинное зна.чение и понима.ние интерна.циона.лизма.. В общественном созна.нии получили широкое ра.спростра.нение ра.внодушие, эгоизм, индивидуа.лизм, цинизм, немотивирова.нна.я а.грессивность, неува.жительное отношение к госуда.рству и социа.льным института.м.

А.ктуа.льность па.триотической проблема.тики присуща. не только современности. Она. привлека.ла. большое внима.ние мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педа.гогов на. протяжении всей истории человечества.. Па.триотизм призва.н прида.ть новый импульс духовному оздоровлению на.рода., формирова.нию в России гра.жда.нской ответственности, духовности, формирова.ния у гра.жда.н позитивных ценностей и ка.честв, он на.прямую согла.суется с общегосуда.рственными за.да.ча.ми стра.ны по укреплению Отечества., по обеспечению его жизненно ва.жных интересов и устойчивого ра.звития. Являясь ва.жным а.спектом духовной жизни современной России, па.триотизм связа.н с историческим прошлым, обра.щение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена., но и да.ет возможность прогнозирова.ть на.пра.вление его ра.звития. Па.триотическое воспита.ние должно быть пла.новым, системным, постоянным и одним из приоритетным на.пра.влений в госуда.рственной политике России в обла.сти обра.зова.ния. Система. па.триотического воспита.ния призва.на. обеспечива.ть целена.пра.вленное  формирова.ние у гра.жда.н а.ктивной позиции, способствова.ть всемерному включению их в решение общегосуда.рственных за.да.ч, созда.ва.ть условия для ра.звития у них госуда.рственного мышления, привычки действова.ть в соответствии с на.циона.льными интереса.ми России. Она. должна. подготовить молодежь и побудить предста.вителей других поколений к та.кому ха.ра.ктеру а.ктивной деятельности, в которой зна.ния и жизненный опыт соединяются с позицией гра.жда.нского долга. и соприча.стностью с судьбой Родины, личные интересы -  с общественными .Одна.ко, на. на.ш взгляд, в педа.гогической литера.туре ма.ло уделяется внима.ния па.триотическому воспита.нию средства.ми музея.

Одной из форм ра.боты по па.триотическому воспита.нию школьников является школьный музей. Музей – большой помощник в обучении и воспита.нии уча.щихся. Он учит детей любить школу, пока.зыва.ет, кем ста.ли выпускники на.шей школы. Школьный музей способствует ра.звитию творческой  са.мостоятельности и общественной а.ктивности уча.щихся. Школьный музей призва.н способствова.ть ра.сширению кругозора. и воспита.нию позна.ва.тельных интересов и способностей детей, овла.дению пра.ктическими на.выка.ми поисковой, исследова.тельской ра.боты, служить целям совершенствова.ния учебно- воспита.тельного процесса.. Основна.я функция школьного музея - обра.зова.тельно-воспита.тельна.я. Школьный музей-это не просто собира.ние ма.териа.лов о выпускника.х школы, это не только созда.ние экспозиций (хотя без них музей немыслим), а. это еще и многогра.нна.я деятельность, на.пра.вленна.я на. повышение ка.чества. обра.зова.ния, формирова.ние исторического сознания

Школьный музей призва.н способствова.ть формирова.нию у уча.щихся гра.жда.нско-па.триотических ка.честв, ра.сширению кругозора. и воспита.нию позна.ва.тельных интересов и способностей, овла.дению уча.щимися пра.ктическими на.выка.ми поисковой, исследова.тельской деятельности, служить целям совершенствова.ния обра.зова.тельного процесса. средства.ми дополнительного обучения. Музей – это

многофункциона.льный институт социа.льной па.мяти, посредством которого реа.лизуется общественна.я потребность в отборе, сохра.нении и репрезента.ции специфической группы культурных и природных объектов, осозна.ва.емых обществом ка.к ценность, подлежа.ща.я изъятию из среды бытова.ния и переда.че из поколения в поколение музейных предметов. В этом определении доста.точно четко синтезирова.ны культурологический (ценностно-охра.нительный) и педа.гогический (на.учно-методическа.я основа. деятельности, на.пра.вленна.я на. зна.комство и орга.низа.цию переда.чи зна.ния) аспекты:

  • обра.зова.тельна.я и воспита.тельна.я деятельность;
  • просветительска.я деятельность;
  • музейна.я среда..

Существует несколько позиций по определению понятия «музея»:

Музей есть место, доступное для всех, где собира.ется все са.мое за.меча.тельное из того, что сотворено человечеством, все, что за.служива.ет ува.жения в искусстве, и все, что примеча.тельно в природе.

Музей есть место, где на.блюдения жизни, природы и творчества. человека. в легенде и искусстве должны быть использова.ны ка.к пособие для ра.звития и поднятия чувства. истинной кра.соты.

Музей должен служить школой для ра.звития человеческого гла.за. и руки для нового творчества.. В на.стоящее время ра.зра.бота.ны единые подходы к музейной деятельности в школе:

  • на.копление и сохра.нение социа.льной информации;
  • позна.ние и переда.ча. зна.ний, тра.диций, предста.влений, эмоций;

Речь идет о единстве следующих а.спектов музейной и обра.зова.тельной (учебной) сфер деятельности:

  • позна.ва.тельного а.спекта., в основе которого лежит информа.ция о предмете и са.м реа.льный предмет. Позна.ва.тельный а.спект в музейном простра.нстве можно ра.зделить на. две соста.вляющие: информирова.ние (получение сведение о музее, его коллекциях или через музей и его коллекции) и обра.зова.ние (усвоение зна.ний в процессе музейной коммуника.ции на. основе зна.комства. или изучения музейных предметов);
  • творческого а.спекта., на.пра.вленного на. созда.ние ка.чественно нового, более высокого интеллектуа.льного уровня предмета. (деятельности), которое состоит из на.блюдения прошлого, позна.ние существа. проблемы, созда.ния и проверки идеи «оза.рения», реа.лиза.ция этой идеи;
  • коммуника.тивного а.спекта., который а.ктуа.лизируется через диа.лог личности с идеа.ла.ми и вечными ценностями культуры.

В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветера.на.ми войны и труда., орга.низуются тема.тические экскурсии, уроки мужества., выста.вки, кла.ссные ча.сы, вечера., дискуссии и др. На. ба.зе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интереса.м: кружки, клубы, секции. Ка.к пра.вило, вокруг музеев формируются школьный взрослый а.ктив, созда.ются орга.ны са.моупра.вления, совет музеев, совет содействия, секции, ра.бочие группы. При этом ра.звива.ются сотрудничества. музеев обра.зова.тельных учреждений с госуда.рственными музеями, а.рхива.ми, библиотека.ми и т.д.

С помощью специа.листов а.ктуа.лизируются тема.тика. и содержа.ние поисково-собира.тельской и исследова.тельской ра.боты в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми ма.териа.ла.ми, отра.жа.ющими ма.ло изученные или за.бытые стра.ницы региона.льной и местной истории. Музеи обра.зова.тельных учреждений та.кже имеют большое зна.чение для реа.лиза.ции региона.льного компонента. в обра.зова.нии.

Вместе с тем многие музеи обра.зова.тельных учреждений продолжа.ют испытыва.ть серьезные трудности в орга.низа.ционно – методическом и ма.териа.льном обеспечении. Вопрос эффективного использова.ния потенциа.лов музеев в учебно-воспита.тельном процессе в обра.зова.тельных учреждениях еще не ста.ли предметом внима.ния педа.гогических коллективов.

Ра.знообра.зны и эффективны возможности музея в па.триотическом, трудовом и нра.вственном воспита.нии уча.щихся, в ра.звитии художественных вкусов, привитии на.выков эстетической деятельности.

Да.льнейшее ра.звитие поучительного опыта. вза.имодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирова.ния нового человека., его обучения и воспита.ния предста.вляется на.м особенно плодотворным на ба.зе на.учно обоснова.нной системы «музей — школа.». Эффективность ра.боты та.кой системы будет тем выше, чем более за.интересова.нными, более вза.имно требова.тельными ока.жутся оба. этих воспитательных института.. Формирова.ние системы «музей — школа.», для которой, на. на.ш взгляд, созда.ны уже нема.лые предпосылки, — это качественно новый этап в работе ка.ждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами упра.вления народным обра.зова.нием и культурой, обслуживающими их научными коллектива.ми. Потребуется освоение других, в значительной степени новых на.пра.влений  деятельности.  Крайне ва.жно, на        на.ш взгляд, система.тическое проведение в каждом музее занятий для учителя ка.к по профильной дисциплине (это в современной музейной пра.ктике, можно ска.за.ть,

является делом в основном решенным), та.к и по методике музейной ра.боты. Но некоторый положительный опыт в этом на.пра.влении все-та.ки на.коплен:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25»

                                                               

                                                       

ПРОЕКТ

 «Контрольно – диагностический кейс материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках математики по теме «Десятичные дроби»

Руководитель проекта:

учитель математики

Слесарева Олеся Сергеевна

                   

г. Нижневартовск, 2021 г.

Оглавление

Пояснительная записка        2

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики        5

Результаты формирования УУД        9

Кейс  заданий  на развитие различных видов универсальных учебных  действий в рамках конкретной темы программы «Десятичные дроби».        11

Заключение        20

Список литературы        20

Пояснительная записка

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования к выпускнику. Одной из главных задач современной школы является формирование личности, готовой обучаться в течение всей жизни и тем самым быть конкурентоспособной в высокотехнологичном мире, умеющей находить выход из непростых жизненных ситуаций. Вместе с тем именно УУД являются основой для развития ключевых компетентностей школьников поэтому, несомненно, формирование универсальных учебных действий приоритетная задача современной системы образования. Академик А.А. Леонтьев отмечает – «главное не знания, а умение ими пользоваться».

Готовясь к взрослой жизни, ребенку необходимо научиться отбирать из массы предложений самое конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ на всех ступенях обучения. Среди предъявляемых стандартом требованиям к результатам освоения программ – метапредметные результаты, сформированные универсальные учебные действия.

Программа формирования универсальных учебных действий является ключевым разделом и Основной образовательной программы школы. Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов, в том числе – математики.

Проект «Разработка контрольно – диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе по разделу «Десятичные дроби» представляет собой разработку кейса контрольно–диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках математики в 6 классе по разделу «Десятичные дроби». В основе проекта – единообразный принцип подбора заданий для формирования и оценки УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Важной задачей работы стало обеспечение роста мотивации обучающихся к обучению, развитию их познавательной активности.

Актуальность   заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Данный проект обусловлен необходимостью разработки контрольно – измерительных материалов нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС, построенных на принципах системно -деятельностного подхода и направленных на формирование и развитие у обучающихся всех видов УУД.

Главное изменение в обществе,  влияющее на ситуацию в сфере образования, -  ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.  Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях,  решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.  К сожалению, как показывает анализ результатов итогового тестирования учащихся 9, 11 классов за несколько лет, многие выпускники школ не только не обладают данными качествами, но и  слабо  подготовлены к сдаче ЕГЭ по математике, а значит, и к поступлению в высшие учебные заведения, и к успешному продолжению образования в вузах.

Цель проекта: разработка кейса контрольно – диагностических материалов по математики для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках математики в 5 - 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС .

Задачи проекта:

1. Изучить и систематизировать требования ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий учащихся по математике в 5 - 6 классах;

2. Разработать кейс контрольно – диагностических материалов по матеатикев 5 - 6 классе.

Гипотеза: использование кейса контрольно – методического материала, повысит уровень формирование УУД.

Содержание деятельности: проект направлен на повышение универсальных учебных действий на уроках математики в 5 - 6 классе.

На занятиях дети выполняют задания из кейса контрольно – методического материала. Дети занимаются как самостоятельно так и с учителям. Данный проект помогает повысить мотивацию и УУД.

В процессе проведения занятий необходимо использовать наглядные материалы, интерактивные технологии для доступного понимания.

В качестве проектного решения представлен кейс контрольно – диагностических материалов по математики для 6 класса по формирования и оценки всех видов УУД.

Методы и формы работы: научно-исследовательская и поисковая деятельность.

Этапы проекта:

  1. Исследовательский (составление кейса заданий)
  2. Практический (использование полученного кейса заданий на уроках математики)
  3. Рефлексивный (анализ эффективности кейса заданий).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Разработка кейса контрольно – диагностических материалов по математике в 6 классе;

2. Повышение качества знаний обучающихся 6 классов;

3. Применение разработанных контрольно – диагностических материалов для формирования у обучающихся всех видов УУД и их оценки.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Изучив литературные и Интернет – источники,  я поняла, что можно дать несколько определений тому, что такое универсальные учебные действия. В широком значении трактовку  можно свести к предложению из двух слов - «умение учиться», иными словами - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком значении – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Еще древний философ Сократ говорил о том, что «…научиться играть на флейте можно только играя самому».

 «Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Для меня как учителя математики остается немаловажным тот факт, что «умение учиться» выступает существенным фактом повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний и как следствие – повышения качества знаний по моему предмету.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный (условное обозначение - Л); 2) регулятивный (условное обозначение - Р) (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный (условное обозначение - П); 4) коммуникативный (условное обозначение - К).

Хочу остановиться на формировании у обучающихся 5 – 6 классов (именно на этих параллелях я работаю) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ универсальных учебных действий на уроках математики. Формирование универсальных учебных действий играет особую роль в изучении математики, так как выполнение всех математических операций происходит на их основе. Именно математика развивает такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, техническое и алгоритмическое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности. Математика формирует основные интеллектуальные способности человека: аналитические, логические, дедуктивные, критические, а так же – образное и абстрактное мышление, концентрацию. С этих позиций связь предмета и УУД неразрывна. Математика как предмет является основой развития у обучающимся познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной/учебной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

– умение структурировать информацию, учебные знания;

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение текстов различных жанров как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- критичность.

2. Универсальные логические действия: 1) способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); 2) составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение утверждения и д.р.)

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества, различия, определения общих признаков и составления классификации;

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной список (опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности);

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- обобщение;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

- установление аналогий;

– построение логической цепи рассуждений, анализ истинности утверждения;

– доказательство;

- умозаключение, умение делать вывод;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач.

3. Постановка и решение проблемы:

– постановка и формулирование проблемы;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (способов решения проблем) при решении проблем творческого и поискового характера.

Из вышесказанного видно, что ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также - логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Формирование любого умения происходит через: 1) приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивацию; 2) формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; 3) тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; 4) контроль.

Развитие универсальных учебных действий осуществляется мной с учётом не только преемственности по отношению к начальной школе, но прежде всего - с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер младшего подростка. В отличие от начальной школы, учебная деятельность в основной школе должна уже приближаться к самостоятельному поиску теоретических знаний и общих способов действий.  

Передо мной вновь стали вставать вопросы:

- Как мне формировать УУД? Через какие задания?

- Изменится ли при этом структура занятия?

- Какова будет моя роль в уроке?

- Какими средствами я буду формировать УУД?

- Как организовать успешность каждого на занятии?

- Как активизировать познавательную потребность?

- Как мне диагностировать УУД? и многие другие…

Каждый педагог сам для себя определяет наиболее оптимальные инструменты, с помощью которых он формирует те или иные умения и навыки, способы деятельности… Для меня таким инструментом является технология деятельностного типа/метода.

Результаты формирования УУД

Большой плюс деятельностного подхода, лежащий в основе концепции УУД, еще и в том, что он позволяет строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: возрастных, психологических, физиологических. Максимальная индивидуализация и дифференциация делают возможным организовывать процесс обучения в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение в деятельности как нельзя лучше способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку активность учащегося признаётся основой достижения развивающих целей образования: знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Китайская мудрость гласит: Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю.

Единоличное руководство учителя замещается активным участием учащихся в выборе методов обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

В ключе деятельностного подхода, моя позиция как учителя математики такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Как раз это у меня лучше всего получается…

Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

Деятельностный подход предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Итак, технология деятельностного метода для меня – это средство, инструмент, с помощью которого я формирую УУД обучающихся.

Результатом формирования познавательных УУД на уроках математики будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать модели и  схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Различают два типа заданий, связанных с УУД:

1. Задания, позволяющие их сформировать;

2. Задания, позволяющие их диагностировать.

А в случае математики – это не одно и то же? Удивительно! Но мне кажется, что задания по математике одновременно могут как формировать УУД, так и их диагностировать! В отличи, например, от биологии…

Формировать УУД можно через 1) создание учебных ситуаций (ситуация – проблема, ситуация – иллюстрация, ситуация – оценка, ситуация - трениниг), 2) через решение определенных типов задач.

Мониторинг степени сформированности познавательных универсальных действий на уроках математики можно осуществляеть посредством:

1. Наблюдения;

2. Проверки заданий, направленных на установление степени сформированности познавательных УУД.

Кейс  заданий  на развитие различных видов универсальных учебных  действий в рамках конкретной темы программы «Десятичные дроби».

Познавательные УУД

1. Найди выражения, значения которых равны:

(12,8+5,7)·3,6;     4,3·2,5+6,2 ·2,5;         (135,5-955) ·6,8;

(4,3+6,2) ·2,5;        135,5 ·6,8-955 ·6,8;          12,8 ·3,6+5,7 ·3,6.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b) ·c = a ·c+b ·c.

Сделай вывод.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Коммуникативные УУД:  развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельному плану.

2. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая.   Все вместе они спряли            4,8  кг пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Познавательные УУД: Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

Коммуникативные УУД: выражать в речи свои мысли и действия.

 Регулятивные УУД:  формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Личностные УУД: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

3. Продолжи ряд на два числа, сохраняя закономерность:

а)0,2; 0,3; 0.5; 0,8; 1,2; …

б) 3,7; 3,5; 4,1; 3,1; 4,5; 2,7;…

Познавательные УУД: Выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи.  

Коммуникативные УУД:  управлять своим  поведением ( контроль, самокоррекция, оценка своего действия.)

 Регулятивные УУД:   удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные УУД:   развивать познавательный интерес к математике.

4. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.

Познавательные УУД:    построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:      развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Регулятивные УУД:      выражать готовность к обсуждению разных точек зрения.

Личностные УУД:    формировать ответственное отношение  к обучению, готовность  к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

5. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

а) на треугольник и пятиугольник;

б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Познавательные УУД: Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Коммуникативные УУД:   уметь слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое  мнение.

 Регулятивные УУД:     уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Личностные УУД:    имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

6.Найди общие высказывания и высказывания о существовании.  Докажи или опровергни их.

1) Любую десятичную дробь можно представить в виде обыкновенной.

2) Любую обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной.

3) Дробь, знаменатель которой в качестве простых делителей содержит только 2 и 5, можно представить в виде десятичной дроби.

4) Существует дробь, знаменатель которой делится на 3, но которую можно представить в виде десятичной.

5) Из двух десятичных дробей больше та дробь, у которой больше знаков после запятой.

6) Иногда приближение числа с точностью до 0,01 больше, чем его приближение с точностью до 0,001.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Коммуникативные УУД:  развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Регулятивные УУД:   ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:   развивать готовность  к самообразованию и решению творческих задач.

Личностные УУД

1.Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый  Синий  Красный)

  Личностные УУД: Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

Познавательные УУД:    выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Коммуникативные УУД:   проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого; развивать адекватное межличностное восприятие.

Регулятивные УУД:      составлять план и последовательность действий; вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

2. Известно, что рост А.С.Пушкина был равен 5 английским футам 5,5 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30,48 см, а 1 дюйм = 2,54 см. Результат округли до единиц.

 Личностные УУД:    формирование интереса к культуре и истории родной страны.

Познавательные УУД:    восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче.

Коммуникативные УУД:    вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:   самостоятельно формулировать познавательную цель и строить ействия в соответствии с ней.

3.Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?

Дополнительное задание: сделать сообщение о полезных свойствах брусники и черники

 Личностные УУД: Знание растительного мира родного края, формирование навыков здорового питания.

Познавательные УУД:    выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:  развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Регулятивные УУД:    определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищать временные характеристики достижении результата.

4.Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.

Личностные УУД:   формировать способность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной троектории обучения.

Познавательные УУД:   графическое представление информации (простейшие диаграммы)

Коммуникативные УУД:  устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Регулятивные УУД

1.а) Ученик решал уравнение 1,6 · 2х = 4 так:

 1,6· 2х=4;    2х = 1,6: 4;   2х =0, 4;  х = 0,4: 2;   х = 2

Найди ошибку в решении.

б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=1,8 так:

2(х- 1)=18                         2(х- 1)=1,8

2х-1=1,8                            2х - 2=1,8

2х=1,8-1                            2х=1,8+2

2х=1,7                                2х=3,8

х=1,7: 2                              х=3,8 : 2

х=8,5                                 х=1,9

Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.

Регулятивные УУД: Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков;

Коммуникативные УУД:   развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Личностные УУД:   формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

2.Тест «Найди ошибку». Обнаружить и сформулировать учебную проблему. Составить план выполнения работы.

1) 45-(2,5+17)=37                           2) 90-67=23

3) 764- (2,64+40)=460                    4) 301-(20+2,01)=120

5) 56 – 36 – 7=13                            6) (200+6,7)-100=33

7) 1200-1100-40=1060                    8) 32+13-5=40

9) 56+8+12-26=50                           10) 75-31-9+15=50

Регулятивные УУД: Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Познавательные УУД:   выделять и формулировать проблему; строить логические цепочки рассуждений;  осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:   развивать   способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; слушать и слышать друг друга; понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностные УУД:   развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

3.Назови лишнее число: 2,45;  56,78; 33,79; 34; 55,23; 37,98. Объясните свое решение. Расположите  в порядке увеличения

Познавательные УУД:    выбирать наиболее эффективные решения задач; структурировать знания; анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Коммуникативные УУД:   выражать готовность к обсуждению разных точек зрения  и выработке общей позиции.

Регулятивные УУД:     оценивать достигнутый результат.

Личностные УУД:    формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.

4. Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:

Математика-царицавсехнаук.Еевозлюбленный-истина,еенарод-простотаиясность.

Дворецэтойвладычицыокружентернистымизарослями,и,чтобыдостичьего,каждомуприходитьсяпробиратьсясквозьчащу.Случайныйпутникнеобнаружитводворценичегопривлекательного. Красотаегооткрываетсялишьразуму,любящемуистину,закаленномувборьбеструдностями…(СнядецкийЯн).

Регулятивные УУД:   Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.

Познавательные УУД:    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:      демонстрировать способность к эмпатии, стремиться устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные УУД:     формирование  устойчивой  мотивации  к  обучению.

5. Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?

Регулятивные УУД: Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Коммуникативные УУД:  развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Личностные УУД:  формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

6. Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них

 В квадрате со стороной 10см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Коммуникативные УУД:  задавать  вопросы с целью получения необходимой для решения проблем информации; развивать  умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия решений.

Регулятивные УУД:    самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:   формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, выполнения творческого задания.

Коммуникативные УУД

1.Игра «Морской бой».    

 (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).

Правила игры:

1. Класс делится на две команды.

2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.

3. Выбор первого хода. Ведущий задаёт вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.

4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.

5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.

Коммуникативные УУД: Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Регулятивные УУД:   адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути решения.

Личностные УУД:    формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Вопросы:

1. Как сложить две десятичные дроби?

2. Как вычесть из одной десятичной дроби другую десятичную дробь?

3. Прочитайте дробь 345,17809.

4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?

5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.

6. Как перемножить две десятичные дроби?

7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

8. Вычислите: 2,43 ·0,2.

9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?

10. Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

11. Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

12. Найдите значение выражения: 12,035·100.

13. Найдите значение выражения: 57,35:1000.

14. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

15. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

16. Вычислите: 6,52 · 0,01.

17. Вычислите: 7,32106:0,001.

18. Найдите значение выражения: 2,148:0,2.

19. Решите уравнение 4,5 · х=90.

20. Найдите значение выражения: 0,02:0,001 ·10.

2. Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Десятичные дроби вокруг тебя». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают.  Работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Познавательные УУД:    устанавливать причинно-следственные связи; поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

Регулятивные УУД:   прогнозировать результат и уровень усвоения, оценивать уровень владения учебным действием.

Личностные УУД:  формирование навыков организации анализа своей деятельности, выполнения творческого задания.

3. Игры: Математическая карусель. Математический хоккей. Математический бой.

Коммуникативные УУД: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Познавательные УУД:   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций; создавать математические модели.

Регулятивные УУД: составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы; подбирать к каждой проблеме ( задаче) адекватную ей теоретическую модель; давать оценку своим личностным качествам

Личностные УУД:   формировать  умение представлять результат своей деятельности,  интерес к изучению темы и  желание применять приобретённые знания и умения;  развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей деятельности.

Заключение

Данный проект призван помочь учителям, работающим в 6 классе, сформировать у обучающихся  все виды УУД, а также правильно оценить их, следуя необходимым требованиям ФГОС. Разработанный кейс контрольно – диагностических материалов предлагает варианты заданий, творческих и контрольных работ, которые можно применять на уроках математики, а так же в качестве диагностики сформированности УУД  у обучающихся и их оценки. Проект позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся связать полученные знания с теми, которые они получили в предыдущие годы обучения. Данные разработки включают  разноуровневые задания по различным темам. Все задания основаны на системно -деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС  и существенно отличает их от заданий старого типа.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

2.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.

3.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

4.Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.        

5.Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2002. - 151 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

7. линия УМК «Сфера» Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/- «Просвещение» 2010 г.-304  с.ил.

8. линия УМК «Сфера» Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/- «Просвещение» 2010 г.-304  с.ил.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...