Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 7 класса - 1-е место в муниципальном этапе, 2-е место в региональнм этапе.
методическая разработка

Панова Любовь Сергеевна

Цель: проверить знания и умения у учащихся по вопросам финансовой грамотности. Задачи мероприятия: - уточнить представления учащихся о функции обмена денег; - закрепить практическим путем операции обмена товара на товар, обмена товара на деньги; - уточнить название денежных единиц разных стран; - в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к внеклассной деятельности; - используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx159.56 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Панова Любовь Сергеевна

Место работы: МБОУ Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа

Должность: учитель математики

Название: Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности»  для учащихся 7 класса.

Номинация: «Эффективные педагогические практики»

Направление: «Работа с обучающимися по формированию и оценке функциональной (финансовой)

грамотности во внеурочной деятельности»

Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности»

для учащихся 7 класса.

          Цель: проверить знания и умения у учащихся по вопросам финансовой  грамотности.

          Задачи мероприятия:

- уточнить представления учащихся о функции обмена денег;

- закрепить практическим путем операции обмена товара на товар, обмена товара на деньги;

- уточнить название денежных единиц разных стран;

- в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к внеклассной деятельности;

- используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала.

          Планируемые результаты:

УУД:

Предметные:  

- Актуализировать знания по финансовой грамотности.  

Личностные:

- Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности.

- Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

-  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

-  Способствование социально-ориентированному взгляду на мир.

Метапредметные:

Познавательные:

- Умение применять ранее полученную информацию в различных ситуациях.

- Умение объяснять понятия и термины.

Регулятивные:

- Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников.

- Умение планировать свои действия.

- Умение прогнозировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- Готовность слушать собеседника, вести диалог.

- Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

          Методы: активные, методы   технологии   критического  мышления.  

Подготовительная работа:

  1. Расставили столы для работы в командах.
  2. Заранее изготовили свои собственные деньги – «эрудитки» достоинством в 1  (жёлтый круг – 1 эрудитка) и 5  (красный круг- 5 эрудиток).

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

  Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим квест-игру по финансовой грамотности. Вы будете проходить разные станции с занимательными заданиями. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления, умения прислушиваться к мнению других. У нас сформировались две команды. . У каждой команды свой маршрут. Маршрут  вам укажут ваши «маршрутные листы». На станциях тьюторы будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит эквивалент денежной единицы – эрудитки. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных эрудиток и определят победителя. Команды готовы?

Для начала каждая команда должна в течение 5 минут придумать название, девиз и выбрать капитана.

- Итак! С командами мы познакомились!

2. Актуализация знаний.

Ведущий: Прежде чем мы начнем нашу квест-игру, я бы хотела рассказать вам притчу.

Богатство и бедность

Как-то раз пришли к человеку Богатство и Бедность и спросили у него: «Кто красивее из нас?» Человек, конечно же, растерялся и не смог дать ответа.
Если бы он сказал, что Бедность красивее, то Богатство рассердилось бы и покинуло его. Если бы он сказал, что Богатство прекраснее, то Бедность стала бы мучить его до конца дней.

Немного подумав, он сказал: «Я не смогу вот так сразу решить, пока Вы на одном месте стоите. Пройдитесь лучше». Стали они ходить туда-сюда, вертеться, показывать себя с лучшей стороны. Смотрел на то как вертится и крутятся вокруг него Бедность и Богатство человек и думал: Если я не верно воспользуюсь своими знаниями я могу потерять свое благополучие, свои финансы и как мне тогда жить. Нет я буду грамотным. Посмотрел на них человек еще раз и говорит: «Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!».

3.Определение темы квеста.

-Ребята скажите пожалуйста, о чем эта притча? Какие ключевые слова мы можем выделить?

Бедность, Богатство, Финансы, грамотность, знаток. (Формулируют тему квеста: «Знатоки финансовой грамотности»)

-Что такое богатство? Бедность? Финансы?

Богатство- изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток).

Бедность- характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни.

Финансы- совокупность всех материальных ресурсов (в денежной форме), которые находятся во владении субъекта экономики: индивида, организации, бизнеса или государства.

          4.Целеполагание.

-Ребята, какую цель мы поставим перед собой в начале квеста?

- Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять полученные ранее знания в области финансовой грамотности в различных ситуациях.

-Итак, квест-игра начинается!

5. Работа команд по станциям.

Станция 1

«Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

          Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными валютами.

Задание 1 

Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1эрудитка, всего 12).

Станция 1 «Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

Правильные ответы

Беларусь

Рубль  

Казахстан  

Тенге  

Киргизия  

Сом  

Китай

Юань  

Литва  

Лит  

Аргентина

Песо  

Индонезия  

рупия

Украина  

Гривна  

Эстония  

Крона  

Монголия

Тугрик

Тайланд

Бат

Япония

Иена

- Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?

"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека..."

-Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.

-А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл? Обсуждаем.

          Вывод: В современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.

Станция 2

«Банк» под девизом: «Помнить, знать, применять».

          Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными терминами и понятиями.

 Доскажи словечко.

Каждый правильный ответ приносит команде 1 эрудитку. Всего -8.

1.Как ребёнка нет без мамы,

Банка нету без …(рекламы).

2.В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышке съедает…» (инфляция).

3.Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы …(ссуду).

4.На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке…(проценты).

5.Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт…(банкир).

6.Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке).

7.Приносить доходы стал

В банке папин…(капитал).

8.Дела у нас пойдут на лад,

Когда внесём свой первый…(вклад).

Станция 3.

«Банковские карты» под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!»

          Задача данной станции: закрепить знания о различных видах банковских карт. Определить их преимущества и недостатки. Выявить причины актуальности банковских карт в современном обществе.

Количество эрудиток за каждый правильный ответ - 1. Дополнительные эрудитки команда может получить за правильное определение понятий.

Задание 1 ( 5 эрудиток, плюс 3 дополнительно)

1.В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? (из картона).

2.Как вы думаете, какой размер банковской карты?

А) 55 Х33 мм

Б) 94.2 Х 45.7 мм

В) 85.6 Х 53.98 мм (правильный ответ) 

3.С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:

 А) с 5 до 14 лет

 Б) с 6 до 14 лет (правильный ответ) 

 В) с 9 до 14 лет

4.Какие существуют виды карт? (Дебетовая, кредитная, дебетно-кредитная).

Дебетовая- только для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.д.). Подходит тем, кто боится кредитов и склонен к спонтанным тратам.

          Кредитная- можно расходовать как свои деньги, так и банковские в виде займа. Подходит тем, кому периодически нужно «перехватить до зарплаты».

          Дебетно-кредитная- зарплатная карта с овердрафтом. Подходит тем, кто имеет регулярный доход.

5.Какие существуют типы карт? (Электронные, классические, премиальные, виртуальные).

          Электронные (Visa Elecktron и MasterGard Maestro)- для снятия наличных в банкоматах и при покупках в торговых точках.

          Классические (Visa Classik, MasterCard Standart) – для снятия наличных, покупок в магазинах и интернет-покупок.

          Премиальные (Gold и Premium)- статусные карты. Широкий набор функций и привилегий: повышенный кэшбек, включение в страховые программы и др..

          Виртуальные- только для расчетов в интернете.

Задание 2  (5 эрудиток, плюс 4 дополнительно)

           Заполни таблицу: примечание: для выполнения задания вы можете купить подсказку «библиотека». Стоимость подсказки «5 эрудиток»    

Предполагаемые ответы

Преимущества

Вид карты

Недостатки

- нет долгов перед банком- возможность контролировать свой доход

 

Дебетовая

 

 

-может не хватить денежных средств

 

- в любой момент есть деньги

 

Кредитная

 

 

-постоянно есть долги

(психологические неудобства)

-высокие проценты банка - риск (можно не рассчитать свои финансовые возможности)

Станция 4

«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь»

Задача данной станции: закрепить знания в разделе финансовая деятельность.

Вопросы к кроссворду:

1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $.

2.Обмен одного товара на другой.

3.    … стерлингов. Запишите пропущенное слово.

4. Современная денежная единица Китайской Народной Республики

5. Медная монета  сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838 г. в полкопейки.

6. Денежная единица Японии.

Ответы: 1. Доллар  2.Барте  3.Фунт   4.Юань  5.Грош   6.Иена

Правильный ответ – 1 эрудитка

Станция 5

Ситуационная «Рациональное поведение»

Задача: в предложенном задании найти информацию, проанализировать её, оценить проблему, с которой встретились герои ситуации, применить знания, связанные с ситуацией и поднятой в ней проблемой.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220324_085428.jpg

Прочитайте текст и изучите таблицу.

          Молодожёны Ирина и Геннадий составили список расходов на январь. Их доход в этом месяце составил 22500 рублей, и эти деньги они положили на банковскую карту Ирины.

Список запланированных расходов

1.Покупки для дома, питание – 12000 рублей.

2.Интернет, сотовая связь – 800 рублей.

3.Развлечения и отдых – 1500 рублей.

4.Транспорт – 1000 рублей.

5.обучение на курсах – 7000 рублей.

А вот выписка банковской карты Ирины за январь.

3.01

Магазин «Магнит»

2400

5.01

Кинотеатр «Родина»

400

6.01

Магазин «Бытовая техника»

2600

7.01

Оператор сотовой связи «МТС»

300

8.01

Автозаправка «Подсолнух»

600

9.01

Курсы программистов

7000

13.01

Супермаркет «Абсолют»

2500

15.01

Провайдер «Апельсин»

500

17.01

Спорт -клуб «Богатырь»

1000

19.01

Магазин «Всё для дома»

1800

22.01

Автозаправка «Дизель»

400

24.01

Магазин «Продукты»

1400

25.01

Кафе «Вилка – ложка»

300

27.01

Магазин « Наш»

3000

Задание 1. Найдите необходимую информацию. ( 3 эрудитки)

          По некоторым пунктам молодожёнам удалось уложиться в запланированный бюджет, а по некоторым не удалось. Выберите номера пунктов, по которым Ирина и Геннадий не уложились в бюджет.

1.Покупки для дома, питание.

2.Интернет, сотовая связь.

3.Развлечения и отдых.

4. Транспорт.

5.Обучение.

Ответ: 1,3

Задание 2.Проанализируйте информацию. ( 4 эрудитки)

           - Может, подумаем о покупке автомобиля? – предложил Геннадий. –Думаю, что мы можем себе позволить купить машину в кредит.

           Могут ли молодожёны запланировать в январе взять кредит на автомобиль, первый взнос которого составляет 10000 рублей, и заплатить его из суммы, сэкономленной в этом месяце? Дайте аргументированный ответ.

Ответ: нет, так как сумма расходов равна 22500 рублей, а сумма расходов составляет 24200 рублей. Следовательно, у молодожёнов нет сэкономленных средств на то, чтобы внести первый взнос за автомобиль.

Задание 3. Оцените проблему. (5 эрудиток)

          Решив экономить, Ирина предложила Геннадию отказаться от обучения на курсах программистов, так как они очень дорог стоят. Геннадий возразил, сказав, что это финансово не разумно. Объясните, почему Геннадий считает, что расходы на образование имеют финансовое преимущество и отказываться от них неразумно.

Ответ: получив образование (необходимые навыки), Геннадий сможет в будущем рассчитывать на более высокооплачиваемую работу или же сможет найти подработку к основному доходу, что увеличит доходы семьи.

Станция 6

Финансово - консультативная (12 эрудиток)

             Примите участие в инсценировке по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

12 эрудиток получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ, используя экономические знания. (Экспертами выступают учителя обществознания) Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки. Время ответа 1 минута

Как старик корову продавал

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!

 

Тьюторы собирают маршрутные листы и подводят итоги.

6.Подведение итога квест-игры.. Рефлексия.

- Во время нашего квеста мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

- Что повторили?

- Какие термины вспомнили?

- Вот и подошла к концу наша игра на лучшего знатока финансовой грамотности». Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!

- Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

          7.Домашнее задание. Попробуйте дома составить Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.

Образец:

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
  5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Приложение

Маршрутный лист команды «----------------------»

Название станции

Максимальное количество эрудиток

Количество заработанных эрудиток

Станция 1  «Валютная»

Под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

12 эрудиток

Станция 2 «Банк» под девизом: «Помнить, знать, применять».

8 эрудиток

Станция 3 «Ситуационная. Рациональное поведение»

1 задание – 3

2 задание – 4

3 задание - 5

Станция 4.

«Банковские карты»

под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!»

1 задание – 5 (дополнительно 3)

2 задание – 5 (дополнительно 4)

Станция 5

Финансово - консультативная

 12 эрудиток

Станция 6

«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь»

6 эрудиток

Итог

67 эрудиток

Маршрутный лист команды «_____________»

Название станции

Максимальное количество эрудиток

Количество заработанных эрудиток

Станция 1 «Банк» под девизом: «Помнить, знать, применять».

8 эрудиток

Станция 2.

«Банковские карты»

под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!»

1 задание – 5 (дополнительно 3)

2 задание – 5 (дополнительно 4)

Станция 3

«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь»

6 эрудиток

Станция 4 «Валютная»

под девизом: «Доллар рублю не товарищ».

12 эрудиток

Станция 5

Финансово - консультативная

12  эрудиток

Станция 6

«Ситуационная. Рациональное поведение»

1 задание – 3

2 задание – 4

3 задание - 5

Итог

67 эрудиток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час -викторина "Знатоки финансовой грамотности"

Викторина с элементами игры, отчет о проведенном мероприятии...

Квест-игра «Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 7 класса.

Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, делать анализ фин...

Викторина "Знатоки финансовой грамотности"

Викторина "Знатоки финансовой грамотности" выполнена в форме презентации. Викторину можно использовать на занятиях междисциплинарного курса по финансовой грамотности, на внеурочных занятиях ...

Знатоки финансовой грамотности ( познавательная игра)

Конспект занятия по финансовой грамотности для 5 класса...

Знатоки финансовой грамотности

Викторина «Знатоки финансовой грамотности» 8-9 классыЦель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности. Задачи: 1. образовательная: закрепление и...

квест-игра по финансовой грамотности

квиз-игра развивающая мотивация у обучающих старшего школьного возраста...

Квест - игра по финансовой грамотности "Крестики нолики"

Цель: проверить знания и умения у учащихся по вопросам финансовой  грамотности. Задачи мероприятия:- уточнить представления обучающихся о функции обмена денег;- закрепить практическим п...