Особенности профориентационной работы в коррекционной школе
статья (8, 9, 10 класс)

Зотова Марина Александровна
Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. 

Цели профориентационной работы в школе:

 - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями.

Задачи профориентационной работы в школе:

- профессиональное просвещение учащихся с интеллектуальными нарушениями через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями.

- психологическое изучение и классификация профессий.

- ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, с условиями  труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии

- решение личностных проблем учащихся как факторов, препятствующих правильному выбору профессий и успешной социально-профессиональной адаптации. Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Направления и формы работы:

- Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

- Консультации и беседы по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые).

- Анкетирование, дифференциально-диагностические опросники для определения интересов и склонностей учащихся;

- Посещение экскурсий, мастер-классов, дней открытых дверей в учебных заведениях и на предприятиях;  

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

- Уголок по профориентации «Мой выбор»

- Уточнение сведений по учебным заведениям с адресами и телефонами

- Знакомство с законами, регулирующими трудовые отношения, информация об ошибках в выборе профессий.

- Проведение серий классных часов, учитывая возрастные и умственные способности учеников.

Для детей с умственной отсталостью выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Главным критерием высокой эффективности и хороших результатов системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействован весь ряд специалистов учреждения – учителя-предметники, классные руководители, психолог, социальный педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Наша группа представляет старшеклассников нашей школы.

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. 

Профориентационная работа должна быть интересной, познавательной, увлекательной и разнообразной.

Деловая игра по профориентации среди педагогов: коллектив делится на группы, каждая из которых играет роль учеников. Разыгрываются различные проблемные ситуации, связанные с вопросом профориентации. Далее проблема обсуждается и разрабатываются методы и приемы взаимодействия со старшеклассниками

1 группа - «Мы не умеем анализировать свои способности и склонности, кто-то из нас мечтает стать врачом, учителем, бухгалтером, но такие профессии нам не по плечу, поэтому учителя должны нас заинтересовать теми специальностями, которые нам доступны, рассказать нам о перспективах, условиях труда и возможной заработной плате».

 2 группа – «Если бы в школе был уголок по профориентации, то я бы с радостью с ним ознакомилась, обсудила бы с одноклассниками, что кому нравится и почему, если бы что-то не поняла, то задала бы вопросы классному руководителю или психологу».

3 группа – «Моя подруга идет учиться на швею, я пойду вместе с ней, хотя шить я не люблю. А вот если бы учителя со мной проводили беседы по выбору профессии, тесты и тренинги, встречи с представителями учебных заведений и предприятий, скорее всего я бы поменяла свой выбор и пошла бы учиться на фотографа».

4 группа – «Мне очень нравятся экскурсии на производство и мастер-классы, где мы можем своими глазами увидеть, как работают люди той или иной профессии, попробовать самим стать частью этого процесса, в итоге сделать выводы и обсудить их с одноклассниками и друзьями».

5 группа – «Я не знаю какие учебные заведения могут меня принять, где они находятся и на какие специальности там обучают. Если бы классный руководитель это рассказала мне и моим родителям, то выбор дальнейшего пути значительно расширился».

6 группа – «Было бы хорошо познакомиться с законами, регулирующими трудовые отношения, требования школьной жизни мы хорошо знаем, а какие правила должны соблюдать работники той или иной профессии не знаем вообще».

7 группа – «Мне были бы интересны классные часы, проводимые совместно классным руководителем и психологом по темам: «Хочу, могу, умею – три составляющие профессионального выбора», сюжетно-ролевые игры «Цепочка профессий», «Кто есть кто», «Знаток профессий» и т.д.

Школа – наш второй дом, поэтому мы очень надеемся, что учителя помогут нам сделать правильный выбор».

С какими проблемами сталкиваются обучающиеся при выборе профессии:

  1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.
  2. Влияние стереотипов, то, что мы можем пойти учиться только на швею или маляра-штукатура.
  3. Выбор профессии под влиянием друзей.
  4. Недооценка своих физических способностей.

Вопросы детей:

  1. Я не знаю, кем хочу быть. Как мне определиться с выбором профессии?
  2. Почему я не могу стать врачом, учителем или бухгалтером?
  3. Почему я должна идти учиться на швею, если я не люблю шить?
  4. Все мои одноклассницы идут учиться в одно учреждение, мне тоже пойти с ними или подумать? Рассмотреть другие варианты?
  5. Будут ли нам организованы экскурсии, мастер-классы на производство, чтобы посмотреть как работают люди по той или иной профессии?
  6. Почему к нам на классные часы не приходят люди разных профессий, чтобы рассказать нам все плюсы и минусы работы?
  7. Будут ли с нами проводиться тестирования и тренинги для определения сферы деятельности и выбора подходящей профессии?
  8. Мне кажется, что я не смогу стать хорошим поваром, потому я тупая и учусь в школе для дебилов. Вы как думаете?
  9. Я не решила, пойду ли я учиться или сразу пойду работать, мне нужны деньги. Можете мне объяснить, как будет лучше.
  10. Некоторые вопросы я стесняюсь задать при одноклассниках, можно ли организовать индивидуальные беседы с психологом и классным руководителем?

На профессиональное самоопределение большое влияние оказывают несколько факторов:

- Позиция старших членов семьи.  Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Или наоборот, считают ребенка еще маленьким, не доверяют его выбору и сами принимают решение о его дальнейшем выборе.

- Позиция сверстников. Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

- Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

- Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

Задачи учителя:

  • познакомить с миром профессии;
  • развивать и корректировать профессиональную ориентацию в выборе соответствующих профессий;
  • изучать их склонности, особенности и профессиональные интересы, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии;
  • формировать потребность к профессиональному самоопределению с учетом интересов и собственных возможностей.

Задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, причём активным координатором должна выступить школа. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Выпускники коррекционной школы не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа в коррекционной школе.

данная статья преднозначена в помощь учетелям в профориентационной работы с учащимися....

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....

Модель профориентационной работы в коррекционной школе

В статье рассказывается об опыте работы коррекционной школы по профориентации. Описываются инновационные проекты с учащимися разных возрастов, реализованные на базе МКОУ КШ №8....

Организация профориентационной работы в коррекционной школе

Статья посвящена системе работы педагога - психолога по проблеме профессиональной ориентации в современной системе школьного образования в условиях коррекционной школы....

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, ...